общество

Невежливый человечек

Мирас Нурмуханбетов

26.04.2021

Чем занимался в Алматы компаньон сотрудника ФСБ?

Инцидент со «стрелком» в одном из алматинских ЖК вновь разделил общество: одни по привычке стали обвинять полицию в непрофессионализме, а другие говорить о том, что спецназовцы рисковали жизнями. Не будем спорить ни с теми, ни с другими, а попробуем взглянуть на этот инцидент глубже и постараемся рассмотреть деревья за лесом (или наоборот). Кроме прочего, нужно обратить внимание на личность Руслана Исаева и задаться вопросом, действительно ли он связан с ФСБ и что он здесь делал?

Основная проблема так называемого общественного мнения в том, что оно чаще базируется на эмоциях, а не на здравом рассудке. Причем эмоциями можно сравнительно легко управлять, и они стремительно покатятся в том направлении, куда их направят своими тяпками-постами блогеры-дехкане. Но базисом для этого должен быть общий настрой, который основывается на тотальном недоверии к власти в целом и правоохранительным органам в частности. На этом и построены многие комментарии, в которых вроде бы взрослые люди обвиняют полицию в непрофессионализме, а некоторые даже делают «стрелка» их жертвой.

Мы сейчас не станем обсуждать и тем более осуждать профессионализм спецназа ДВД Алматы, а по самому «герою» поговорим чуть ниже. Впрочем, нужно между слов отметить, что у него, судя по «портфолио», боевого опыта значительно больше, чем у наших спецназовцев, ведь, действительно, брать в «кеттлинг» оппонентов с режимом здесь не в счет. Будем исходить из того, что жертв среди гражданских не было, попытки переговоров предпринимались постоянно на протяжении более пяти часов и как бы то ни было, главная задача спецоперации была нейтрализация «стрелка», и она была выполнена без потерь. Впрочем, проскальзывала информация о двух раненных спецназовцах, а также о том, что Исаева нужно было взять живым, что тоже надо «взять на карандаш».

Однако еще многое в этом деле не ясно и, соответственно, итоги подводить рано. Главное сейчас, чтобы общество несколько сменило ориентиры и стало думать в другом направлении. Многие стали проводить параллели с штурмом квартиры в жилом доме около площади Республики в начале «нулевых», некоторые вспомнили антитеррористические операции в Алматы в 2012-13 годах, а были и те, кто напомнил о событиях июля 2016 года, когда тезка нынешнего «героя» Руслан Кулекбаев в одиночку (по официальной версии) заставил содрогнуться весь город. Общие черты во всем этом найти, конечно, можно, но есть и существенные различия.

Однако здесь нужно принимать во внимание причину конфликта. По всей вероятности, охранник ЖК оказался «крайним». Напомним, он вместе с другими жильцами якобы вынес мебель, которую Руслан Исаев вынес в коридор (она мешала соседям). При этом как в случае с недавним инцидентом на «Алтын-Орде» никто не стал обращать внимание на различие национальностей нападавшего и его жертвы. И это правильно, хотя пока не известно, в каком русле протекал их разговор. Также остаются вопросы относительно информативности общественности, ведь именно из-за недостатка информации, а также неумения (нежелания?) быть честным с гражданами и журналистами появляются различные домыслы и то самое недоверие к властям, с которого мы начали.

Надеемся, сегодня-завтра МВД не только даст полный расклад о субботнем инциденте, но и расскажет всю хронологию событий и разъяснит многие «белые пятна» об Исаеве. Например, почему у гражданина иностранного государства на руках имелось огнестрельное оружие, что за рабочая виза, по которой он приехал, кто его работодатель, когда пересек границу Республики Казахстан, снимал он квартиру или какие права на нее он имел (ведь в домовой чат включен был и «права качал») и так далее. Отдельный вопрос по семье. Говорили, что от него ушла жена с детьми, которая не выдержала издевательств: где она, уехала на родину?

Вообще, многие комментаторы, вне зависимости от того, делают они из Исаева жертву или экстремиста, сходятся на неадекватном поведении и ненормальном его психическом здоровье. Оказалось, что агрессивность он проявляет не только к соседям и попавшимся под руку охранникам, но и к родным братьям. Нам удалось выяснить, что в 2018 году на Руслана Исаева был составлен административный протокол по нарушению общественного порядка. С жалобами на него выступили два брата, которых он не впустил в дом, не давал встретиться с престарелым парализованным отцом и обложил нецензурной бранью. Братья заявили, что он вывез отца незаконно. А сам Руслан Абуевич настаивал на том, что они за отцом не ухаживали и ему в этом не помогали. Впрочем, суд не нашел вины Исаева и дело об административном правонарушении было прекращено, хотя и дошло до Верховного суда Дагестана.

Можно предположить, что что-то с психикой у Руслана Исаева стало во время пребывания в «горячих точках» – что-то типа «афганского синдрома», но этого только предположения, да и вряд ли могло служить оправданием, если бы ситуация стала развиваться по худшему сценарию. В любом случае, повторимся, что хорошо было бы услышать от МВД разъяснения того, почему этот россиянин не находился под особым контролем, коли изначально было известно о том, что он является «лицом, прибывшим из горячих точек»? В принципе, Комитет нацбезопасности здесь тоже должен подать голос и объясниться по этому поводу – господа чекисты, а разве это не вашей епархии дело? Сколько у нас в стране находится иностранцев с такой формулировкой и что они, вообще, у нас делают?

Нам, например, интересно, знает ли КНБ РК, в каких именно горячих точках побывал Исаев Р.А., 1968 года рождения, и что именно он там делал? Конечно, такого рода люди не любят светиться, хотя Руслан Абуевич, судя по всему, старался привлечь к себе внимание, но кое что о нем стало известно. Ровно год назад, 27 апреля, он вместе с неким Абдул-Саламом Мальсаговым зарегистрировал ООО «Тутан» с уставным капиталом в 10000 рублей (57 тыс. тенге). Они вложились по пять тысяч и Мальсагов стал гендиректором фирмы. Основным видом деятельности указано «строительство жилых и нежилых зданий», но при этом указано еще несколько десятков направлений деятельности: разведение птицы, строительство мостов, подача напитков, штукатурные работы, реклама и так далее. Из общего списка, судя по всему, формальных направлений, выделяются две: «обеспечение систем безопасности» и «деятельность политических организаций».

Вполне возможно, мы чересчур нагнетаем и ищем черную кошку там, где ее нет, но про политическую деятельность, заметим, написано в первых строках описания ООО. Заслуживает внимания и соучредитель Исаева – Абдул-Салам Мальсагов. Он является (по крайней мере, являлся несколько лет назад) секретарем антитеррористической комиссии, помощником мэра города Сунжа и представлял на разных уровнях Совет безопасности Республики Ингушетия. Совпадение? Вряд ли. Знают об этом наши спецслужбы? Вопрос остается открытым, ведь есть вероятность, что они были в курсе, для чего именно Руслан Исаев прибыл в Казахстан – может быть, каким-то образом террористов помогал ловить. Но все равно странно, как человек (Мальсагов), находящийся на службе, мог открывать частное предприятие, в уставе которого предусмотрены политические функции?

Есть еще один факт, о котором упоминали наши СМИ, но не зацикливали на этом внимание. Речь идет о плакате, вывешенном из окна Исаева. Графолог, наверное, может сказать, что у автора, действительно, не все в порядке с головой, но вот на содержание плаката должны были обратить внимание правоохранительные органы, тем более, по свидетельствам очевидцев, он провисел несколько дней. Там сказано: «Власть Сотаны. Патриоты всех народов объединяйтесь в один кулак. Аби Султан». Ну и свои имя-фамилию сбоку дописал – автограф оставил, так сказать. Говорят, что никто не стал вчитываться, потому что на 17 этаже это висело, хотя, как минимум, участковый должен был разобраться в том, кого автор под «Сотаной» подразумевает. Компетентные органы же должны были уточнить, про каких патриотов речь и какого именно Аби Султана Руслан Абуевич имел в виду. Не того ли Камиль Абу Султана, кого в России федералы считают экстремистом и причисляют к салафитскому движению, к ИГИЛу и чему-то еще.

То есть, получается, в Руслане Исаеве сочетается три вещи – «горячие точки» (где он бывал), соратник-соучредитель из ФСБ и учитель из салафитов? Впрочем, если верить в версию о причастности российских спецслужб к религиозным радикалам, то вполне объяснимая связка. Только при чем тут Казахстан? Что делал в Алматы этот человек – скрывался или был на задании и почему так бездарно «спалился»?

В общем, продолжение, судя по всему, последует…


Мирас Нурмуханбетов

Публикации автора

Россия, верни не свое! Пожалуйста…

В этот день. Быть первым!

Продать бесценное

Угрозы ОДКБ или от ОДКБ?

В этот день. Реабилитация автономий

Старый Казахстан. В последний путь

Топ-тема

Другие темы

ОБЩЕСТВО | 26.04.2024

Оставаться верным фактам

АНАЛИТИКА | 26.04.2024

В этот день. Трагический календарь

ГЕОПОЛИТИКА | 25.04.2024

Ильхам Алиев заявил, что в случае «серьезной угрозы» его страна примет «серьезные меры»

ОБЩЕСТВО | 24.04.2024

Вспомнить всё…

АНАЛИТИКА | 24.04.2024

Тик-так для «Тик-Тока»

СПОРТ | 24.04.2024

Елена Рыбакина выиграла Гран-при Porsche по теннису