Одним словом, узбекская интеллигенция выступает так называемой выигрывающей коалицией селектората в Узбекистане. Поэтому вполне логично, что ряд публичных выступлений Саиды Мирзиёевой выглядят, условно говоря, как покупка лояльности соответствующего «электората». Таким образом, она, по сути, пытается «купить» поддержку журналистской братии, учителей, будущих ученых, нуждающихся в социальной помощи граждан. В частности, в конце августа прошлого года С. Мирзиёева заявила, что «в сфере образования много застарелых проблем, которые годами ждут решения». При этом она отметила реализуемые для этого проекты и решения, достигнутые первые результаты, которые, видимо, являются её личной заслугой.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Формирование династии Мирзиёевых?
Гугуша – серьезная проблема для Ш. Мирзиёева?
В конце декабря ушедшего года Саида Мирзиёева с Комилом Алламжоновым приняла участие в республиканском этапе интеллектуальной олимпиады «Заковат» среди студентов. В итоге она в Телеграме написала: «Завершился республиканский этап Интеллектуальной олимпиады «Заковат» среди студентов вузов. Победители получили награды и серьёзные перспективы для своего роста: стипендии, возможность стажироваться за рубежом и получать гранты. Мы смогли объединить тысячи людей, которые разделяют политику нашего президента в том, что наука, просвещение и интеллектуальный потенциал — необходимые условия для развития нашей страны. Нашей стране необходимо больше инициатив, подобных «Заковат». Нам нужно вкладывать в своё будущее!».
В связи с вышесказанным показательно, как соратник С. Мирзиёевой Комил Алламжонов как-то высказался относительно узбекистанских СМИ: «Только в тандеме с Саидой Мирзиёевой мы смогли прийти к сегодняшним достижениям. Постарались вывести прессу до уровня четвертой власти. Организация пресс-служб в министерствах и ведомствах, защита прессы, немедленное оповещение руководства о проблемах прессы – в этом её большая заслуга». В общем, Саида Мирзиёева сегодня «заведует» узбекистанским информационным пространством. Кстати, Комил Алламжонов насчет платформы «Заковат» сообщил: «Наша основная цель – объединить молодых людей, стремящихся к знаниям, к науке, выявить их. Также основной целью является вывести науку в тренд».
Как показал де Мескита, селекторат позволяет авторитарному лидеру оставаться у власти, если он в ответ активно задабривает этот свой круг поддержки. На сегодня уже, по всей видимости, у Саиды Мирзиёевой сформировался устойчивый круг поддержки среди тех узбекистанских женщин, которые ратуют за защиту своих прав от притеснений со стороны патриархата. Ведь в предыдущие годы С. Мирзиёева выдвинула ряд инициатив и законопроектов, связанных с правами женщин и гендерным равенством в Узбекистане. И ей в этом деле, по-видимому, помогают преданные соратники и соратницы, которые постепенно продвигаются по властной лестнице.
В середине декабря руководителем Управления информационно-аналитического обеспечения внешней политики и расширения внешнеэкономического сотрудничества Департамента внешних связей Администрации президента Узбекистана стала Нозима Довлетова. Она до этого руководила общественным фондом поддержки и развития национальных масс-медиа, возглавляла его попечительский совет. Судя по всему, в попечительский совет этого фонда до сих пор входит и Саида Мирзиёева. Нозима Довлетова в ноябре 2022 года возглавила попечительский совет фонда, которым прежде руководил Комил Алламжонов. Последний вслед за Саидой Мирзиёевой теперь работает в администрации президента, возглавляя там Департамент информационной политики Аппарата президента.
Не забывает Саида Мирзиёева и про внешний селекторат. Так, в конце октября она провела переговоры с министром культуры и туризма Китая Ху Хэпином. Саида Мирзиёева с Ху Хэпином обсудила перспективы дальнейшего углубления узбекско-китайских отношений в культурно-гуманитарной и туристической сферах. А в начале ноября С. Мирзиёева в Ташкенте встретилась с помощником госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Дональдом Лу. Причем они обсудили весьма щепетильные вопросы, которые, скажем так, Саида Мирзиёева застолбила за собой в Узбекистане, что, вероятно, понимают и в Вашингтоне: «Мы обсудили текущее состояние и перспективы двусторонних отношений между нашими странами в сфере образования, культуры, обеспечения прав женщин и детей. Также мы обменялись мнениями по вопросам поддержки СМИ и гражданского общества в Узбекистане и взаимодействия в сфере прав человека».
В самом начале второй декады ушедшего декабря Саида Мирзиёева встретилась с помощником президента Казахстана Русланом Желдыбаем. Мирзиёева в своем Telegram-канале выложила отчет о данной встрече: «Сегодня у нас состоялась встреча с помощником президента Казахстана по внутренней политике и коммуникациям Русланом Желдыбаем, который посетил Ташкент для участия в Международной научной конференции «Джадиды: идеи национальной идентичности, независимости и государственности». Мы обменялись мнениями о роли джадидов Центральной Азии в сплочении народов наших стран, их творчестве и вкладе в общее развитие региона. Детально обсудили вопросы дальнейшего укрепления дружественных отношений между Узбекистаном и Казахстаном во всех направлениях, представляющих взаимный интерес». Короче, это слова не просто помощника президента Узбекистана, а человека, оказывающего большое влияние на формирование узбекского государственного курса.
Между прочим, на указанной международной научной конференции Саида Мирзиёева высказалась в пользу реформы национального алфавита, чтобы не утратить национальный язык и дух нации. А это уже заявка уровня национального политического лидера, претендующего проводить независимый государственный курс. Тот факт, что С. Мирзиёева проводит такие встречи, положенные только для узбекских чиновников высокого политического ранга, говорит о многом. Хотя С. Мирзиёева официально является всего лишь первым помощником своего отца Ш. Мирзиёева. По конституции, эта должность не является даже третьей в иерархии преемственности власти. Однако неформально, что принимают и понимают внешние игроки, Саида Мирзиёева является первым человеком в структуре преемственности власти своего отца.
В середине ноября С. Мирзиёева провела встречу с представителем ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Терезой Рибейро. Они обсудили ни много ни мало существующие проблемы и возможности свободы слова в мире, особое внимание уделили совершенствованию законодательства о СМИ. По итогам этой встречи Саида Мирзиёева написала в своем Telegram-канале: «Сегодня мы находимся на этапе совершенствования законодательства о СМИ. Разрабатываем проект Информационного кодекса. Для нас важно сохранить те положительные изменения в сфере массмедиа, которых мы добились за последние годы и защитить журналистов. В рамках этой темы мы обсудили будущие совместные проекты».
Тем временем международные правозащитные организации информируют о преследованиях инакомыслящих журналистов в Узбекистане. В частности, один из пострадавших, известный узбекистанский журналист Илёс Сафаров, комментируя свой уход с работы, сказал «Озодлику», что в Узбекистане «журналистика вступает в очень трудный и сложный период». По всей видимости, во многом поэтому в последнем рейтинге уровня свободы СМИ «Репортеров без границ» Узбекистан «упал» с 133-го на 137-е место. Активист соцсетей Фаррух Самарканди по поводу ухода Сафарова с работы написал: «Я ни капельки не сомневаюсь в том, что Илёс ушел с работы из-за цензуры и давления».
Примечательно, что в интервью «Озодлику» посол США в Узбекистане Джонатан Хеник заявил: «За последние несколько лет Узбекистан сделал важнейшие шаги вперед в сфере свободы прессы. Но наряду с этим уголовные дела против блогеров вызывают у нас беспокойство. Я призываю правительство Узбекистана продолжать уважать свободу прессы, слова и самовыражения. Я считаю, что правительство должно быть уверено в том, что за всеми этими уголовными делами не стоят политические причины». Таким образом, в сфере узбекистанских СМИ разворачивается какая-то зачистка, которая, возможно, связана с будущим политическим транзитом. То есть не исключено, что эта мера ориентирована на создание исключительно позитивного информационного поля как под Ш. Мирзиёева, так и под его старшую дочь Саиду…
Фото из открытых источников