Геополитика

Как Центральная Азия реагирует на войну между Израилем и Хамасом?

THE HILL

04.01.2024

Контратака Израиля на сектор Газа, предпринятая в ответ на нападение Исламского движения сопротивления («Хамас») 7 октября, привела к гибели предположительно 20 000 мирных палестинцев. В каждой стране мусульманского мира наблюдается массовое неприятие нападения Израиля, и республики Центральной Азии не являются исключением.

Жители Центральной Азии идентифицируют себя с единоверцами-мусульманами и, также расстроены тем, что палестинцы живут в условиях режима ЧС, который напоминает им опыт Российской и Советской империй.

Протесты в поддержку палестинцев были организованы в Кыргызстане, Казахстане и Узбекистане, но они носили мирный характер и не привлекли большого внимания - и власти хотят, чтобы так и оставалось. В Узбекистане Узбекская служба РСЕ/РС обнаружила, что приложения Telegram и Instagram использовались для распространения информации о бойкоте израильских товаров, хотя попытка не удалась, когда было заявлено, что мыльный порошок «Ариэль» был назван в честь бывшего премьер-министра Израиля Ариэля Шарона.

Правительства стран Центральной Азии вправе проявлять бдительность в связи с общественными беспорядками после нападения ХАМАС на Израиль. В российском Дагестане полиции пришлось реагировать, когда толпа ворвалась в аэропорт в поисках пассажиров из Израиля на прибывающем рейсе. Правительства стран региона выступают в защиту палестинцев, оказавшихся между ХАМАСом и израильскими войсками, оказывают финансовую помощь, а в Организации Объединенных Наций (ООН) голосуют за поддержку палестинского народа.

Правительства обеспокоены следующим:

Общественный порядок. Администрации хотят, чтобы страсти граждан не выплескивались на улицы, и избежать вспышек, подобных беспорядкам в Казахстане в феврале 2022 года после отмены контроля над ценами на автомобильное топливо. Насилие было подавлено местной полицией, военными и российскими войсками.

Другие вспышки насилия произошли в Республике Каракалпакстан в июле 2022 года в ответ на предложенные изменения в конституции Узбекистана, которые лишали республику права на отделение, а также в Кыргызской Республике, где вспышки политического насилия происходили в 2005, 2010 и 2020 годах.

Сбор средств в пользу палестинцев. Правительства, скорее всего, будут поощрять денежные пожертвования в пользу законных благотворительных организаций, которые помогут палестинцам, перемещенным в результате израильских атак. Они могут сделать это, настаивая на том, чтобы средства проходили через мечети, контролируемые государством, чтобы гарантировать, что средства будут доставлены достойным, а посредники не станут мишенью для США или Европейского союза (ЕС) за отмывание денег или поддержку терроризма.

Иностранные боевики. Правительства стран Центральной Азии чутко реагируют на признаки радикализации, поскольку их граждане были среди иностранных боевиков во время гражданской войны в Сирии и войны в Ираке. Обеспечение того, чтобы парни оставались дома, является приоритетом для республик, которые уже озабочены выявлением возвращающихся иностранных боевиков. Пресечение проблемы на корню позволит избежать заминок в отношениях с США и ЕС, а также с Израилем, имеющим посольства в Узбекистане, Казахстане и Туркменистане.

Кроме того, Китай потребует прекратить отправку местных добровольцев, чтобы ни один из них не оказался в рядах сепаратистского Исламского движения Восточного Туркестана. В мае 2023 года лидеры Китая и республик встретились на первом саммите Китай-Центральная Азия, открыв дверь для увеличения китайских инвестиций в регион и дав местным правительствам возможность балансировать против США, ЕС и России. Если республики не могут остановить местных добровольцев, отправляющихся воевать в Газу в поддержку ХАМАС, Пекин должен пересмотреть пригодность своих партнеров в качестве инвестиционных направлений.

Усиление влияния местных исламистских группировок. Местные исламистские группировки, связанные с «Аль-Каидой», «Исламским государством» и «Хайят Тахрир аш-Шам», воспользовались израильской атакой на Газу и вышли в социальные сети, чтобы восхвалять бойцов ХАМАС, призывая мусульман заниматься миссионерской деятельностью, жертвовать им деньги (предпочтительно криптовалюту) и участвовать в джихаде. Исламисты активно использовали каналы Telegram, популярные в Центральной Азии, для распространения аудио- и видеообращений, хотя это и дорогого стоит, поскольку местные власти могут легко их отслеживать.

В ответ на действия исламистов местные имамы заявили о своей поддержке палестинцев, но предостерегли граждан от того, чтобы они становились жертвами пропаганды. Аброр Мухтор Алий, открытый член Управления мусульман Узбекистана, призвал молодежь не ехать в Палестину, чтобы воевать с ХАМАС. Он заявил, что узбекские мусульмане должны следовать только фетвам Управления мусульман Узбекистана, которое ранее призывало мусульман не участвовать в российско-украинской войне, поскольку участие в боевых действиях противоречит их исламской вере, так как их единственная обязанность - защищать свою родину.

В последние годы число узбекистанцев, посещающих Саудовскую Аравию с целью совершения Хаджа и Умры, возросло. В эпоху Ислама Каримова только 5 000 узбекистанцев совершали ежегодный хадж, сейчас их число составляет 15 000–17 000. Раньше только 2 000 совершали Умру каждый год, сейчас их число составляет около 140 000. Эта тенденция, вероятно, повторится во всех республиках, поскольку жители Центральной Азии могут стать ближе к своей религии в ответ на нападение на палестинцев.

То, что происходит в Израиле и Газе, - трагедия, но для многих в Центральной Азии здесь есть возможность.

Неравнодушные мусульмане могут писать, говорить и жертвовать средства в поддержку палестинцев.

Правительства могут гарантировать, что пожертвования их граждан в пользу палестинцев попадут в правильные руки, а местные финансовые учреждения не попадут под санкции Запада, продолжать голосовать за Палестину в ООН и продолжать считать ХАМАС сопротивлением, спокойно соблюдая международные санкции в отношении этой группировки. (Только США, ЕС, Австралия, Канада, Япония и Великобритания считают ХАМАС террористической организацией).

Местные исламисты заработают немного денег, но, скорее всего, не добьются больших успехов, поскольку республики могут ответить усилением координации между своими службами безопасности, а также с американскими и европейскими партнерами.

Местные имамы могут продолжать взаимовыгодные отношения с правительствами, пытаясь вернуть себе влияние, утраченное в результате советского атеизма и жесткой политики бывшего президента Узбекистана Ислама Каримова. Правительства будут сотрудничать с имамами, все из которых являются государственными служащими, поскольку в столицах осознают исламское наследие региона, но при этом должны обеспечивать безопасность модернизирующейся светской государственной структуры.

Автор: Джеймс Дюрсо - постоянный комментатор по вопросам внешней политики и национальной безопасности. Дюрсо 20 лет служил в ВМС США и работал в Кувейте, Саудовской Аравии и Ираке.

Источник: How is Central Asia responding to the Israel-Hamas war? | The Hill

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников


THE HILL

Публикации автора

Как Центральная Азия реагирует на войну между Израилем и Хамасом?

Топ-тема

Другие темы

ГЕОПОЛИТИКА | 06.05.2024

Необходимость демилитаризации массового сознания

ГЕОПОЛИТИКА | 06.05.2024

Идеи Маккиндера и XXI век

АНАЛИТИКА | 06.05.2024

Защитить защитника

ИНТЕРВЬЮ | 03.05.2024

В этот день. Солидарность тюрков, журналистов и Солнца

ОБЩЕСТВО | 02.05.2024

Еще раз о профилактике экстремизма

ГЕОПОЛИТИКА | 02.05.2024

Кэмерон призывает к укреплению связей с Казахстаном во время турне по Центральной Азии