Интервью

Наша задача – создание диалога

Жан Абишев

29.12.2023

Так считает научный сотрудник Института философии НАН Беларуси, главный редактор портала IMHOclub.by, член научно-экспертного совета при председателе коллегии Евразийской экономической комиссии Алексей Дзермант.

В Москве прошёл форум «Великая Скифия», организаторами которого выступили движение «Новые скифы: мир будущего» под руководством Павла Зарифуллина и Евразийский центр культурных и общественных инициатив им. Льва Гумилёва.

С какой целью проводился форум, и чем занимаются новые скифы? Об этом рассказывает Алексей Дзермант.

Алексея Дзерманта с Казахстаном связывает место рождения. Он – уроженец Талгара Алматинской области. И всё, что происходит в нашей стране, его интересует. В определённой степени этим и объясняется его участие в движении «Новые скифы» и продвижении интересов Евразийской интеграции.

Под скифскм флагом

- Алексей Валерьевич, а в связи с чем проводился недавний форум «Великая Скифия», в котором вы участвовали? Форум был посвящён какой-то дате или это ежегодное собрание единомышленников?

- Скажу сразу, что это серия форумов. В этом году он проводился в Москве и стал заключительным. А начинали мы с Минска. Потом собирались в Ростове-на-Дону.

Что даёт эта серия форумов? Во-первых, мы на них встречаемся с творческой интеллигенцией, с людьми культуры, дипломатами, политиками, учеными. И на этих форумах ищем ответ на вопрос: что происходит с Россией, с её союзниками, как меняется мир, что мы можем предложить себе и миру в качестве перспективных идей для будущего, для развития. И не просто взять их откуда-то с неба, а посмотреть на землю, на наши корни и увидеть, что в основе многих сегодняшних процессов лежит наше общее наследие, единство. Напомню, что некогда огромное пространство – от Карпат до Тихого океана – было объединено единой скифской культурой и их мировоззрением. Мы видим в этом первоначало и последующей государственности: тюркской, и восточнославянской. Потому что мы считаем, что это наследие нас объединяет, а не разъединяет. В условиях турбулентности современного мира, геополитического конфликта на Украине, мы ищем ценности в наследии для объединения и с помощью его пытаемся найти ответы на вызовы будущего. Прежде всего, для нас важно осознавать единство этого пространства, общность интересов наших народов - духовную, эстетическую, идеологическую. И поэтому на наших форумах присутствуют политики из разных партий, представители различных конфессий и разных народов России, стран постсоветского пространства. И это, по сути, широкое уже движение под скифским флагом.

Растёт понимание нашей общности

- А насколько идеи этого движения, скажем, востребованы, пользуются спросом? Есть ли запрос у населения в Беларуси, например?

- Сначала, конечно, идеи евразийства и скифства вызывали некоторый скепсис, может быть, даже воспринимались как экзотика. Потому что традиционно считается, что Беларусь – такая классическая европейская страна, соответственно, есть большой интерес к Западу, к Западной Европе. А то, что связывает нас с Востоком, с Евразийским миром, находилось на втором плане. Но всё поменялось в последнее время. Во-первых, после 2020-го года - попытки государственного переворота, мы увидели истинное обличье Запада. Ему нужно не просто свержение власти, ему надо изменение государственного строя, полное подчинение, уничтожение нашей экономики. Естественно, после этой агрессии, после санкций, на нас наложенных, мы стали по-другому смотреть на отношения с Западом и начали задаваться вопросом: а почему все сводится к этой Европе? Ведь это всего лишь полуостров Евразии, большой Евразии. Почему они считают себя центром мира? Почему навязывают всем свои ценности? Пытаются сломать через колено всех тех, кто им не подчиняется. Поэтому мы стали искать смыслы более близкие, естественные, такие природные для нас. И да, конечно, это - близость, общность восточнославянская, в рамках православной такой цивилизации. Но мы видим, что эти наши корни идут гораздо глубже и дальше и связывают нас с Востоком, с Большой Евразией. И в плане наследия мы тоже причастны в определенном смысле и к скифскому миру: у нас даже археология это подтверждает, в последнее время обнаружены находки на юге страны, связанные со скифами. Поэтому здесь есть и поиск все-таки какой-то своей идентичности – такой глубокой, настоящей, не навязанной, и актуальная потребность пережить вот эту атаку Запада, и найти себе союзников, партнеров, которые дружественны и близки исторически интересами в настоящем и в будущем.

- Алексей, понятно, что в России это движение действует уже давно и имеет своих сторонников. А для Беларуси, как вы сами только что сказали, движение новое, но уже тоже имеет сторонников. А насколько в других странах постсоветского пространства находятся сторонники ваших идей?

- Мы видим, что интерес большой есть в Казахстане, в других странах Центральной Азии - Кыргызстане, Таджикистане. И мы наблюдаем, что и в тех странах, которые как бы выбрали западный путь, например, Молдове и Грузии растёт интерес к скифам. Но там препятствуют, поскольку видят, что за этими идеями стоит смысл объединения Евразийского пространства. Им это, конечно, не нужно, поэтому в политическом смысле здесь есть преграды. Но мне кажется, что сам интерес, конечно, он есть, он неподдельный. От Казахстана у нас на форуме выступала известная блогерша Анастасия Ахметова, чьи ролики в соцсетях по теме скифства, евразийства набирают немало просмотров.

- А как вы относитесь к тому, что в странах тюркских, я имею в виду бывшего СССР, идет процесс объединения на основе идей тюркского мира – этакого Государства Туран?

- Вы знаете, здесь имеется несколько уровней ответа на этот вопрос. С одной стороны, да, общность тюркских народов, очевидна. Прежде всего, языковая общность, дающая большую степень взаимопонимания между тюркскими народами. И это хорошо. Всё, что объединяет: в культуре, в языке, в традициях – прекрасно и это нужно поддерживать. Если есть формы такой тюркской интеграции, особенно культурной, гуманитарной – это нормально, это хорошо.

Но другое дело (это второй уровень) если эта тюркская интеграция зацикливается только на себе, становится проводником такой исключительности, национализма, и противопоставляется, допустим, евразийской интеграции, в которой участвуют восточнославянские страны – Россия, Беларусь. Вот такое уже плохо, потому что это Евразию разделяет. На мой взгляд, необходимо сопряжение евразийского и тюркского векторов. Без противопоставления друг другу. Тем более, мы видим, что в России тюркские народы тоже представлены очень серьезно – татары, башкиры, якуты. Алтай – священная прародина тюрок, в общем-то, в России находится. И в этом смысле нельзя отгородиться и сказать, что мы будем интегрироваться каким-то своим клубом, допустим, без участия России и восточных славян. Мне кажется, это было бы ошибкой и неправильным действом. И плюс, не нужно допускать, чтобы вот этой узкой интеграцией манипулировали третьи силы, особенно западные, англосаксы. Они могут пытаться это противопоставить.

Не могу не отметить, что Туран – это прежде всего Казахстан, Средняя Азия. В рамках тюркской интеграции нельзя допускать перекоса в одну сторону, чтобы только турецкая сторона (при всем уважении к ней) доминировала и навязывала свою повестку, которая не всегда совпадает с интересами, допустим, и этого региона, и с интересами интеграции в Большой Евразии. Потому что в Турции тоже разные силы есть, они играют по-разному, и нельзя допускать, чтобы их игра как-то повредила безопасности других стран в Центральной Азии. И здесь мне кажется, роль посредника, миротворца, который противоречия не разжигает, а умиротворяет, снимает, для Казахстана окажется органичной, естественной. А это значит, нужно сопрягать интеграцию евразийскую и в тюркском формате. Это было бы более продуктивно.

Не разрушать добрососедских отношений

- Вы правы, Алексей, что нужно объединяться этим обоим векторам. Но вот как быть, если депутат Госдумы, некий господин Фёдоров заявляет, что России придется воевать со всеми бывшими республиками СССР? Видимо, он туда включает и нас с вами, то есть, Казахстан и Беларусь. Как в этом плане быть?

- Ну, вы знаете, в каждой из стран можно найти таких политиков, я сказал бы, безответственных, которые не понимают следствия своих слов, потому что в итоге все эти заявления – они разрушают доверие, добрососедские отношения. И я, конечно же, подобные заявления не поддерживаю, ни с российской стороны, ни с какой другой. Но, собственно говоря, мы и ведем свою деятельность просветительскую, идейную, информационную, чтобы доверие, понимание друг друга возрастали. Чтобы таких политиков было как можно меньше. На форуме было два депутата. Один – представитель «Единой России», другой из «Справедливой России». Вот из их уст я бы такого, наверное, и не услышал. И то, что мы там обсуждаем, мне кажется, меняет сознание в том числе и политиков в России, чтобы они лучше понимали, знали постсоветское пространство, наши государства, и не допускали подобных безответственных заявлений. И в этом смысле вот движение, наша деятельность направлены: на согласование позиций, понимание интересов, рост взаимопонимания и сближение не только элит, государств, но и людей, культур, традиций, чтобы диалог между ними происходил постоянный, доброжелательный.

- В Казахстане, как вы сами наблюдаете, за последние годы появились (или кто-то скажет, усилились) антироссийские высказывания. И вот когда депутат Госдумы, которого некоторые не совсем понимающие, вернее, вообще не понимающие политику люди, считают голосом Кремля, заявляет, что у Казахстана не было своей истории, государства и так далее. Такие выражения — пища для наших так называемых нацпатов, которые это берут на вооружение, и начинают высказываться в антироссийском духе.

- Я с вами согласен. И это - классическая схема (которую вы описали) в разжигании конфликта. Когда с одной стороны условный дурак, который плохо образован, который не понимает, в общем-то, как его слова отзовутся в том же Казахстане. Его зеркалят, как вы правильно заметили, нацпаты. И они между собой играют в такой пинг-понг.

С одной стороны разжигается какая-то анти-казахская или анти-мигрантская тема. А с другой стороны - растут националистические настроения, допустим, в Средней Азии. Тут нужно бороться как бы с самим этим явлением, чтобы не возникало невежества, в том числе российских политиков. И надо показывать, объяснять, прежде всего, обществу, людям в России, что такое Казахстан, какова его история. А с другой стороны, проявления русофобии вызывают опасение и в России, и до нас, до Беларуси доходят какие-то тоже там сведения, что растет, по крайней мере в информационном плане, уровень какого-то бытового национализма в Казахстане.

Но здесь только один ответ: само государство должно на такое реагировать. Чтобы националисты, которые, по сути, закон нарушают, получали отпор и правовую оценку. Иначе, если это игнорировать, они почувствуют свою силу и в итоге приведут к конфликтам и гражданскому столкновению внутри государства. Вот этого нельзя допускать. То есть, с одной стороны, я вижу проблему, необходимость работы с политиками, с публичным полем, с общественным мнением в России, объясняя реальные вещи, реальную историю, чтобы это работало на добрососедские отношения. С другой стороны, конечно, нужно бороться с проявлениями такого пещерного национализма внутри наших государств.

Воплощение чаяний

- Ну, президент Токаев буквально на днях уже сказал том, что Россия – главный стратегический партнер Казахстана. Алексей, но вернёмся к самому движению. А как вы ответите на некоторые высказывания, что движение «Новые скифы» — это рупор Кремля, и создано ФСБ и так далее? Что вы скажете по этому поводу?

- Знаете, я скажу, что «Новые скифы» — это рупор Кремля, и рупор Акорды, и рупор Дворца президентского в Минске. Потому что все эти символы – Кремль, Акорда, Дворец президента белорусского – это же воплощение народных неких чаяний. То есть, мы не считаем себя представителями только России или Беларуси, или Казахстана. Все-таки наша задача – объединить, послушать друг друга, наладить диалог, создать взаимодействие, найти общий интерес, реализовать какую-то общую повестку. Мы, конечно, не подчинены никакой политической власти, в том числе, власти Российской Федерации, хотя уважаем и президента России, и в общем-то то, что Россия сейчас пытается делать, восстанавливая своё влияние. Конечно, мы уважаем власти и Казахстана, и Беларуси, и в других странах, но это не значит, что мы им подчинены и выполняем их указания.

Мы выполняем указания (скажу, может, пафосно немного) своего сердца, потому что видим, что идет поиск идей в наших странах. Мы хотим дать какой-то общий, согласованный ответ, который бы отвечал чаяниям наших людей, наших народов. Если это совпадает с политикой наших государств, направлено на интеграцию, на добрососедство, на мирную жизнь, на развитие, то тогда да - это отвечает политической линии той страны, которая её вот таким образом проводит. Я могу сказать, кому мы оппонируем. Это национализм, попытки нас растянуть, разделить, вражду посеять. Да, мы против религиозного фундаментализма, мы против возвращения в средневековье, мы о будущем хотим думать, о развитии – я ответил бы так. Мы ориентируемся на свои народы, на те чаяния, которые в этом народе живут. И мы – движение, общественное, прежде всего, возникшее из инициатив людей культуры, людей, которые где-то и с политикой пересекаются, видят, что в политике не хватает чего-то глубокого, настоящего. Поэтому я ответил бы так.

- Хорошо. Большое спасибо вам, Алексей.

Фото из открытых источников


Жан Абишев

Публикации автора

Право на милосердие. Имеет ли его Карим Масимов?

Не навреди — плюсы и минусы новых норм о СМИ

Изображая жертву: Храпунов выступил с новыми откровениями

Мировой паралич: Токаев рассказал о выходе из глобального тупика

Интервью с тройным дном

Задействовать все резервы для свободы движения товаров

Топ-тема

Другие темы

АНАЛИТИКА | 21.06.2024

Допарились — как Казахстан решил очиститься от вейпов

ОБЩЕСТВО | 21.06.2024

Казахский язык: страж духовных ценностей и идентичности

АНАЛИТИКА | 21.06.2024

В этот день. Йога, селфи и солнцестояние

АНАЛИТИКА | 20.06.2024

Лже-батыры казахстанской политики

ОБЩЕСТВО | 19.06.2024

На страже закона и безопасности

ОБЩЕСТВО | 19.06.2024

Волонтер Екатерина Голотина: Чтобы начать помогать людям, не нужны деньги, нужно желание