- Андрей Валентинович, в этом году исполняется 10 лет подписания Договора о добрососедстве и союзничестве в 21-м веке между Казахстаном и Россией. Насколько важно было подписать такой договор и как он реализуется?
- Сейчас многие уже основательно подзабыли времена, когда заключался указанный Договор (а некоторые просто и не жили в то время). «Тогда» очень сильно отличалось от «сейчас» именно отсутствием «уверенности в завтрашнем дне». Рвались и рушились экономические связи, останавливалась промышленность, сыпались нововведённые валюты…
Полыхал Таджикистан, на глазах пытаясь форсировано превратиться в Афганистан. Вторым в очереди уверенно стоял Узбекистан, подбадриваемый стремительно исламизирующейся и радикализирующейся Ферганской долиной. В спину Узбекистану «дышал» Кыргызстан.
В самом Казахстане в начале 90-х годов, собственно, даже в «южной столице» всё было очень непросто, а чем далее от неё, тем сложнее и сложнее. В России тоже мейнстримом были мнения о приближающейся гражданской войне и неизбежности распада РФ.
Убеждённости в незыблемости политической системы и постсоветских границ было, мягко говоря, совсем немного и совсем у немногих. Властных элит наших стран это тоже касается – все жили по принципу «ночь простоять, да день продержаться».
На этом нерадостном фоне юридически оформленное укрепление российско-казахстанских связей было просто элементом желания хоть как-то удержать на плаву СВОИ страны и СВОЮ власть. Никакой благотворительностью, понятное дело, никто не занимался. Новые власти новых государств, как говорил, сыгранный актером Невинным, неприятный персонаж из рязановского «Гаража» «мы боремся за место под солнцем, в виде гаража».
Плохо ли, хорошо ли, но, в конечном итоге, трагедию распада удалось смягчить совместными усилиями. Статьи Договора о добрососедстве и союзничестве в XXI веке создали устраивающую РФ и РК конструкцию стабильного и безопасного развития, позволяющую нашим странам в рабочем порядке решать текущие вопросы двусторонних отношений, избегая перехода возможных конфликтов в острую фазу. Можно сказать, что эти механизмы продолжают оказывать определяющее влияние и на отношения между Москвой и Астаной, и на казахстанскую внешнюю политику в целом.
Провокации или неумение видеть реалии?
- Договор договором, но мы видим, что и в Казахстане время от времени появляются антироссийские высказывания, и в России допускают крайне негативную риторику в отношении нашего государства. При этом если с казахстанской стороны подобные случаи имеются у рядовых граждан, то в РФ неприязненные речи звучат от депутатов Госдумы, политологов. Порой создаётся впечатление, что подобные выступления не просто носят провокационный характер, но и преследуют цель вызвать ответные меры со стороны казахстанских властей. Как это прокомментируете?
- То, что, в отличие от РК, в РФ «неприязненные речи» воспроизводятся на уровне депутатов ГД, журналистов или публицистов (со стороны российских чиновников, отправляющих реальные властные функции, ничего неприятного для Астаны не говорится никогда в принципе) говорит, на мой взгляд, о следующих моментах:
- следование поговорке «обжегшись на молоке – на воду дуют». Тут, собственно, и расшифровывать особо нечего: многие в России считают, что РК постепенно идёт «украинским шляхом». Споры в данной связи только о соотношении влияния на данный процесс внешних сил, либо собственных потенциалов казахстанского общества и власти;
- ростом внутрироссийской дискуссии на тему правильного/неправильного отношения Кремля с ближайшими соседями. Российские оппоненты сегодняшней власти, стесняясь прямо говорить о тех или иных просчетах президента РФ и его команды (в РК, как мне представляется ситуация тоже в этом смысле напоминает российскую), указывают на ошибочность «излишне либерального» подхода к бывшим соседям по СССР. Это, конечно, не чисто российское, или постсоветское. Тут налицо вообще свойственный всему нашему миру последних лет рост алармистских настроений и скатывания человечества к двузначному ай-кью и любви к простым решениям. Айфон вместо мозгов и современное образование творят подлинные чудеса.
- В то же время можно заметить, что лидеры обеих стран настроены дружелюбно и постоянно подчёркивают взаимовыгодный характер наших отношений. Так, во время визита Владимира Путина в ноябре этого года оба президента в СМИ подчёркивали конструктивный характер взаимоотношений наших государства и нацеленность на полноправный диалог. А насколько вышеупомянутый договор способствует укреплению отношений?
- Понятно, что на уровне руководителей наших стран нет места взаимным упрекам, скрытому или явному недовольству партнером. И Путин, и Токаев неоднократно указывали на реальный уровень стратегического партнерства РФ и РК. Российский президент на последней встрече даже высказался в том смысле, что Казахстан видится самым близким союзником России. Проблема в том, чтобы найти новые драйверы и новые принципы практического сотрудничества. Возможно, взаимное форсированное взаимодействие в сфере энергетики может стать одной из ступеней на этом непростом пути двух государств.
Краеугольным камнем при этом остается закрепленное Договором двух стран признание Россией и Казахстаном друг друга равноправными и суверенными странами, подтверждение и уважение территориальной целостности и нерушимости существующих границ и отказ от участия в каких-либо блоках или союзах, направленных против любой из них.
С кем и как?
- Во время переговоров президентов большей частью шла речь об экономических вопросах, например, транспортных коридорах, логистике. Но не остались в стороне и вопросы образования. Известно, что в России на сегодня учится более 60 тысяч студентов из Казахстана. Способствует ли это, на Ваш взгляд, большему упрочнению межгосударственных связей? Если да, то, каким образом?
- Безусловно, упрочнение межгосударственных отношений через двусторонние связи и многосторонние механизмы отвечает нашим обоюдным интересам. Просто-напросто для того чтобы не окунаться опять в «прелести» 90-х годов прошлого века, о которых кратко упоминалось выше. Экономическое развитие, единые транспортные и энергетические рынки, безбарьерная среда для потоков информации и финансовых связей, академическая кооперация и множество других полезных для России и Казахстана моментов создают нормальные условия для жизни обычных граждан.
А из обычных граждан складывается народ каждой из стран, их благополучие является основой, базисом существования и развития государства. Это, конечно, банальность, но политики, журналисты и прочие блогеры, считающие, что именно им точно известно с кем строить отношения, а с кем эти отношения разрывать, составляют совсем незначительную (но, безусловно, несоразмерно громкую) часть народа.
Общий взгляд
- У Казахстана и России немало точек соприкосновения и в сфере внешней политики. Например, главы государств считают, что настало время реформировать ООН. Президент Токаев в своей статье отметил: «Полагаю, что настало время сделать ООН основным проводником в обеспечении глобальной безопасности, способным противостоять вызовам XXI века и эффективно решать проблемы современности». Чем вызвано такое внимание именно к ООН?
- Я, честно говоря, очень критично смотрю на возможность реанимации ООН в сегодняшнем мире. Хотелось бы ошибаться, но с окончанием «золотого века» однополярности прежние механизмы международного порядка утрачивают любые признаки дееспособности. Спросите жителей Газы о роли ООН в современном мире…
Вероятно, международные институты тоже имеют свой срок годности. Они создаются в определенных исторических условиях и под конкретные задачи того времени. Распад биполярного мира, крушение Союза стали порогом, после которого ООН начал дряхлеть и буксовать. Запад оказался не способен «однополярно» решать проблемы человечества и старый механизм урегулирования мировых конфликтов повторяет нелегкую судьбу Лиги наций.
С каждым годом мы наблюдаем действительно глубокие изменения в реальном мире, в политике, в экономике. Гигантские сдвиги происходят в академической науке и, отдельно, в теории международных отношений. Формируется новый, многополярный мир, в котором будет несколько «разновесовых», но, безусловно, суверенных центров силы, а также несколько валютных зон. В этом новом деглобализированном мире будут найдены новые форматы политических и экономических связей, международных отношений. Регионализация мира требует от ООН либо кардинально перестроиться, либо уйти со сцены.
С географией не поспорить
- Россия не может не видеть, что Центральная Азия в целом и Казахстан в частности, всё больше вызывают интерес западных стран. Будет ли меняться в этой связи политика РФ по отношению к региону и к нашей стране?
- В Москве все видят открыто заявленное стремление стран Западного блока «отстыковать» страны Центральной Азии от России (а в близкой перспективе – и от Китая), но никакие визиты никаких лидеров не могут обмануть географию. Как представляется, по мере сужения возможностей лавирования центрально-азиатские элиты на мировой арене, вне зависимости от собственных желаний и каких-то личных зависимостей, будут корректировать свою внешнюю политику. В силу географического положения и тесных экономических, торговых и транспортных связей регион тесно привязан к России и Китаю, и выйти из этого кольца объективно нет реальных возможностей. Поэтому, очевидно, время, когда санкционная война Запада против РФ и КНР распространится на все государства Центральной Азии, исчисляется месяцами. К этому, вероятно, надо быть готовым и России с Казахстаном, выстраивая системы защиты собственных экономик, финансовых систем и населения.
Фото из открытых источников