Почему все важные вещи власть назначает на март
Два года назад, 19 марта 2019 года, спикер сената Касым-Жомарт Токаев «наконец-то» и «согласно Конституции» стал исполняющим обязанности президента Казахстана. Если посмотреть на календарь политических событий страны за последнее время, то выяснится, что многое из того, что инициировала сама власть, произошли на Наурыз. Это совпадение или привычка?
Действительно, многие важные события режим назначает на март или начало апреля. Именно в этот отрезок времени проходили очередные внеочередные выборы, происходила смена нескольких правительств (точнее, рокировка), проводились значимые встречи и международные конференции и так далее, и тому подобное. В принципе, можно ограничится лежащей на поверхности версией, что именно на Наурыз у казахов (и не только у них) было принято начинать какие-то новые дела. Это, конечно же, так, но слишком поверхностно и банально. Поэтому следует заглянуть немного глубже.
Возьмем предпоследние президентские выборы 2015 года. В принципе, ничего не мешало их провести в срок, а обоснования их срочной досрочности, озвученные Ассамблеей народа Казахстана, выглядят наивно и смешно. Конечно, были и другие, более скрытые, обоснования необходимости провернуть «это дело», не дожидаясь конституционных дат, но сейчас речь не о них. Еще тогда это планировалось последним сроком президентства Нурсултана Назарбаева, поэтому к нему нужен был особый подход.
В принципе, этот срок Нурсултан Абишевич тоже мог без проблем досидеть, заранее назвав того же Токаева своим приемником, но здесь сыграли роль другие факторы, которые могли бы помешать транзитному периоду, внести раздор между каланами, да и по другим причинам. Мартовские инициативы Акорды различных лет могут быть обусловлены и чисто политическими причинами, но чаще они подтачиваются под конкретную дату, а не наоборот. Тем более, это легко обеспечивается благодаря жесткой вертикали власти.
Но вернемся к Наурызу. Почему первый президент все дела начинает ранней весной, в том числе и назначает второго? Начнем с более приземленных вещей. Вообще, Наурыз – это, ко всему прочему, очень логичный праздник. Даже для жителей городов со всеми или почти всеми удобствами, а для сельчан он представляет особую прелесть, так как уже не надо будет топить печь, забыть о промерзшем туалете во дворе, ну и массу других мелочей, о которых «асфальтные» даже не думают. Но вместе с тем этот период подразумевает под собой подготовку к весенне-полевым работам, а для скотоводов – окоты (отел), уход с зимовок, подготовка к перекочевке и так далее. То есть это еще и своего рода праздник труда, как его назвали бы большевики (хотя они в свое время запретили Наурыз). Потом – ни тогда, когда весна полностью вступит в свои права, ни летом и уж тем более не осенью будет не до народных гуляний.
Ну, в этом плане руководство страны может не заморачиваться – оно одинаково неэффективно в любое время года, а летом, вообще, уходит в отпуск. Принято считать, что политический сезон у нас начинается осенью – с открытием новой парламентской сессии мажилиса. Однако это не совсем так. Во-первых, потому что от парламента у нас мало что зависит (даже после пресловутого перераспределения полномочий), а во-вторых, «сезонность» в случае с Казахстаном – понятие непостоянное и зависящее от настроений высшего руководства страны.
Что касается скрытых причин, так сказать из область политической эзотерики, то вера прежнего хозяина Акорды в подобного рода вещи не всегда приносит желаемые результаты. Здесь, как и в реальной жизни, привычка выдавать желаемое за действительное и чрезмерная вера в непогрешимость слов «Ноль Первого» сыграли негативную роль. Впрочем, критерии оценки в данном случае довольно условны, да и по большому счету Нурсултан Назарбаев остается у руля и особых опасностей для него лично ничто не несет.
Вообще, мы не откроем большого секрета, если скажем, что у высшего руководства страны и его окружения есть некие пристрастия к тому, что покойный Айсултан Назарбаев называл «черной магией». В большинстве случаев к магии как таковой это не имеет отношения, но к провидцам, шаманам и экстрасенсам различных видов и уровней они прибегают часто, а иногда и слишком часто. Мы не станем это осуждать, в том числе и потому что это не так уж и необычно для тех, кто привык править не по правилам демократии, а при содействии несколько других рычагов. Тем более, если верить (верить нам никто не запрещал еще) в эзотерическую основу власти, то у Нурсултана Абишевича есть для этого «исторические корни».
Так, например, нужно вспомнить так называемый «культ кузнеца», через который прошли практически все народы мира, занимавшиеся в свое время обработкой железа. Если коротко, то кузнецы были наделены некой магической силой, которая могла помочь приручить разного рода духов, способных на многое. Достаточно вспомнить легенду о Чингисхане, чье имя Теймуджин имеет прямое отношение к кузнечному делу, гласящей о том, что великую власть он получил при помощи духов, всю жизнь способствовавших его продвижению. Или гоголевский кузнец Вакула, сумевший заставить черта работать на себя. Причем здесь Нурсултан Абишевич? Просто в его трудовой биографии значится «горновой доменной печи», а это своего рода кузнец…
Но мы отвлеклись. В общем, вряд ли тот факт, что многие важные события в Казахстане происходят на Наурыз – это простое совпадение. Скорее, это банальная привычка, которая может быть одобрена частью населения, которая внутренне одобряет такие начинания, связанные по времени с пробуждением Природы. Однако некоторые вещи, чему мы становимся свидетелями за последнюю дюжину (хотя бы) лет, как-то несовместимы с природными явлениями, а иногда даже противоречат им.
Можно ли что-то ожидать этой весной? Вряд ли, по крайней мере, не в таких же мастштабах, как два года назад. В лучшем (для правительства) случае, что-то выдумает Высший совет по реформам при президенте Токаеве. В целом же сейчас руководство страны озабочено другими проблемами, в частности, как бы сохранить лицо и капиталы в свете нависших над ним санкций Европарламента, за которыми могут последовать аналогичные «меры воздействия» со стороны Конгресса США и парламента Великобритании, где на днях должны пройти слушания по делу Дариги Назарбаевой. В общем, на этот раз мы можем стать свидетелями глухой обороны, чем каких-то активных действий.