Экономика

Перспективы казахстанской «Дружбы»: Центральноазиатская нефть для Европы?

Редакция

03.05.2023

В то время как ЕС стремится заменить российские энергоресурсы, Казахстан видит в этом возможность.

С начала полномасштабной войны в Украине в феврале 2022 года высшие бюрократы и политики ЕС спешно ищут альтернативные источники импорта углеводородов, чтобы обеспечить топливом внутреннюю экономику Европы без российских ресурсов. Задача не из легких. Энергетический рынок ЕС переживает турбулентность с 2021 года, когда обострился кризис в Украине - однако рост цен был лишь половиной проблемы, поскольку физические поставки углеводородов по традиционным маршрутам не прерывались.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Провалится ли «газовый союз» Путина?

Снижается зависимость Европы от российского газа

Европа готовится к новым сокращениям российского экспорта нефти и газа

До войны на долю России приходилось более 40 процентов природного газа и около 30 процентов импорта нефти в ЕС. В мае 2022 года радиокомпания Voice of America сообщила, что «оператор газопровода в Украине заявил, что прекращает российские поставки через хаб на востоке Украины, контролируемый Москвой», что, по данным «Газпрома», сократило потоки природного газа в Европу через Украину на 25 процентов. Voice of America также отметила, что примерно «одна треть российского газа, направляемого в Западную Европу, проходит через Украину».

Кроме того, в сентябре 2022 года взрывы на газопроводах «Северный поток-1 и -2» вывели из строя три из четырех линий, что еще больше сократило объемы поставок. Однако, несмотря на все это, природный газ и нефть из России по-прежнему импортировались в ЕС в 2022 году. Однако некоторые страны ЕС, прежде всего Германия, заявили, что с начала 2023 года они откажутся от получения углеводородов из России.

Чтобы диверсифицировать источники импорта энергоносителей, официальные лица ЕС начали ряд крупных дипломатических поездок и активизировали регулярные взаимные визиты со странами Центральной Азии. Министр иностранных дел Германии Анналена Бербок посетила Казахстан и Узбекистан в октябре 2022 года, ее сопровождала «делегация экспертов в энергетическом и инфраструктурном секторах». Также в октябре президент Европейского совета Шарль Мишель встретился с президентами Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. В ноябре 2022 года представитель ЕС по внешним связям и безопасности Жозеп Боррель также посетил Узбекистан, а президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев посетил Францию. Во всех этих визитах главной темой были поставки энергоносителей и других ресурсов из Центральной Азии в Европу.

В частности, ведутся переговоры о транспортировке природного газа через Каспийское море из Центральной Азии, в частности, из Туркменистана в Азербайджан, а затем через Трансанатолийский газопровод TANAP в Европу для обеспечения стабильных и объемных поставок природного газа. Существует неуверенность в том, что газовые месторождения Азербайджана в ближайшее время смогут надежно удовлетворить растущий спрос в Европе, поэтому туркменский газ является привлекательной возможностью. Однако подобные переговоры возобновляются с определенной регулярностью с 1990-х годов и никогда не оказывались плодотворными по различным, в основном политическим, причинам.

Более того, государства Центральной Азии уже имеют действующие контракты на поставку газа в Китай, и у них откровенно нет свободных объемов природного газа для экспорта в Европу - Центральная Азия испытывает дефицит газа внутри страны несмотря на то, что является регионом, богатым природным газом.

Если природный газ не является решением проблемы, то последней надеждой на то, что Центральная Азия сможет помочь Европе покрыть возникающий дефицит энергетических ресурсов, является казахстанская нефть.

Казахская нефть в трубопроводе «Дружба»

13 января 2023 года казахстанский нефтетранспортный оператор «KazTransOil» объявил, что в первом квартале 2023 года поставит 300 000 тонн нефти в Германию по российской трубопроводной системе «Дружба». В заявке, поданной «KazTransOil» в декабре 2022 года, была зарезервирована мощность в 1,2 миллиона тонн нефти на 2023 год. До объявления о начале реализации такого плана критики высказывали значительный скептицизм в отношении возможности его реализации, отмечая, что для этого потребуется разрешение России на транзит казахстанской нефти через ее территорию на пути в Германию. Некоторые эксперты оправдывали свой скептицизм, указывая на несколько остановок потоков в 2022 году по линии Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), которая также проходит через Россию, «каждый раз под странным предлогом».

Тем не менее, Россия все же дала разрешение, и первые партии нефти попали в Германию из Казахстана в начале этого года. В феврале и марте было поставлено в общей сложности 40 000 тонн нефти, а в апреле должно было быть поставлено еще 20 000 тонн. Прецедент был создан.

Ключевым получателем этой нефти является нефтеперерабатывающее предприятие PCK Raffinerie (большинство акций которого до недавнего времени принадлежало российской компании «Роснефть») в городе Шведт. Это ключевой поставщик бензина и другого топлива для Берлина и восточной Германии в целом, и на нем работает около 3 000 человек.

Пределы перспектив казахстанской «Дружбы»

В январе 2023 года министр энергетики Казахстана Булат Акчулаков заявил, что в январе ожидается поставка первой партии нефти, а поставки за первый квартал составят 300 000 тонн. Он также сказал, что общий объем поставок нефти по этому маршруту может составить до 1,5 млн тонн в год при максимальных возможностях Казахстана в 6-7 млн тонн нефти в год. Но теперь кажется, что ни одно из этих ожиданий и прогнозов не оправдается в этом году.

Во-первых, поставки начались только в конце февраля, а не в начале января, и Казахстан смог транспортировать гораздо меньший объем нефти, чем ожидалось изначально. Такая динамика делает крайне маловероятным, что Казахстан сможет поставить 300 000 тонн к концу квартала или приблизиться к 1,5 миллионам тонн к концу 2023 года, не говоря уже о 6-7 миллионах. Правительство Казахстана изо всех сил пытается найти свободные объемы нефти в своем распоряжении, чтобы перенаправить их в трубопровод «Дружба».

Еще одна полезная точка сравнения: мощность одного только нефтеперерабатывающего завода в Шведте составляет около 11,6 млн тонн нефти в год, а до войны Россия поставляла в Европу не менее 110 млн тонн нефти. В 2020 году, например, Россия поставляла в Европу 138 миллионов тонн нефти. В частности, только по трубопроводу «Дружба» Россия ежемесячно поставляла около 1-2 млн тонн нефти. До 2022 года Россия поставляла по этому трубопроводу около 20 миллионов тонн нефти.

Более двух третей казахстанской нефти экспортируется через территорию России, в основном по трубопроводу КТК. В отличие от России, структура собственности нефтяного сектора Казахстана в значительной степени зависит от иностранных компаний и инвесторов, что снижает гибкость правительства в плане высвобождения и перенаправления нефтяных потоков. По словам казахстанского эксперта Олжаса Байдильдинова, свободных объемов нефти для поставок в Европу практически нет. Государственный «КазМунайГаз» владеет лишь 20-процентной долей в «Тенгизшевройле», который в будущем может генерировать дополнительные объемы нефти для экспорта. В настоящее время «КазМунайГаз» направляет почти половину общего объема добычи со всех своих месторождений на местные нефтеперерабатывающие заводы в Казахстане, плюс он обязан отправлять 5 миллионов тонн нефти на два нефтеперерабатывающих завода в Румынии, принадлежащих Казахстану, что еще больше ограничивает возможности.

Если экспорт на немецкий рынок станет главным приоритетом казахстанских властей, то единственные реальные шансы на существенное увеличение экспорта нефти по трубопроводу «Дружба» достижимы либо за счет перенаправления нефти с традиционных маршрутов экспорта нефти (включая российский нефтяной порт Усть-Луга), либо за счет своп-операций: Российская нефть может быть куплена для загрузки казахстанских НПЗ, а казахстанская нефть будет перенаправлена для загрузки немецкого НПЗ в Шведте через «Дружбу». В любом случае, эти гипотетически возможные 6 миллионов тонн нефти в Германию покроют лишь 6 процентов ее потребностей и даже отдаленно не приблизятся к цели ЕС по замещению огромных объемов российской нефти.

Даже в этом случае речь идет в основном о перенаправлении существующих объемов нефти, а не об их увеличении. Серьезное расширение экспорта нефти может быть достигнуто, если российская нефть будет смешиваться с казахстанской в пропорции 49% к 51%, что технически сделает нефть «казахстанской».

Почему «Дружба» по-прежнему является беспроигрышной сделкой

Существует ряд причин, по которым такое ограниченное предприятие все еще представляет выгоду для всех вовлеченных сторон.

Во-первых, для Германии является серьезной проблемой найти замену российской нефти, поставляемой на НПЗ в Шведте. Во-первых, завод напрямую связан с нефтепроводом «Дружба», что является логистической основой его коммерческого успеха и прибыльности. Во-вторых, раньше завод работал именно на смеси нефти Urals, и утверждается, что казахская нефть обладает аналогичными качествами или что она неизбежно будет смешиваться с российской Urals, когда ее введут в общую систему трубопроводной транспортировки «Транснефти». Это позволило бы еще больше снизить стоимость перерабатываемого продукта для Германии.

В-третьих, альтернативные маршруты доставки нефти на этот НПЗ вряд ли представляют большие возможности: пропускная способность порта Росток мала из-за небольшой глубины, что означает, что нефть с супертанкеров приходится перегружать на более мелкие суда. В-четвертых, получение казахской нефти, несмотря на все трудности, даст возможность сохранить нефтеперерабатывающий завод и продолжить трудоустройство тысяч рабочих.

По этим причинам Германия готова и хочет доплачивать за казахстанскую нефть, поступающую по этому маршруту, что является главной выгодой для Казахстана в этой инициативе «Дружба». Группа Argus Media отмечает, что казахстанская нефть, поставляемая по трубопроводу «Дружба», покупается с премией в $1 по сравнению с ценой более дорогой нефти Brent, в то время как та же казахстанская нефть, поставляемая по трубопроводу КТК, покупается со скидкой в $3-4 к цене нефти Brent. В то же время стоимость логистики через трубопровод «Дружба» дешевле, чем через КТК, что еще больше увеличивает прибыль Казахстана. Эта дополнительная прибыль является основной причиной, по которой Казахстан стремится перенаправить свою нефть с других экспортных маршрутов и поставлять ее по трубопроводной системе «Дружба».

Наконец, Россия и Беларусь получили бы немного дополнительных денег в виде платы за транзит, при этом убедившись, что в случае дальнейшей эскалации войны в Украине энергоснабжение Европы по-прежнему в значительной степени зависит от логистики через их территорию (либо «Дружба», либо КТК, либо нефтяные порты). Более того, объемы нефти, которые может предложить Казахстан, не идут ни в какое сравнение с теми, которые Россия поставляла до войны, что по-прежнему приводит к значительным издержкам для европейской промышленности в попытке найти альтернативные решения. Наконец, что, возможно, наиболее важно, Россия может впоследствии использовать свою готовность пропускать казахстанскую нефть через свою трубопроводную систему, чтобы потребовать от Казахстана ответной доброй воли в транспортировке российского природного газа через его территорию дальше в Центральную Азию, Китай или, возможно, в Иран и Южную Азию в рамках инициативы Трехстороннего газового союза, предложенной Кремлем в ноябре 2022 года.

Автор - Михаил Строкан, старший научный сотрудник Института перспективных международных исследований, Университета мировой экономики и дипломатии в Ташкенте, Узбекистан.

Источник: Kazakhstan’s Druzhba Prospects: Central Asian Oil to Supply Europe? – The Diplomat

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников


Редакция

Публикации автора

Грузия: Столица подержанных автомобилей Евразии

Выступление Токаева носило программный характер – эксперт о СМИД ШОС

Энергетические богатства Центральной Азии разжигают конкуренцию между Россией и Китаем

Тимур Каримжанов: «Театр - сложный механизм, в котором важен каждый винтик»

Премьер-министр Малайзии посетит с официальным визитом Кыргызстан, Казахстан и Узбекистан с 15 по 19 мая

Возвращение Талибана, невыполненные обещания и развитие центральноазиатских связей

Топ-тема

Другие темы

АНАЛИТИКА | 24.05.2024

В этот день. Подправить историю

ОБЩЕСТВО | 23.05.2024

Казахские подкасты и русский язык

ГЕОПОЛИТИКА | 23.05.2024

Грузия: Столица подержанных автомобилей Евразии

ИНТЕРВЬЮ | 22.05.2024

Выступление Токаева носило программный характер – эксперт о СМИД ШОС

ГЕОПОЛИТИКА | 22.05.2024

Задействовать все резервы для свободы движения товаров

ИНТЕРВЬЮ | 22.05.2024

Превентивные меры для выявления потенциальных угроз