Астана 19.04.2023 4672

Китай и Центральная Азия: вне поля зрения, но всегда в центре внимания

Правительства стран Центральной Азии привыкли учитывать различные приоритеты внешних партнеров и использовать их в своих интересах, следя за тем, чтобы не стать ничьей игровой площадкой. По мере того, как авторитет России оказывается под вопросом, а Китай удерживает свои позиции, западным странам необходимо выработать подход, учитывающий предпочтения региона.


Центральная Азия никогда не была слишком далека от ключевых внешнеполитических инициатив Китая. Почти десять лет назад в Казахстане президент Си Цзиньпин объявил о проекте «Экономический пояс Шелкового пути» стоимостью в несколько миллиардов долларов, который впоследствии превратился в инициативу «Пояс и путь». Именно в Казахстан и Узбекистан китайский лидер отправился с первым официальным зарубежным визитом после пандемии в сентябре прошлого года.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Политика и будущее в Центральной Азии

Си призовет Путина к капитуляции?

Участие Китая в жизни региона не осталось незамеченным. Западные политические игроки обычно наблюдают за Центральной Азией в основном через призму геополитических амбиций, особенно в отношении Китая и России, или через рамки безопасности, связанные с терроризмом, учитывая близость Афганистана и Ирана.

В этом отношении Центральная Азия в настоящее время пользуется солидным дипломатическим интересом со стороны ЕС и США после вторжения России в Украину в прошлом году, которое пошатнуло позиции России в регионе. Мартовский визит секретаря США Блинкена в Казахстан и Узбекистан подчеркнул растущее внимание к региону в западных столицах.

Развитие и расширение связей с различными партнерами как в регионе, так и за его пределами является перспективным и может принести пользу всем вовлеченным странам. Однако необходимо понимать специфику стран и обществ Центральной Азии по отношению к таким партнерам, как Китай, чтобы обеспечить устойчивость предлагаемых проектов и партнерств.

Государства, режимы и границы

После распада СССР новые независимые государства Центральной Азии начали новые связи с Китаем в области торговли и инвестиций, коммуникаций, культуры, безопасности и энергетики. На протяжении всего развития связей основной принцип отношений между всеми странами Центральной Азии и Китаем оставался неизменным - общее предпочтение статус-кво безопасности и постепенное органичное развитие политических и экономических отношений, предпочтительно в условиях, совместимых с присутствием других игроков.

Общая граница Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и китайского Уйгурского автономного района (Синьцзян) является вездесущим фактором, омрачающим практически все взаимодействия между Китаем и Центральной Азией. Протяженность границы между Китаем и этими тремя странами составляет три тысячи километров, проходящих в основном по труднопроходимой горной местности. Защита этой чувствительной границы от любого потенциально вредоносного или неконтролируемого влияния всегда была приоритетом для Китая.

Помимо уйгуров, в Китае также проживают большие группы казахской, кыргызской и таджикской этнических групп. Можно было бы ожидать, что эти трансграничные связи будут играть значительную роль в двусторонних отношениях, а критика со стороны выходцев из Центральной Азии, учитывая их постепенно усиливающийся этнический национализм, будет звучать резко. Однако страны Центральной Азии исторически обычно сохраняли нейтралитет в ООН в отношении резолюций по уйгурским вопросам; в прошлом году, особенно после официального визита Си, они проголосовали в пользу Пекина.

Однако важно понимать, что регион не является монолитом, и ситуация в каждой стране имеет свои особенности. Казахстан, имея относительно больший экономический и политический вес, раньше решал вопрос этнических казахов с Китаем, по крайней мере, неофициально. У правительства Кыргызстана меньше рычагов для игры против Китая, даже если бы оно искренне хотело вмешаться. А Таджикистан, в еще большей степени, чем первые два, имеет плохие показатели по правам человека и боится радикальных (фактически, любых оппозиционных) групп так же, как и Пекин.

Тем не менее, это не означает, что китайская политика угнетения меньшинств не вызывает ответной реакции в Центральной Азии. Oxus Society или проект ACLED отслеживают общественные протесты, митинги и другие инициативы, упоминающие Китай; большинство из них организованы либо родственниками или активистами тех, кто преследуется в Синьцзяне, либо по трудовым и земельным вопросам, упомянутым выше.

Мягкая сила, жесткая сила

Построение Китаем «мягкой силы» в Центральной Азии имеет сходство с усилиями Пекина в других регионах мира. Пекин создал многочисленные институты Конфуция, организуя языковые курсы и культурные мероприятия; китайские университеты открыли двери для студентов из Центральной Азии, предлагая многочисленные стипендии; представители правительства, бизнеса и служб безопасности часто приглашаются на семинары и учебные программы в Китай. Тем не менее, эти усилия сильно пострадали во время пандемической изоляции и самоизоляции Китая. До вспышки коронавируса университетское обучение в Китае и изучение языков пользовались широкой популярностью из-за ожидаемых их участниками лучших экономических перспектив. Однако невозможность посетить Китай и сокращение экономических возможностей в регионе временно замедлили темпы взаимных контактов.

Несмотря на активное стремление к экономическому и политическому сотрудничеству, обе стороны борются с предрассудками в отношении друг друга. Синофобия, особенно в Казахстане и Кыргызстане, коренится в страхе перед гигантским соседом, который может захватить родную землю или жизненно важные части экономики. Дополнительные проблемы возникают при повседневном взаимодействии, связанном с различиями в организации труда и культуре, в сочетании с языковым барьером.

В настоящее время Кыргызстан является пионером в отношениях с Китаем, учитывая совокупное проникновение СМИ, политические связи на высшем уровне и физическое присутствие китайских частных охранных компаний и предприятий. Некоторые наблюдатели описывают страну как полигон для отработки китайских методов влияния для дальнейшего использования в регионе. Однако внутренние различия между пятью странами слишком значительны, чтобы предполагать, что остальные могут и будут быстро следовать кыргызской модели.

Следуйте за деньгами. И трубопроводами

Экономическое сотрудничество в регионе прошло через несколько этапов. С начала 1990-х годов нефть и другие ископаемые виды топлива были в центре внимания. Особенно в случае с Казахстаном и Туркменистаном, Пекин внес большой вклад в развитие отечественной энергетической промышленности и инфраструктуры, транспортирующей энергоресурсы в Китай. В результате Туркменистан сегодня является крупнейшим экспортером газа в Китай и стремится к дальнейшему увеличению поставок. Казахстан гораздо осторожнее ставит все на кон в отношении экспорта нефти, но энергетическое сотрудничество с Пекином также обширно.

Однако масштабы финансирования китайских проектов в регионе постепенно менялись; первоначальные огромные инвестиционные кампании (заметные в других частях мира) сменились более осторожным, целевым, совместным финансированием. Такие изменения последовали не только за сменой приоритетов с обеих сторон, но и отразились на деятельности центральноазиатских стран. Правительствам и другим заинтересованным сторонам удалось заставить китайские компании уделять больше внимания местным потребностям, вкладывая больше средств в проекты, поддерживающие местное развитие, нанимая местных работников, передавая навыки и технологии.

Кроме того, государства Центральной Азии все больше обеспокоены растущими макроэкономическими рисками. В Кыргызстане, например, Китай является вторым по величине кредитором, владея 2 миллиардами долларов из 5 миллиардов долларов, что делает дальнейшие крупные займы менее привлекательными.

Еще один вопрос, лежащий в основе сотрудничества между Китаем и регионом, — это взаимосвязь. Дебаты о транзитном потенциале Центральной Азии для китайских товаров ведутся уже несколько десятилетий, даже после появления знаменитого ярлыка «Пояс и путь». Недавно так называемый «средний транзитный коридор», протянувшийся через Центральную Азию из Китая к Каспийскому морю и, наконец, в Европу, привлек беспрецедентное дипломатическое внимание, поскольку западные санкции заблокировали установленные транзитные маршруты через Россию.

Однако для успешной реализации и обеспечения устойчивости новых транзитных маршрутов потребуются крупные и стабильные инвестиции и политическая решимость, рассчитанная на годы. Помимо недостаточной пропускной способности существующей физической инфраструктуры, существуют сохраняющиеся препятствия в трансграничном администрировании и печально известная неформальная практика местных властей, задерживающая грузы и приводящая к дополнительным расходам. Эти препятствия могут быть преодолены, но для расширения инфраструктуры и гармонизации процедур потребуется время.

Сотрудничество в области безопасности: Вместе, но не полностью

В то время как экономические связи процветали, фокус на безопасности всегда обеспечивал основу для связей Китая с регионом. Первой значимой институциональной группой с участием Китая в регионе была так называемая Шанхайская пятерка, объединившая Китай, Казахстан, Кыргызстан, Россию и Таджикистан. Позже она превратилась в Шанхайскую организацию сотрудничества, в которую вошли новые члены, Индия и Пакистан, наблюдатели, такие как Афганистан, Беларусь, Иран и Монголия, а также переговорные партнерства на Кавказе и в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Первой и главной задачей для ШОС было создание функционирующего пограничного режима и соответствующих процедур. В настоящее время организация выполняет, по сути, ту же, только обновленную миссию: обеспечивает платформу для регулярного взаимодействия, взаимной поддержки и легитимации всех вовлеченных сторон, не неся при этом тяжелого институционального или бюрократического бремени.

Приоритетом ШОС является сохранение консенсуса между членами по всему региону в отношении решительной позиции против терроризма и радикализма, особенно воинствующего исламизма. Пекин опасается, что любые массовые беспорядки в Центральной Азии могут перекинуться на материковый Китай. По этой причине Китай прилагает значительные усилия для предотвращения любой поддержки радикальных групп, которые могут словесно или практически бросить вызов китайским интересам. Некоторые радикальные группировки внутри Афганистана (ИГИЛ-Хорасан) уже громко критикуют Китай и его союзников за антиисламскую направленность и даже совершают нападения на китайских граждан. Узбекистан и Таджикистан уже стали объектами демонстративных ракетных атак и крайне мотивированы сотрудничать с любым партнером, включая Китай, по защите от подобных угроз.

Тем не менее, Китай также развивает сотрудничество в сфере безопасности со странами региона на двустороннем уровне, учитывая внутренние условия и специфические потребности каждой страны. Уникальным примером является китайское вооруженное присутствие в Таджикистане на границе с Афганистаном, которое служит интересам безопасности как Душанбе, так и Пекина. В Кыргызстане действуют китайские частные охранные компании, защищающие китайских граждан и деловые интересы в стране, хотя Пекин обычно предпочитает, чтобы этим занимались местные официальные органы безопасности.

С целью установления долгосрочных связей Китай также уделяет внимание разработке программ обучения для создания более прочных связей между людьми и учреждениями и экспорта своей модели управления и обеспечения безопасности. Например, чиновников из Центральной Азии часто приглашают на финансируемые тренинги в Китай, в ходе которых они знакомятся с китайской культурой безопасности.

Помимо растущей военной торговли, китайские компании также являются одними из крупнейших в Центральной Азии экспортеров технологий и систем наблюдения. Ярлык «умные города» связан в первую очередь с предотвращением мелкой преступности и обеспечением бесперебойного движения транспорта. Однако эти разработки порождают хорошо известные проблемы - нечеткое управление данными, опасения по поводу безопасности личных данных и потенциальное злоупотребление в политических целях, например, против оппозиции и активистов.

В будущее: Вне конкуренции

В рамках своей власти и положения на международной арене государства Центральной Азии делают все возможное, чтобы сохранить свой суверенитет и минимизировать внешнее влияние на свои внутренние режимы. Несмотря на бесспорную экономическую зависимость от внешних игроков, особенно в случае Таджикистана и Кыргызстана, все пять стран стремятся сохранить автономность в принятии решений, не попадая в одностороннюю зависимость, будь то от Москвы, Пекина или кого-либо еще.

В то время как поведение России в отношении Центральной Азии стало довольно непредсказуемым, Пекин придерживается своего основного политического приоритета: сохранение стабильного и безопасного соседства для своих приграничных провинций и защита своих интересов в регионе. И наоборот, жители Центральной Азии научились использовать китайское экономическое и политическое присутствие в своих интересах, наряду с экономическими интересами России, стран Персидского залива и других.

Нет никаких причин для Казахстана, Узбекистана или других стран отказываться от этой модели многостороннего сотрудничества. Если западные игроки хотят получить место за столом переговоров, им придется учитывать существующие интересы своих противников в регионе и реагировать на местные повестки дня и потребности, помимо отстаивания своих собственных. Пока что Пекин, похоже, более искусен в этой работе, чем его западные коллеги.

Источник: China and Central Asia: Outside the Spotlight, but Always on the Table – chinaobservers

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников


Редакция