Йохан Энгвалл работает со странами Центральной Азии (Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан) в различных качествах уже почти 20 лет. В настоящее время он является аналитиком в Стокгольмском центре восточноевропейских исследований (SCEEUS) с 2022 года. Ранее он работал в Шведском агентстве оборонных исследований (FOI) с 2017 по 2022 год, в Шведском институте международных отношений с 2014 по 2017 год и в Уппсальском университете с 2004 по 2014 год. Энгвалл также был консультантом Всемирного банка и является нерезидентным старшим научным сотрудником Института Центральной Азии и Кавказа - Программы исследований Шелкового пути. Он является автором нескольких книг, докладов и статей по вопросам внутренней и внешней политики в Восточной Европе и Центральной Азии. Йохан Энгвалл имеет степень доктора политических наук Упсальского университета.
- Какова предыстория вашего интереса к этому региону?
- Во время учебы я прослушал курс по Южному Кавказу и Центральной Азии. Я сразу почувствовал, что этот регион отличается от других и очень интересен. Я написал магистерскую диссертацию по этому региону, а когда позже меня приняли в докторантуру, я сосредоточился на Кыргызстане. Причина была в том, что это была самая открытая и свободная из стран Центральной Азии, где существовало налаженное научное сотрудничество и возможности для проведения полевых исследований. Я много раз посещал этот регион в ходе своих полевых поездок. Я жил там некоторое время, а затем продолжал проводить там по крайней мере несколько месяцев каждый год.
- В октябре 2022 года Шведский институт международных отношений опубликовал Ваш текст о Центральной Азии. Во введении Вы пишете, что этот регион имеет тенденцию быть забытым и часто является белым пятном на карте для людей на Западе. Почему так происходит?
- Нужно помнить, что эти страны полностью исчезли на 70 лет, когда они были частью Советского Союза. Весь интерес и исследования, касающиеся Советского Союза, были сосредоточены на Москве и современной России. Пять стран Центральной Азии считались задним двором Советского Союза и не привлекали никакого внимания. В 1991 году они внезапно обрели независимость, и возникли пять совершенно новых государств, которых раньше не существовало. Их границы были проведены Москвой на основе приблизительного отображения различных этнических групп в регионе. До советской эпохи эти страны всегда были частью различных колеблющихся форм государственных образований, таких как арабские, турецкие, персидские империи и правительства. С нашей точки зрения в Западной Европе, после распада Советского Союза основное внимание уделялось географически более близким к нам странам Центральной и Восточной Европы. Была заинтересованность в том, чтобы втянуть их в ЕС, в то время как в отношении стран Центральной Азии с точки зрения Запада не было столь четкой заинтересованности.
- В понятие «Центральная Азия» вы не включаете Афганистан. Почему нет, и какую роль играет Афганистан для Центральной Азии?
- Причин несколько, но в политическом плане сюда обычно включают постсоветские государства, и именно поэтому я использую такую классификацию. Но следует отметить, что культурно и исторически Афганистан был центральной частью этого региона. Затем произошло разделение с Советским Союзом, куда Афганистан не был включен. Можно сказать, что лидеры стран Центральной Азии считали себя несколько лучше, чем Афганистан, который в значительной степени подвергся влиянию конфликтов и религиозного экстремизма, и поэтому хотели держаться на расстоянии.
Однако ситуация меняется, и важность Афганистана признается. Одна из причин заключается в том, что он рассматривается как коридор для торговли со старым Шелковым путем. Правительства стран Центральной Азии также стали более инициативными и пытаются разработать активную внешнюю политику. Все страны, кроме Таджикистана, пытаются наладить отношения с Талибаном. Теперь, когда прошло 30 лет с момента обретения независимости, они, вероятно, чувствуют себя немного увереннее, и необходимость в изоляции уменьшилась. Теперь они действительно являются игроками в работе по стабилизации Афганистана.
- Помимо того, что вы считаете Центральную Азию пустым местом на карте, вы также отмечаете, что мы на Западе склонны объединять страны вместе, называя их «странами Стана» и упуская из виду существенные различия между странами и их народами. Не могли бы вы выделить ключевые различия между ними, а также сходства, которые связывают их вместе?
- Исторически сложилось четкое разделение между оседлыми этническими группами и кочевыми народами. Кыргызстанцы и казахи были кочевниками, частично в обширных степях Казахстана и частично в горах Кыргызстана. Такой образ жизни продолжался до русского завоевания, а советская принудительная коллективизация заставила их осесть. До этого они были политически и социально организованы в плоскую социальную структуру, основанную на кланах и родственных связях. Иерархическая модель управления Советского Союза была им чужда. Оседлые этнические группы исторически скапливались в основном вокруг оазисов в регионе, особенно узбеки и таджики, например, в старых великолепных городах Бухара и Самарканд. Они управлялись авторитарно, вероятно, потому что для того, чтобы все работало, например, их сложные ирригационные системы, требовался четкий порядок.
Если перенестись в сегодняшний день, то экономика является центральной разделительной линией между странами. Их можно разделить на экспортеров и импортеров энергоресурсов. Туркменистан и Казахстан контролируют значительные запасы нефти и газа, в то время как Кыргызстан и Таджикистан импортируют энергию, но вместо нее имеют водные ресурсы. Как упоминалось ранее, Кыргызстан всегда выделялся в политическом плане как более открытая и либеральная страна, чем остальные. Туркменистан стал исключением, изолировав себя от других стран. Эта страна практически не участвует в каком-либо сотрудничестве и делает большинство вещей, исходя исключительно из своих собственных интересов.
Узбекистан можно считать центральной страной этого региона. Во-первых, он географически расположен в центре, имеет границы со всеми соседними странами, а во-вторых, имеет самое многочисленное население со значительной диаспорой во всех других странах, включая Афганистан. В 2016 году Шавкат Мирзиёев был избран новым президентом Узбекистана после того, как Ислам Каримов скончался после 25 лет пребывания у власти. Смена режима радикально изменила страну. Если раньше для Узбекистана были характерны протекционизм и изоляция, то теперь он поощряет международное сотрудничество и пытается разрешить старые конфликты советской эпохи.
- Почему Туркменистан так явно дистанцируется и изолируется?
- Это чрезвычайно уникальная страна во многих отношениях. Она расположена недалеко от Каспийского моря, состоит в основном из пустыни и обладает, возможно, шестым по величине в мире запасом газа. На протяжении всей истории страну населяли различные племена, что затрудняет ее объединение в современное национальное государство. После обретения независимости Сапармурат Ниязов стал президентом Туркменистана. За 15 лет пребывания у власти он создал вокруг себя причудливый культ личности. Он назначил себя отцом всех туркмен, поместил свое изображение на деньги страны, переименовал дни недели и месяцы по своему вкусу, в том числе изменил апрель на Гурбансолтан в честь своей матери. После его смерти в 2006 году к власти пришел Гурбангулы Бердымухамедов. Он продолжал идти по тому же пути, что и его предшественник, с такими же грандиозными мыслями о себе. С марта 2022 года президентское кресло занимает его сын, Сердар Бердымухамедов. Страна является самой тоталитарной в регионе, и никакая оппозиция не допускается. Что касается внешнего мира, то они хотят, чтобы их оставили в покое.
Что касается газа, то здесь они преуспели. Чуть более десяти лет назад у них были проблемы, потому что российский «Газпром» обладал монополией на трубопроводы в этом регионе. Это означало, что им приходилось продавать туркменский газ России за гроши. Затем «Газпром» мог реэкспортировать газ в Западную Европу по рыночным ценам. Ситуация изменилась после того, как в 2009 году было завершено строительство трубопроводной системы в Китай. Теперь почти весь газ экспортируется на восток, и Китай покупает в шесть-семь раз больше туркменского газа, чем Россия. Они заменили свою зависимость от России зависимостью от Китая. Тем временем Западная Европа присматривается к Туркменистану, ведутся переговоры о строительстве транскаспийского газопровода, но пока это только на бумаге. Они также ведут переговоры о партнерстве с Турцией и Азербайджаном.
- Если посмотреть на исследование «Мировые ценности», то Туркменистан в него не включен. Остальные страны сгруппированы слева внизу (Традиционный/Выживательный). Однако Казахстан можно найти далеко вверх по оси «y», в сторону светского образа жизни, по сравнению с другими странами. По этому показателю он находится в одном ряду с такими странами, как Португалия и Южная Африка. Вы это признаете?
- Да, это так. Казахстан - огромная страна, девятая по величине в мире. В то же время в ней проживает чуть менее 20 миллионов человек. По сравнению с Узбекистаном, который значительно меньше по площади, но имеет 35 миллионов жителей. Это самая развитая страна в регионе, с самой сильной экономикой и самым высоким ВВП на душу населения. Мы должны помнить, что Казахстан был в особой ситуации, когда стал независимым; 50% населения составляли казахи, а остальные были в основном русскими. Затем произошел сдвиг: многие русские уехали из страны, и у казахов повысилась рождаемость. Но русских осталось 20%, в основном они живут в северных районах страны.
Когда речь заходит о религии и исламизации этой территории, Казахстан исторически был последней из стран, принявших ее. Даже сегодня Казахстан, безусловно, наименее религиозен в регионе. Однако религия играет все более значительную роль. Значение ислама действительно возросло в этих обществах после обретения независимости, в том числе и в Казахстане, хотя и в несколько меньшей степени. Внутри страны также существуют значительные различия. В южных районах, граничащих с Кыргызстаном и особенно Узбекистаном, люди гораздо более религиозны, чем в северных районах.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, как менялась роль религии в регионе на протяжении истории?
- Арабы вторглись в регион в VI и VII веках. Они относительно быстро исчезли, но оставили после себя ислам, который существует с тех пор. Однако эта религия распространялась неравномерно и проходила через этапы. Местом распространения ислама в этих пяти бывших советских республиках является Ферганская долина. Это долина, которую разделяют Таджикистан, Узбекистан и Кыргызстан, и она представляет собой самую плодородную и густонаселенную область во всем регионе. Хотя сейчас мы можем считать, что эта область находится на окраине исламского мира, исторически она занимает центральное место в исламе, отсюда родом многие выдающиеся исламские ученые.
На протяжении большей части 20-го века населению насаждался советский атеизм, а все, что было связано с исламом, подавлялось. Однако ислам никогда не исчезал и продолжал исповедоваться параллельно и тайно. Но это также означало, что, когда страны стали независимыми, религиозные власти были слабыми, с очень небольшим количеством подготовленных имамов. Это привело к смешению различных влияний, таких как собственные национальные традиции вперемешку с исламом. В любом случае, советская эпоха явно оставила пробел, который в значительной степени был заполнен религией, часто с влиянием Пакистана, Турции и различных арабских стран, которые финансируют строительство мечетей. Здесь взаимодействуют как внутренняя, так и внешняя динамика. Еще одна вещь, которую оставила после себя советская эпоха, — это светская система правления, которая сохранилась при сильной поддержке населения. Поэтому, несмотря на то что религия переживает сильное возрождение среди населения, само государство по-прежнему остается светским.
- Возникали ли конфликты между странами после обретения ими независимости?
- Самый серьезный конфликт - тот, который разразился в прошлом году между кыргызами и таджиками. Он касается земельных участков, и проблема коренится в том, что около 30% границ не демаркированы. Сначала это не было большой проблемой, хотя время от времени она поднималась политиками, которые подчеркивали, что на это нужно обратить внимание. Но они по-прежнему жили вместе относительно гармонично, и границы, казалось, не играли особенно большой роли. Однако теперь все изменилось. За последнее десятилетие споры обострились: между мирными жителями происходят драки и бросание камней. Начиная с 2021 года, в конфликт были вовлечены вооруженные силы стран, и он обострился до такой степени, что в сентябре 2022 года в нем погибли 130 человек.
Кыргызстан и Таджикистан - две беднейшие страны региона, и теперь недоверие между ними растет с каждой новой вспышкой насилия, равно как и риск дальнейшей эскалации. Интересно отметить, что обе страны входят в возглавляемый Россией военный альянс - Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ), но пока это не помогло. Россия предлагает определенное участие, но все еще существует некоторое недоверие, особенно со стороны Кыргызстана, который считает, что Россия в данном случае поддерживает Таджикистан. Кыргызстанцы, которые являются тюркским народом, вместо этого получили поддержку от Турции в виде поставок оружия. Таджики в основном обращаются к своим персоязычным родственникам для приобретения беспилотников. Ни ОБСЕ, ни ООН пока не уделяют этому конфликту прямого внимания.
- С тех пор как страны стали независимыми, несколько лидеров правили в течение многих лет. Какова ситуация с коррупцией и демократией?
- К сожалению, тенденция не является положительной, когда речь идет о демократии, особенно потому, что Кыргызстан пошел по тому же пути, что и другие страны. Эта страна была более демократичной, чем другие, но теперь она тоже пошла по авторитарному пути. Лидеры нескольких стран много говорят о модернизации и необходимости политических реформ. Они также внесли некоторые практические изменения, но коррупция по-прежнему широко распространена. Их политические системы во многом построены на коррупции, что делает борьбу с ней проблематичной, поскольку властные позиции самих лидеров основаны на коррумпированной системе. Тем не менее, в настоящее время идет волна политических реформ, и в ряде стран возникли движения протеста. В прошлом году в Казахстане прошли демонстрации с требованием увеличить политическое представительство.
- Каковы отношения с Европой, и как, по-вашему, они изменятся в будущем?
- Желание иметь отношения с Европой сейчас велико как никогда. Особенно после российского вторжения в Украину, европейские представители более желанны в этом регионе, чем когда-либо прежде. Прошлой осенью несколько дипломатов из высшего руководства ЕС посетили этот регион, чтобы обсудить более тесное сотрудничество. Европа, естественно, заинтересована в центральноазиатском газе и нефти, но также и в расширении торговли. ЕС также хочет поддержать эти страны в укреплении устойчивости против России, что соответствует стремлению региона к диверсификации и снижению зависимости от России. Трудностью в политических дискуссиях между Центральной Азией и Европой всегда были вопросы прав человека. С Россией и Китаем, которые совершенно не заботятся о правах человека, общаться легче.
- Интерес Китая к странам Центральной Азии, по-видимому, возрастает?
- Интересы Китая абсолютно обширны, в первую очередь они сосредоточены на экономике, а Центральная Азия служит узлом для новых Шелковых путей, которые строит Китай. Инвестиции и торговля - важные интересы для Китая во всех странах региона. В то же время Китай импортирует все больше и больше энергетических ресурсов региона, в первую очередь газ из Туркменистана, а также казахскую нефть. В стратегии Китая в отношении региона также присутствует значительный элемент безопасности, особенно в отношении Синьцзяна, форпоста Китая в Центральной Азии, где Китай подвергается критике за его отношение к мусульманским группам. Китай хочет обеспечить лояльность и послушание центральноазиатских правительств в отношении китайской политики в Синьцзяне. Для этого у него есть региональная организация - Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), которая призвана бороться с тремя так называемыми «пороками» - региональным терроризмом, этническим сепаратизмом и религиозным экстремизмом - в странах-участницах. С точки зрения Китая, Синьцзян является здесь центральным вопросом, и он хочет, чтобы другие страны не стали убежищем для уйгурских сепаратистов.
Для стран Центральной Азии Китай способствует реализации крупных инфраструктурных проектов, а для политической и экономической элиты этих стран все большее значение приобретают различные торговые потоки с Китаем, частично в ущерб экономическим обменам с Россией. В то же время Китай является важным альтернативным гарантом безопасности, поскольку растет обеспокоенность по поводу намерений России в Центральной Азии. После полномасштабного вторжения России в Украину правительствам всех стран удалось добиться от Китая выражения поддержки их суверенитета и национальной независимости. Среди простых людей в регионе все же существует определенный страх перед Китаем, который служит определенным противовесом безудержному китайскому влиянию. В отличие от России, с которой и народ, и элита чувствуют культурную, языковую и историческую близость, в отношении Китая нет соответствующего понимания. Также существует недовольство населения обращением с мусульманским населением Синьцзяна, в первую очередь уйгурами, а также этническими казахами и кыргызами, проживающими в Синьцзяне.
- Как выглядит оптимистичный и пессимистичный сценарий будущего для региона?
- В лучшем случае политические системы реформируются, в результате чего укрепляются связи между государством и обществом, что способствует стабильности и политическому, экономическому и социальному развитию. Налаживается осторожный политический плюрализм, а коррупция постепенно снижается. Безопасность в регионе укрепляется изнутри благодаря сотрудничеству между странами. В результате внешним силам становится сложнее манипулировать странами, а напряженность между ними контролируется. В худшем случае конфликт между Таджикистаном и Кыргызстаном перерастет в межгосударственную войну, или России удастся сокрушить Украину, а затем, например, повернуть на Казахстан, чтобы претендовать на северные районы страны.
- Какую книгу вы бы порекомендовали?
- Тогда я хотел бы порекомендовать кыргызского писателя Чингиза Айтматова, национальное достояние у себя на родине. Сегодня он почти полностью забыт на Западе, но до 1980-х годов его произведения широко переводились на множество языков, и он даже упоминался как возможный кандидат на Нобелевскую премию. Личный фаворит – «День длится больше ста лет» - роман, в котором философские вопросы сосуществуют с научно-фантастическими сюжетами. Другой его прорывной роман «Джамиля» - короткая, но необычайно красивая история любви. Сейчас эти книги трудно достать, они продаются в библиотеках или антикварных книжных магазинах.
Пелле Аксельссон, шведский журналист и основатель сайта intellectinterviews.com. Он имеет многолетний опыт интервьюирования экспертов и интеллектуалов, а круг его интересов простирается от международных отношений, мировой политики и дипломатии до истории, технологий и религии.
Эта статья впервые появилась на сайте IntellectInterviews и была перепечатана с разрешения.
Источник: Johan Engvall | Politics and the Future in Central Asia | Global Policy Journal
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников