Интервью

Элементы будущего

Команда Avianci

31.01.2023

Алматинские школьники разрабатывают прибор для контроля электроэнергии

Ребята из команды Avianci РФМША города Алматы – победители регионального тура республиканских соревнований по робототехнике Daryn First Championship. Ребята готовят проект в рамках темы «Энергия будущего» и разрабатывают прибор для контроля электроэнергии. В рамках подготовки к республиканскому финалу, юные инноваторы встретились и провели исследовательскую беседу с заслуженным энергетиком СНГ и Казахстанской электроэнергетической ассоциации, начальником оперативно-диспетчерского управления АО «Алатау Жарық Компаниясы» Борисом Бабенцовым.

– Борис Борисович, расскажите, пожалуйста, из каких составляющих складывается энергетический рынок Казахстана?

– Энергетика – это особая отрасль. Электроэнергия – это товар, который нельзя складировать, хранить, отложить на потом, то есть это товар, который производится, передается и потребляется одномоментно. Избыток его приводит к авариям, а недостаток – к отключениям. Все энергетики Алматы и Казахстана нацелены на качественное и бесперебойное электроснабжение ваших домов, социальных и бизнес-объектов.

Если говорить в общем, то энергетическая отрасль делится на три блока. Блок производства – это станции всех видов – гидроэлектростанции, АЭС, теплоэлектростанции, солнечные, ветровые, ну и еще био- или же геотермальные станции. Это, конечно, малораспространенные станции, они работают на термальной энергии либо на биотопливе – то есть на бытовых и производственных отходах.

Второй блок это – электросети – компании, которые доставляют от места производства до места потребления. Это и есть электрические сети. Есть национальные сети, например АО «Казахстанская компания по управлению электрическими сетями KEGOC», есть региональные сети, к ним относится и наша компания АО «Алатау Жарық Компаниясы», которая является оператором города Алматы и Алматинской области. И третий блок – энергоснабжающие компании, которые имеют договоры с потребителем, то есть, к примеру, ТОО «АлматыЭнергосбыт».

Но в энергетике есть свойство – если бизнес-процессом никто не управляет, то это приводит к аварии, если управляют две структуры – это неразбериха, поэтому должна быть жесткая вертикальная интегрированная структура. Дисциплина в энергетике очень важна, безответственность может привести к авариям или отключениям. Оператор всего рынка Республики Казахстан – AО «KEGOC», а в каждой области свои региональные компании, которые должны знать всех своих потребителей. К примеру, в Алматы – 900 000 потребителей, а это – 900 000 договоров.

Каждый оператор и поставщик электроэнергии должен заботиться не только о состоянии энергосетей, но и о состоянии экологии. Чем выше класс напряжения, тем выше влияние на окружающую среду, на людей. В центральном Казахстане установили сети мощностью 1150 кВт, что привело к снижению миграции сайги, соответственно отобразилось на их уровне жизни. Поэтому очень важно соблюдать не только технические параметры, но и не навредить экологии и соответственно будущему Республики Казахстан.

– Какие острые проблемы в энергетической сфере Казахстана вы бы отметили?

– Очень большая проблема – это высокая степень износа. Казахстан – развивающееся государство и не может за один-два года модернизировать все сети. Модернизация оборудования, будь то станции или сети – это самая большая проблема. Старые станции выбывают, новые мы не построили, и поэтому наблюдается недостаток станций не только в нашем регионе, но и по всему Казахстану. Какие станции лучше развивать – это очень верный вопрос. К примеру, цена угольных станций одна из самых низких во всем мире, и, казалось бы, в Республике Казахстан запасы угля такие, что мы могли бы достаточно долго и безбедно эксплуатировать месторождения, но в таком случае будет страдать экология, и именно поэтому государство выработало стратегию к 2035 году прийти к нулевой безуглеродности, а это очень тяжело и дорого. Возможно, это произойдет и не в 2035 году, а чуть позже, но это правильный путь. В один день нельзя решить все и постепенно мы решим проблему износа станций экологичным путем. Мировая энергетика сначала ориентировалась на ветровые станции, солнечные, биологические и потом было принято промежуточное решение перейти на атомную энергию. Мы должны думать о будущих поколениях. Насколько мы сейчас начнем реформировать энергетику, настолько это отразится на всем – на климате, природе, здоровье.

– Каковы плюсы и минусы строительства в Казахстане атомной электростанции?

– Атомная энергетика имеет очень большие перспективы, но здесь есть несколько факторов. Это как во всем новом – должна быть специальная подготовка. Имея даже одну электростанцию, мы можем столкнуться с большими кадровыми проблемами. Допустим во Французской Республике около 40-50% электроэнергии вырабатывается на атомных станциях и у них функционируют университеты, колледжи по подготовке кадров. У нас же таких атомных станций нет и создавать под них целые учебные заведения нерентабельно. Второй вопрос – это культура и опыт эксплуатации оборудования, ведь оно очень специфично. И самая большая проблема – это, наверное, государству все-таки решиться и начать развивать это направление. Это актуальный вопрос на десятки лет и в перспективе положительное решение будет правильным, какие бы ни были проблемы. Да, случались трагедии, но вместе с тем на крупных АЭС, которые находятся в Европе, аварий практически не случается. Бывают локальные, но они не приводят к таким последствиям, которые были на Фукусиме или Чернобыле. С годами значительно повышается надежность и улучшается эксплуатация станций. Многие страны Европы планируют ставить у себя АЭС. Кстати, партнером Казахстана в этом вопросе станет американская компания General Electric, которая активно развивает в США это направление.

– Насколько затратно использование в Казахстане солнечной и ветровой энергии?

– Это самая больная тема и по сути вопрос балансирования на грани – на что сделать ориентир – на экономику сегодняшнего дня или на экономику будущего. Ветростанции и солнечные станции – это очень дорогое удовольствие. Я думаю, что в ближайшей перспективе Республика Казахстан не сможет себе позволить перейти на солнечные и на ветровые электростанции, но намеченный путь – правильный. Цена солнечной электрической энергии в 2-3 раза выше традиционной, но это не означает, что мы должны о ней забыть. В настоящее время наша компания АО «Алатау Жарық Компаниясы» – одна из передовых в части продвижения ветровых, солнечных и гидроэлектростанций. На сегодняшний день мы у себя имеем более 10% выработки именно этими станциями, причем это, не считая двух крупных ГЭС (Мойнакской и Капчагайской).

Мы сейчас говорим о тех малых ГЭС, которые составляют 10% электроснабжения, а если взять Капчагайскую и Мойнакскую это уже около 40-50% электроснабжения. И понимая высокие тарифы, мы все равно стремимся к достижению углеродной нейтральности.

К примеру, у наших соседей – в Республике Кыргызстан энергосистема такова, что примерно около 90-95% – это гидростанции. В Таджикистане 100% производства электрической энергии вырабатывают гидростанции, у них свои особенности рельефа, горная местность, большой потенциал рек. Мы в большей степени равнинное государство, но тем не менее мы тоже стараемся не отставать.

– Какие пути модернизации энергетической сферы Казахстана вы видите?

– Для всех компаний, которые занимаются передачей электроэнергии, и нас в том числе, важным фактором является снижение величины затрат на передачу, то есть снижение того, что в обиходе называется потерей, снижение технологического расхода на передачу энергии. Это несет много положительного, первое – мы улучшаем свой доход, экономим и оптимизируем свои расходы. Потери зависят от фаз класса напряжения, но даже при одном и том же классе напряжение в разных компаниях разные потери. И вот, наша компания добилась больших успехов даже имея старое оборудование. Наши потери в сети, которые сопоставимы с AО «KEGOC», составляют 3,6-3,7 %, когда AО «KEGOC» имеет 5%. Это зависит от правильного инженерного решения, правильной работы специалистов. Также, каждая станция имеет свой расход. На производстве угольной станции расход до 10-15% на собственные нужды. Гидростанция имеет 1,5-2%. Поэтому, помимо улучшения показателей станции, важно снизить затраты на производство, а мы снижаем свои затраты на передачу. И казалось бы, в такой простой отрасли как энергетика, у каждого есть свои нюансы, которые могли бы улучшить свою сферу.

– Как вы считаете, какие инновации могут играть ключевую роль в развитии энергетики?

– Я бы их поделил на три блока. Первый – станции, второй блок – передача и третий блок – распределение и доведение до потребителей. В каждом из этих блоков есть свои инновации. В первую очередь, все–таки нужно ориентироваться на возобновляемые источники энергии. Да, это звучит здорово, это правильно, но там своя специфика, очень сложно управлять этими станциями. Например, предсказать работу ветровой станции невозможно, предсказать активность солнечной радиации невозможно. И даже те станции, которые у нас есть, при установленной мощности 125 МВт работают в диапазоне от 1 до 120 МВт, и в любой момент времени они будут колебаться. Ветер стих – станция встала, чем заменить, или наоборот, происходит непредусмотренный набор генерации.

Передовые страны уже давно внедрили интеллектуальное управление этими станциями, но для этого нужны те станции, которые могут работать в базовом режиме и которые могут все эти нюансы нивелировать. В электрических сетях самый большой тренд – их управляемость и возможность интеллектуального управления. Человеческий фактор конечно же никто не отменял, ни одна интеллектуальная система не заменит человека при управлении и ликвидации аварий.

Разработка всех этих интеллектуальных систем управления сетями основывается на том, что конечное решение должен принимать человек. Система дает подсказку и человек совершает те или иные действия. Взаимосвязь человека и машины – это правильное развитие.

Что касается сбыта, потребитель хочет видеть сколько он берет, правильно и достаточно ли он берет, в полном ли объеме удовлетворяется его спрос, мы все знаем, что сейчас на рынке представлена такая техника, которая требует особого качества напряжения, качества частоты и те же интеллектуальные приборы помогают самим потребителям управлять нагрузкой: почему ты должен брать ту электроэнергию которая тебе не нужна, или наоборот почему ты должен себя ограничивать в тот момент, когда она тебе нужна. Если бы, к примеру, был монитор, работающий в режиме онлайн, помогающие управлять всем этим процессом, это было бы очень полезно. А в будущем, мы еще дальше пойдем – каждый человек, каждое предприятие сможет себе выбирать поставщика электрической энергии будь то по качеству, по объему или еще по каким–то другим критериям, это будет так называемый свободный рынок электрической энергии.

– Борис Борисович, спасибо за познавательное интервью. Наша команда учтет все ваши советы, чтобы ради будущего жителей Республики Казахстан, ради сохранения экологии помочь государству в решении такой непростой задачи как энергосбережение и правильное потребление.

– Успехов вам!

Фото из архива команды Avianci.


Команда Avianci

Публикации автора

Элементы будущего

Топ-тема

Другие темы

ПОЛИТИКА | 19.04.2024

Аргументов становится всё меньше

АНАЛИТИКА | 19.04.2024

В этот день. Независимость, «Копейка» и Симпсоны

ГЕОПОЛИТИКА | 18.04.2024

Наводнения между Россией и Казахстаном

ПОЛИТИКА | 17.04.2024

«Закон Салтанат». Точки над «Ё»

ОБЩЕСТВО | 17.04.2024

Паводки и мажилисмены: депутаты выехали в пострадавшие регионы

ОБЩЕСТВО | 17.04.2024

Как Казахстан продвигает права человека через обязательства перед ООН