Во второй половине прошлого года Россия через свои СМИ подвергала Казахстан всевозможным информационным атакам - от угроз, замаскированных под уговоры, до откровенных угроз вмешательства в его внутренние дела - если центральноазиатское государство не согласится отказаться от своей прозападной внешней политики и поддержки казахских националистов. Эта кампания достигла апогея в декабре 2021 года.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Центральная Азия: после визита министра иностранных дел Германии начинается напряженная работа
Казахстан и Россия. Взгляд с Запада
Казахстан ходит по дипломатическому канату между Россией и Европой
Сейчас декабрь 2022 года. Вокруг Казахстана складывается ситуация дежа вю. На этот раз разница лишь в том, что сопровождающие их угрозы выглядят в свете продолжающейся войны в Украине гораздо более убедительными.
Новый виток нагнетанию страстей по поводу того, что Казахстан становится проблемой для Москвы, придал Дмитрий Дробницкий, политический аналитик, который недавно выступил в одном из самых популярных российских политических ток-шоу «Вечер с Владимиром Соловьевым» на государственном телеканале «Россия». «Отметим, что следующей проблемой [после Украины] является Казахстан, потому что там могут начаться те же нацистские процессы, которые происходили в Украине», - предупредил он, ссылаясь на кремлевский нарратив о том, что в Украине действует нацистское правительство. В Казахстане «тоже много русских», - сказал Дробницкий, подталкивая аудиторию к мысли, что они якобы могут стать объектом предрассудков. Ведущий передачи Владимир Соловьев задумчиво согласился со спикером, сказав, что «у нас самая длинная граница с Казахстаном», и да, там «много русских». Следует отметить, что это не первый подобный инцидент. Если говорить по существу, то миллионы простых этнических казахов в стране уже были раздражены и утомлены бесконечными тирадами из России о якобы «ксенофобии в отношении русских», о том, что «казахская территория исторически принадлежит России», а теперь еще и «нацизмом в Казахстане».
Поэтому неудивительно, что с казахстанской стороны последовала сильная ответная реакция. Кремль отреагировал на это довольно странным образом. Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России Владимира Путина, заявил астанинскому телеканалу «Хабар 24», что он не смотрел шоу-программу Владимира Соловьева и не знает, кто такой Дмитрий Дробницкий. «Такие политологи, как он, ни в коей мере не отражают официальную позицию Кремля. И вы должны это иметь в виду - нет никакой необходимости их слушать или смотреть», - сказал Песков.
Примерно то же самое сказал министр иностранных дел России Сергей Лавров на том же астанинском телеканале «Хабар 24», комментируя заявление российского посла Алексея Бородавкина в СМИ о «радикальных националистических тенденциях» в Казахстане и необходимости для президента Казахстана «принять жесткие меры по пресечению этих тенденций». Некоторые казахстанские наблюдатели посчитали, что речь идет об официальной позиции Кремля, озвученной Алексеем Бородавкиным. Зная об этом, министр иностранных дел России дал понять, что в данном контексте не стоит ориентироваться на слова кого бы то ни было, кроме хозяина Кремля. Сергей Лавров, в частности, заявил, что «отношения между нашими странами определяют президенты [Путин и Токаев], и только они».
Казалось бы, правила игры определены. Однако это не мешает некоторым другим представителям российской политической, интеллектуальной и медийной элиты давать волю своим имперским инстинктам и говорить о Казахстане все, что им заблагорассудится. По словам Пескова, «есть разные люди, и есть разные точки зрения». Это, как отметил Владимир Соловьев, «соответствует нашим представлениям о свободе слова». «Он [Дмитрий Дробницкий] - не государственный служащий. У Дмитрия свое видение [относительно Казахстана] - нравится оно кому-то или нет», - сказал ведущий ток-шоу. Проще говоря, все это (слова этих двух людей) означает: «Наши мэтры говорили, говорят и будут говорить о Казахстане все, что хотят. Вам остается только мириться с этим и молчать». Это было бы неплохо, если бы этого было достаточно, чтобы уберечь страну от дальнейших проблем. Но, похоже, это не так.
Все указывает на подготовку Москвы к новой агрессии - на этот раз против Казахстана, предупредил Александр Невзоров, российский тележурналист и бывший депутат Государственной Думы РФ. «Они [путинские пропагандисты] живут в неведении относительно реальности, она им враждебна. У них свой мир, где зреет «вторжение в Казахстан» и «взятие Астаны за три дня». Напомню, что ни один пропагандист никогда не выступает без четких указаний администрации президента и без ее одобрения. Так что это не фантазии идиота-одиночки, а вполне конкретные планы», - сказал он. Ниже приводится одно из таких заявлений Александра Невзорова.
Александр Храмчихин, заместитель директора Института политического и военного анализа в Москве, сказал: «С такими друзьями, как он [Казахстан], не нужны враги. Мы на Урале и в Сибири начинаем воспринимать Казахстан как вторую Украину. Сейчас мы просто не можем ничего с этим поделать. Что будет дальше, зависит от того, как будет развиваться спецоперация в Украине». Это действительно говорит обо всем, не так ли?
В любом случае, уже сейчас очевидно, что нынешнее российское руководство приступает к реализации экспансионистского проекта, разработанного нобелевским лауреатом Александром Солженицыным в 1990 году в эссе под названием «Перестройка России». По тому, как сейчас развиваются события в Украине, можно сделать вывод, что Путин действительно приступил к реализации некоторых идей известного русского писателя о «собирании русских земель» и о «создании Русского Союза, включающего Украину, Беларусь, Россию и этнически русские части Казахстана». По мнению российского политолога Аркадия Дубнова, Путин все еще мечтает о Северном Казахстане и хочет собрать под эгидой Москвы Абхазию, Донбасс, северную часть Казахстана и другие территории.
Но почему российское руководство жаждет присоединения к России новых территорий, в то время как некоторые составные части самой России остаются слаборазвитыми и малонаселенными? Здесь невольно напрашивается историческое обобщение.
В 1980 году премьер-министр-основатель Сингапура Ли Куан Ю выступил с предупреждением, что Австралии грозит опасность стать «белым мусором» Азии. Он сделал эти замечания в то время, когда Австралия переживала инфляционное давление и высокий уровень безработицы. Такое резкое суждение не осталось незамеченным в стране. В 1987 году тогдашний премьер-министр Австралии Боб Хоук сказал, что комментарии г-на Ли «не были преувеличением». В 2007 году г-ну Ли была присвоена степень почетного доктора Австралийского национального университета. Но к тому времени он признал, что изменил свое мнение об Австралии.
Когда его спросили, придерживается ли он своих прежних взглядов, премьер-министр-основатель Сингапура ответил: «Иногда есть некоторые слова, которые... были сказаны в пылу ссоры, и, возможно, в то время они были оправданными. [Но]... вы изменились».
Что ж, мрачный прогноз г-на Ли о том, что Австралия может стать «белым мусором» Азии, не сбылся. Вместо нее им, похоже, становится российский Приморский край (Приморье). Здесь вы можете судить об этом сами.
В Дальневосточном федеральном округе, то есть на тихоокеанской окраине Российской Федерации, все население составляет всего семь миллионов человек - один человек на 1 квадратный километр. Эта негативная демографическая ситуация резко контрастирует с ускоряющейся «восточнизацией» - подъемом Азии. Дальний Восток России, куда входит Приморский край, потенциально мог бы быть подхвачен стремительной динамикой развития Восточной Азии. Но пока этого не происходит. Так Приморский край и соседний Хабаровский край, окруженные 4 странами - Китаем, Японией, Южной Кореей и китайским Тайванем - с общим объемом ВВП в 23 триллиона долларов США, до сих пор не подхвачены поистине головокружительной динамикой восточноазиатского экономического развития.
В случае реализации такого сценария Приморский край, вероятно, получил бы возможность приобрести в России статус, аналогичный статусу Калифорнии в США - самого густонаселенного и экономически сильного американского штата. Но русским и другим этническим группам европейского происхождения, составляющим основную часть населения Дальнего Востока России, очевидно, некомфортно находиться в окружении густонаселенных азиатских стран. Иначе как объяснить тот факт, что численность жителей Приморского и Хабаровского краев, имеющих наиболее благоприятные экономические условия среди субъектов Российской Федерации, прогрессивно росла в 1959–1989 годах и неуклонно снижалась в течение последних тридцати лет? И вот доказательство: с 1989 по 2020 год численность населения сократилась с 2 258 391 до 1 895 868 человек в Приморском крае; и с 1 824 506 до 1 315 643 человек в Хабаровском крае. И это в то время, когда внешние границы с азиатскими соседями остаются открытыми уже более трех десятилетий. Но при этих, казалось бы, благоприятных внешнеэкономических обстоятельствах Приморский и Хабаровский края продолжают оставаться дотационными регионами.
Выход в этой ситуации только один - активизировать экономическое сотрудничество с этими четырьмя соседними восточноазиатскими странами. Кремль вроде бы поощряет это. Но слова и дела Москвы расходятся, поэтому и нет результата. На бумаге: дальневосточные субъекты РФ - территории опережающего развития. Но на деле в этих регионах сохраняется депопуляция, люди продолжают уезжать оттуда. Те, кто остался, хотят перемен - позитивных перемен. Москва пока не может их обеспечить.
Ахас Тажутов, политический аналитик
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников