Напряженность нарастает: В октябре президент Таджикистана Эмомали Рахмон заявил Владимиру Путину на саммите, что его страна нуждается в «большем уважении». На сентябрьской конференции Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) президент Кыргызстана Садыр Джапаров заставил Путина ждать перед встречей. А на прошлой неделе четыре союзника России по договору - Армения, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан - воздержались при голосовании в Генеральной Ассамблее ООН, которая потребовала от Москвы выплатить Украине репарации за войну.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Позиция России в Центральной Азии продолжает ухудшаться
Казахстан - Россия. Соседей не выбирают?
Как Казахстан «предохраняется» от России
Казахстану не надо держаться за тонущий корабль
«Центральноазиатские республики всегда хотели освободиться от российского влияния. Видя, как Россия терпит поражение в Украине, они почувствовали свою возможность», - говорит Хусайн Хаккани, директор по Центральной и Южной Азии вашингтонского Института Хадсона.
Казахстан оказался самым смелым. Многие в регионе поначалу осторожничали. Никто открыто не критиковал Путина, а Кыргызстан и Таджикистан, безопасность которых зависит от российских войск, вели себя особенно тихо. Но именно Казахстан, крупнейшая экономика Центральной Азии, взял на себя инициативу, заявив о своей поддержке территориальной целостности Украины. Вскоре его примеру последовал Узбекистан, вторая по величине экономика региона.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев занимает высший пост уже год и был избран в воскресенье на семилетний срок. Он неоднократно отказывался поддержать вторжение России, а Астана, столица Казахстана, отвергла сфабрикованную Россией «независимость» украинских областей Луганска и Донецка.
Сигнализация была не только дипломатической. У себя дома Астана отменила ежегодный летний парад, посвященный поражению нацистов во Второй мировой войне от советской Красной армии, и запретила военный символ «Z», используемый пророссийскими/антиукраинскими элементами.
Однако самым примечательным стал отказ Казахстана направить войска в Украину по просьбе Москвы. Это был поразительный шаг Токаева, чей режим был спасен от жестокого восстания в январе, когда российские войска были переброшены по воздуху, чтобы прийти ему на помощь.
Учитывая последние шаги Токаева и его новый избирательный мандат, эксперты ожидают, что лидер богатейшей центральноазиатской страны будет и дальше отдаляться от Москвы. «Казахстан, как крупнейший и наиболее процветающий и влиятельный игрок в регионе, похоже, утверждает большую стратегическую автономию», - говорит Хаккани.
Но перед Токаевым также стоит дилемма: Казахстан разделяет с Россией вторую по протяженности границу на планете - 4 750 миль. В стране также проживает второе по величине число этнических русских после Украины, составляя чуть менее четверти ее 19-миллионного населения.
Вторжение в Украину под предлогом защиты этнических русских — это то, что заставило бы занервничать любую страну Центральной Азии с русским меньшинством (а это все страны). Дмитрий Медведев, бывший президент России и одно время заместитель Путина, назвал Казахстан «искусственной» страной, повторив слова Путина об Украине. Провоенные комментаторы в российском правительстве и СМИ также усилили свою антиказахскую риторику, обвиняя страну в нелояльности и даже намекая, что она следующая в очереди на вторжение.
Кроме того, большая часть казахского импорта и экспорта зависит от России. Казахстан занимает 10-е место в мире по производству энергоносителей, и 95% его нефти и газа поступает по трубопроводам, которые контролирует Россия - трубопроводам, которые Москва отключает по своему усмотрению. Как же Астана может уменьшить свою зависимость от России, не навлекая на себя ее гнев?
Иметь правильных друзей очень важно. Китай и Турция, будучи региональными тяжеловесами, наблюдают за этим пространством, но они также готовы принять участие в битве. И председатель КНР Си Цзиньпин, и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган недавно заявили о своей поддержке казахского «суверенитета и территориальной целостности».
Если бы дело дошло до драки, Китай, вероятно, не стал бы вмешиваться напрямую, учитывая его «безграничную» дружбу с Россией. Но Турция, которая связана с Казахстаном через Организацию тюркских государств и даже сотрудничество в области военной разведки, вероятно, помогла бы.
Диверсификация является ключевым фактором: Казахстан хочет избежать вторичных санкций и стать побочным ущербом. Поэтому Астана ищет решения в виде новых партнеров, энергетических маршрутов и дипломатических связей. И снова лидируют Китай и Турция, которые связаны с казахами новыми инвестициями, инфраструктурой и сделками в сфере безопасности.
Продуманная «многовекторная» внешняя политика Казахстана помогла ему в последние десятилетия наладить отношения с Китаем и Западом, и эксперты считают, что это выгодно Астане. Хотя казахстанские нефть и газ идут через Россию, на растущее использование танкерных и железнодорожных перевозок сейчас приходится 5% экспортных поставок энергоносителей. Идея состоит в том, чтобы расширить их и укрепить «Средний коридор», соединяющий Китай с Европой в обход России, но диверсификация из российской орбиты обойдется недешево.
Может ли Казахстан спастись? Россия считает себя «большим братом» для центральноазиатских государств и просто так не уйдет. Москва наблюдает за регионом посредством дипломатического надзора, подкрепленного военной мощью. Региональные форумы, такие как ШОС (которую она возглавляет совместно с Китаем), обеспечивают ей прикрытие, а пакты безопасности, такие как Организация Договора о коллективной безопасности, придают ей легитимность. Сохранение военных баз в Кыргызстане и Таджикистане, тем временем, придает ей силы.
Астана может диверсифицировать свою торговлю и дипломатию, но близость страны к России - в сочетании с политическими, культурными и экономическими связями - означает, что Казахстану будет трудно полностью выйти из сферы влияния России.
Источник: Bickering picks up steam in Russia’s backyard - GZERO Media
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников