Казахстанские компании, котирующиеся на Лондонской фондовой бирже, имеют весьма неоднозначную историю, а ужасы Евразийской корпорации природных ресурсов (ENRC) все еще свежи в памяти некоторых инвесторов. Но в 9-й по величине стране мира назревают большие перемены, которые могут предвещать более позитивное будущее.
Спустя 31 год после восстановления независимости впервые с 1864 года, страна переходит от экономики, зависящей от природных ресурсов, к экономике, основанной на услугах, от политической системы, вращающейся вокруг сильного президентства, к системе, в которой власть разделена с парламентом, и от страны с большим государственным сектором к стране, где предпринимательство и принятие риска теперь официально поощряются.
Возможно, определенной неугомонности и следовало ожидать, учитывая, что корни страны уходят в кочевую жизнь степей. Действительно, учитывая, что площадь ее территории почти в четыре раза превышает площадь Техаса, а население составляет всего 19,4 миллиона человек, здесь есть много места для тех казахов, которые все еще предпочитают свободный образ жизни.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Казахстану не надо держаться за тонущий корабль
Решающие факторы модернизации Казахстана
Новые транспортные коридоры для Казахстана
Однако в большинстве своем страна смотрит в будущее, отходя от трех десятилетий после обретения независимости, в течение которых доминировал президент-основатель страны Нурсултан Назарбаев, ушедший в отставку в 2019 году, но его наследие продлится до января 2022 года. Именно тогда протесты из-за роста цен укрепили руку его преемника Касым-Жомарта Токаева, который объявил о реформах по укреплению парламента и борьбе с коррупцией, запретив близким родственникам президента занимать высокие государственные должности.
Реформы получили одобрение Международного валютного фонда (МВФ), который сказал: «Недавние объявления о реформах дают возможность ускорить борьбу с коррупцией. Важные шаги по политической модернизации, судебной реформе и повышению роли гражданского общества и СМИ были объявлены президентом ранее в этом году».
Эти достижения опираются на некоторые заметные успехи, достигнутые с момента обретения независимости в 1991 году. В страну хлынули миллиарды долларов иностранных инвестиций, а по индексу легкости ведения бизнеса Всемирного банка за 2019 год Казахстан занял 25-е место, опередив Люксембург (72), Италию (58), Японию (30), Швейцарию (36) и Францию (33).
Казахстан остается ресурсной сверхдержавой с огромными запасами минералов и углеводородов, включая уран, медь, цинк, нефть, газ и сильный сельскохозяйственный сектор. Однако в настоящее время предпринимаются официальные усилия по диверсификации экономики в новые сферы, включая транспорт, фармацевтику, телекоммуникации, нефтехимию и высшее образование.
Пытаясь избавиться от наследия более чем семидесятилетнего пребывания в составе Советского Союза, власти стремятся создать культуру принятия риска и предпринимательства. При этом само правительство не прочь вернуться к методам, напоминающим о коммунистической эпохе, например, во время финансового кризиса этого года, когда оно ограничило экспорт наличных денег и золота.
Одним из мест, где рискуют в пользу чиновников, является Международный финансовый центр «Астана», территория площадью 1 632 гектара, который играет по своим собственным правилам - в буквальном смысле. Здесь действует английское общее право, а не казахстанское, а главным судьей является лорд Мэнс, бывший заместитель председателя Верховного суда Великобритании.
В самом сердце центра находится Астанинская международная биржа, которая стремится «развивать глубокий и ликвидный рынок капитала в Казахстане и Центрально-Азиатском регионе».
Другой площадкой, на которой можно заниматься предпринимательством, является государственное агентство Qazinnovations, название которого не требует пояснений. Здесь предоставляются гранты и другая помощь, предназначенная, соответственно, для крупных, средних и малых предприятий. Но это не схема «бесплатных денег» - успешным кандидатам потребуется соответствующая команда менеджеров, наличие контрактов с клиентами, инвестиции основателей и потенциал для роста.
Едва ли найдется на земле государство, которое не утверждало бы, что образование является одним из главных приоритетов, но у Казахстана, возможно, больше, чем у многих, оснований для этого. Назарбаев Университет, основанный в 2010 году, был намеренно создан в противовес учреждениям, оставшимся от советской эпохи, с английским языком в качестве единственного языка обучения и преподавателями, набранными со всего мира.
На уровне аспирантуры оказывается поддержка тем, кому предложили места в элитных университетах за рубежом.
Здесь не все так радужно, как в Великобритании и других странах. Инфляция остается проблемой, как и коррупция. Краткое вмешательство России в январе для восстановления порядка, когда сторонники предыдущего режима пытались дестабилизировать нового президента, по меньшей мере, любопытно. Однако Казахстан взрослеет, вырастает из президентства «одного человека» эпохи после 1991 года в функционирующую парламентскую систему и более сбалансированную экономику. Будет интересно посмотреть, куда эта страна пойдет дальше.
Источник: Reforming Kazakhstan is taking a very different path to its big neighbour | Evening Standard
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников