В августе состоялся визит президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в Кыргызстан. Во время беседы лидеры двух государств много говорили об увеличении сотрудничества во всех сферах. Решено увеличить товарооборот до 3 миллиардов долларов к 2030 году. Насколько реальна поставленная задача и как обстоят дела в экономических отношениях наших стран прямо сейчас? На эти вопросы отвечает политический аналитик из Бишкека, генеральный директор аналитического центра «Стратегия Восток — Запад» Дмитрий Орлов.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Распад Китая приведет к катастрофе — Константин Сыроежкин
Центральная Азия «обречена» на многовекторность — Грозин
Казахстан удерживает пальму первенства — Айдос Сарым
— На днях сайт Ulysmedia со ссылкой на кыргызское Национальное агентство по инвестициям сообщил, что объем казахстанских инвестиций в вашу страну увеличился в три раза. Насколько такие данные соответствуют реалиям дня?
— Точного количества пришедших в Кыргызстан инвестиций, включая те, что из Казахстана, вам не назовнт никто, потому что у каждой структуры своя методика подсчета. Ну, а поскольку мы говорим о Нацагентстве по инвестициям, то с него и начнем.
Оно говорило конкретно об увеличении объема ПИИ. То есть, прямых иностранных инвестиций из Казахстана. Если проследить их динамику по данным Нацагентства, то с 2017 включительно по 2020 год падение инвестиций шло следом за ростом. В 2019 году объем ПИИ Казахстана в Кыргызстан составил 38,1 млн долларов. В «ковидном» 2020 году (но тогда все страны мира решили «убить» свои экономики) инвестиционный поток из вашей страны сократился до 33,6 млн долларов. В 2021 году произошел резкий скачок — почти вдвое: до 65,6 млн долларов. С тех пор был исключительно рост: до 113,5 млн долларов в 2024 году.
А вот Евразийский банк развития в отчете за прошлый год написал следующее, дословно: «Казахстан в Центральной Азии — традиционный лидер среди инвесторов по объемам внутрирегиональных ПИИ. На него приходится 671 млн долларов по состоянию на конец первого полугодия 2024 г., или 80% от объема ПИИ в регионе. Более половины всего объема казахстанских инвестиций (55,7%) поступили в Кыргызстан». То есть, с января по июнь прошлого года, по версии ЕАБР, в Кыргызстан из Казахстана пришло 373,747 млн долларов ПИИ.
Также есть данные Евразийской экономической комиссии. Там сообщили, что в прошлом году Казахстан инвестировал в Кыргызстан 100,8 млн долларов. Объяснить это разночтение, повторюсь, можно только разными методиками подсчета. Но видно, что этот разнобой запутывает ситуацию. Точно известно только одно: по объемам инвестиций в Кыргызстан Казахстан всегда был в первой тройке.
— Какими соглашениями регулируется сотрудничество между нашими странами?
— В разных сферах их больше 160. Однако базовыми можно назвать три договора: о вечной дружбе от 8 апреля 1997 года, о союзнических отношениях от 25 декабря 2003 года и об углублении и расширении союзнических отношений от 19 апреля прошлого года. Последний договор Казахстан ратифицировал 21 июля этого года, а Кыргызстан сделал это еще 2 декабря прошлого года.
Новое соглашение о взаимной защите инвестиций обе республики подписали в один день с договором 19 апреля прошлого года. Сейчас его также ратифицировали и Астана, и Бишкек. Чтобы узнать, как оно повлияло на взаимный рост инвестиций, надо дождаться итогов этого года.
Приоритетные направления для инвестиций
— В какие отрасли Казахстан вкладывает инвестиции?
— Казахстанцам интересны в Кыргызстане больше всего четыре отрасли: промышленность и переработка сырья, транспорт и логистика, сельское хозяйство, а также торговля и услуги. В какой-то мере их можно назвать взаимосвязанными. Переработка сырья на месте — в Кыргызстане — всегда была у казахстанских инвесторов в КР приоритетным направлением. И тут интерес взаимный: промышленные перерабатывающие предприятия Кыргызстану нужны больше всего. Особенно для переработки сельхозпродукции. Больше всего это понимаешь, когда село собирает большие урожаи, которые потом некуда девать. И здесь казахстанские деньги — как нельзя кстати. Только главное условие: у продукции, переработанной на этих предприятиях, должен быть гарантированный рынок сбыта.
— Растет ли число казахстанских компаний в Кыргызстане?
— В 2019 году ваши официальные лица говорили о 334 предприятиях Кыргызстана с участием казахстанского капитала. Через три года эту цифру повторил еще раз заместитель министра торговли и интеграции Казахстана Кайрат Торебаев. После этого точных цифр никто не называл. Однако число казахстанских компаний вряд ли падает. Иначе об этом уже знали бы.
— Как относятся жители страны к появлению казахстанских компаний?
— У нас ведь сейчас как: если об этом не знает интернет, значит, этого не существует. А если серьезно, то конфликты местного населения с инвесторами, случись они, давно стали бы достоянием гласности.
— Можно ли назвать примеры обратной связи? Есть ли инвестиции Кыргызстана в Казахстан?
— Данные Евразийской экономической комиссии, которые я упомянул в самом начале, сообщали о том, что в прошлом году Кыргызстан инвестировал в Казахстан 19,9 млн долларов. Среди стран ЕАЭС наша республика — вторая после России, кто вкладывает инвестиции в ваше государство. Вышеупомянутый Кайрат Торебаев также говорил три года назад, что в Казахстане работают 247 компаний с кыргызским капиталом — в той или иной форме.
Разумный эгоизм в отношениях стран
— Можно ли связывать нынешнюю динамику развития сотрудничества с ролью президента Жапарова, исповедующего прагматичное отношение в области социально-экономических связей?
— От Садыра Жапарова сейчас вообще мало что зависит: все решает логика обстоятельств. Внезапно случился российско-украинский конфликт, после которого вдруг куда-то исчезли прежние порядки. А поскольку это произошло, всем главам стран Центральной Азии вдруг стало понятно: в отношениях между ними должен быть разумный эгоизм.
Что это такое, можно объяснить на простом бытовом примере. Каждый из нас хочет жить хорошо — вполне естественное желание, правда? Но при этом должно быть в голове это: «Если я живу хорошо, а мой сосед — плохо, то очень скоро точно так же придется жить мне». Поэтому прагматизм Жапарова, Токаева, неважно кого, должен, по идее, базироваться именно на разумном эгоизме.
Недавний визит Токаева в Бишкек показал, что ваш и наш президенты это понимают. Их посыл на встрече: «Да, мы имеем общее прекрасное историческое прошлое. Но надо делать таким же прекрасным и настоящее. Поэтому нам надо срочно делать вот это, это и вон то». Потому что сейчас от этого зависит не политический имидж глав государств, а будущее Казахстана и Кыргызстана — останутся они странами или превратятся в территории.
Фото из открытых источников