Под предлогом борьбы с южноамериканскими наркокартелями Белый дом пытается отстранить от власти Николаса Мадуро. Вашингтон считает Венесуэлу сферой своих исключительных интересов, но с этим согласны не все. Особенно в Пекине.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Кремлевская головоломка. О какой победе мечтает Россия?
Трамп разъярил Индийского Слона
Американский технат
Еще в 30-е годы XX века в США сформировалось своеобразное политическое движение, чьи участники рассматривали всю Северную (включая Гренландию) и Центральную Америку с побережьем Карибского моря по Южной Америке в качестве единой политико-экономической зоны. Вместо капитализма должен был действовать технологический механизм нерыночного производства и потребления ресурсов. Для разных социальных страт и профессиональных групп своя норма «пайка».
По прошествии лет идея не умерла, но карта Американского техната 1970-х, например, охватывает Венесуэлу полностью, тогда как в 1930-е отцы-основатели концепции претендовали на несколько сот километров вглубь от побережья.
Дональд Трамп перед избирательной кампанией 2024 года и в ходе нее состоял в активном общении с технатовцами и получил от них изрядные деньги. Впрочем, это не отменило денег от еврейского лобби, строительных магнатов и различных направлений того бизнеса, который в США скорее можно назвать национальным, чем транснациональным.
Однако уже в апреле 2025 года 47-й президент столкнулся с тем, что «глубинное государство» оказалось гораздо сильнее, чем предполагалось вначале, и он предпочел с ним договориться, а не воевать. Когда новый расклад стал понятен, то среди ушедших из команды Трампа был Илон Маск — сторонник техната.
Кроме идеи Американского техната есть еще доктрина Монро. Озвученная 2 декабря 1823 года президентом Джеймсом Монро, она провозглашает американский континент (Северная и Южная Америка) зоной, закрытой от вмешательства крупных европейских держав. В частности, в рамках ее идеологического обоснования США развязали испано-американскую войну 1898 года, после чего Мадрид потерял последние территории в Карибском море — Кубу и Пуэрто-Рико, которыми владел 400 лет.
У Дональда Трампа картина мира довольно мозаичная и многосоставная, но принцип доминирования Соединенных Штатов в Новом свете зафиксирован в ней до гротеска, а потому кто и как правит в Венесуэле для него не все равно.
Боливарианский проект
Николас Мадуро был приведен к присяге на третий срок 10 января 2025 года, то есть за десять дней до инаугурации Дональда Трампа на вторую каденцию.
Боливарианцы в Венесуэле на пути социалистических преобразований продвинулись гораздо меньше, чем западноевропейские социал-демократы в 40-70-е годы XX века. В экономическую сферу они лезут мало, сосредоточившись на вопросах перераспределения ресурсов на популистских началах. Этим страдал Уго Чавес, продолжает эстафету Николас Мадуро.
Для президента Трампа все, что мешает свободному предпринимательству — это табу, а потому он постоянно критикует (мягко выражаясь) политический режим в Венесуэле.
3 мая 2020 года была попытка военного отстранения Мадуро от власти. Операция «Гедеон» провалилась. С одной стороны боливарианский режим оказался гораздо прочнее, чем думали в Белом доме, а с другой сказалась помощь России и Китая.
На прошлой неделе ФБР провела обыск у экс-советника Дональда Трампа по национальной безопасности Джона Болтона. Сейчас он критик действующего хозяина Овального кабинета. Но до своей отправки в отставку 10 сентября 2019 года успел убедить тогда 45-го президента США, будто позиции у Николаса Мадуро шаткие, а потому его отстранение от власти пройдет легко.
Возможно, сиди венесуэльский президент тихо, он сейчас не оказался бы на острие внимания Трампа, но у Николаса Мадуро тоже деятельная натура. Например, в декабре 2023 года он провел в Венесуэле референдум о принадлежности региона Эссекибо, который находится в юрисдикции Гайаны. Венесуэльцы на референдуме ответили «да», то есть они считают Эссекибо своей землей.
Эссекибо — это примерно 60% территории Гайаны, а его шельф очень богат нефтью. Все двадцатые годы американские нефтяные компании наращивают добычу нефти в этой стране. Вашингтон вообще очень болезненно реагирует на все «нефтяное», а Мадуро еще и обосновывает свои претензии.
Когда Венесуэла была испанской колонией и входила в вице-королевство Новая Гранада, то регион Эссекибо включался во владения Мадрида. Падение испанского колониального владычества привело к захвату Эссекибо англичанами и передаче в состав своей колонии Гайаны.
В общем, Каракас предъявляет Тордесильянский договор от 7 июня 1494 года между Испанией и Португалией, а также восьмую звезду на своем государственном флаге, которая со времен Уго Чавеса означает фактически не существующий штат Гайана-Эссекибо.
Эскалация
После вступления в президентскую должность Дональд Трамп движение на юг начал с зоны Панамского канала, которую Вашингтон хочет вернуть под свой контроль.
Поначалу правительство Панамы опешило, а гонконгская компания CK Hutchison подписала 4 марта 2025 года соглашение с BlackRock по продаже 43 портов в 23 странах, включая панамские Бальбоа и Кристобаль.
Однако в Пекине оперативно прописали сделке стоп и стали разбираться. В настоящее время китайская компания COSCO, BlackRock и семейная судоходная компания MSC итальянского миллиардера Джанлуиджи Апонте ведут сложные и геополитически чувствительные переговоры о том, как справедливо поделить портовые активы CK Hutchison.
Не дождавшись окончательной сделки по портам, президент Трамп отправил к берегам Венесуэлы морскую группировку, в которую входят три эсминца, ударная подводная лодка, самолет-разведчик и 4000 морских пехотинцев. Американским военным даны полномочия не только действовать в международных водах и небе, но и наносить точечные удары.
Белый дом утверждает, будто президент Мадуро способствует деятельности латиноамериканских наркокартелей. Вообще, пропагандистская риторика построена на том, что нужно отстранить от власти лидера Венесуэлы и тогда наркокартели получат мощный урон. Если в 2020 году американские власти за информацию, которая приведет к аресту Николаса Мадуро предлагали 15 млн долларов, то сейчас уже 50 миллионов.
Спору нет, на территории Боливарианской республики наркокартели действуют, но венесуэльцы в этом международном бизнесе отнюдь не заводилы. Сегодня наркокартели Мексики задают тренды в организационных, логистических, финансовых, силовых и прочих вопросах.
Родоначальником наркокартелей считается Колумбия. Пабло Эскобар предлагал в 1980-е годы правительству этой страны выплатить государственный долг — 15 млрд долларов — а взамен оно от него отстанет. Сделки не получилось.
Наркокартели не раскрывают своей бухгалтерии, однако внешние эксперты утверждают, что обороты таких преступных организаций со штаб-квартирами в Мексике однозначно перевалили за 1 трлн долларов, из-за чего те и превратились в очень весомый фактор экономической, политической, социальной и военной реальности на обоих американских континентах.
Тем не менее, Дональд Трамп в фокус «антикартельной» атаки поставил не Мексику, а Венесуэлу, которая и так находится под приоритетным давлением Соединенных Штатов.
Китайский фактор
У президента Трампа свержение Мадуро в первую каденцию провалилось, а геополитический цирк-шапито с самопровозглашенным президентом Венесуэлы Хуаном Гуайдо администрации Джо Байдена в январе 2023 года пришлось «слить», как окончательно себя дискредитировавший. Теперь 47-й хозяин Овального кабинета намерен взять реванш.
Однако в августе 2025 года общий расклад геополитических сил стал менее удобным для Вашингтона. Пусть Россия связана войной в Восточной Европе и ресурсов для активной игры в Южной Америке не имеет, зато сильно упрочились позиции Китая.
18 августа Дональд Трамп отправляет эскадру к венесуэльским берегам.
22 августа частная китайская компания China Concord Resources Corp (CCRC) объявляет о том, что инвестирует в венесуэльские месторождения более 1 млрд долларов.
23-24 августа в Венесуэле прошел призыв-смотр сил Боливарианской национальной милиции. В стране с населением в 28,5 млн человек официально насчитывается 15751 народная база комплексной обороны. Даже если многие из них существуют только на бумаге, масштабы и сетевая структура впечатляют.
А еще у Каракаса регулярная армия в шесть дивизий, есть боеготовые истребители, истребители-бомбардировщики, транспортная авиация. Армия вообще одна из ключевых опор политического режима, что в свое время подтвердили события 2018-2020 гг.
Когда Трамп пытался свергать Николаса Мадуро в свой первый президентский срок, то в Бразилии (территориальном соседе Венесуэлы) главой государства выступал правый Жаир Болсанару. А сейчас там левый Лула да Силва. Из-за 50% американских пошлин в отношении Бразилии этот южноамериканский гигант теперь очень плотно работает с Китаем. Фактически Бразилия под грубым давлением США в геополитическом противостоянии выбрала сторону Поднебесной.
Мадуро и Силва между собой не ладят, но есть межгосударственное взаимодействие, логика обстоятельств и авторитетный лидер с функциями посредника в лице Китая.
Раньше в акциях против Каракаса Вашингтон мог опираться на Колумбию. Но сегодня — хотя Колумбия по структуре остается правой страной — ею руководит левый президент Густаво Петро, и он уже заявил, что будет на стороне Николаса Мадуро.
Принимая во внимание весь комплекс факторов, кампания Дональда Трампа против Венесуэлы очень сильно похожа на авантюру.
Фото из открытых источников