Стратегической необходимостью для Казахстана является несырьевой путь роста, опирающийся на чистую энергетику, логистику, сельское хозяйство и модернизацию промышленности.
За последние два десятилетия в Центральной Азии наблюдался устойчивый и зачастую впечатляющий экономический рост. По мнению экспертов, страны Центральной Азии постоянно опережают средние показатели роста как в мире, так и в развивающихся странах. В 2024 году совокупный ВВП стран Центральной Азии превысит 500 миллиардов долларов, внешнеторговый оборот увеличится почти в девять раз с 2000 года, а прямые иностранные инвестиции вырастут в 17 раз. Однако, как подчеркивают многие эксперты, сохранение этого импульса потребует от региона — в частности, от Казахстана — адаптации к меняющимся глобальным экономическим реалиям.
Экономический рост Казахстана долгое время опирался на экспорт нефти, газа и полезных ископаемых, за счет которых финансировались инфраструктура, социальные программы и государственные услуги. Однако такая зависимость от ресурсов делает экономику уязвимой к колебаниям цен на сырьевые товары и геополитическим потрясениям, таким как санкции против соседних стран или нарушение цепочки поставок после вторжения России в Украину.
Эти отрасли также являются капиталоемкими, но создают ограниченное количество рабочих мест, что делает их малопригодными для удовлетворения потребностей растущего и урбанизирующегося населения. Для обеспечения более инклюзивного и устойчивого роста Казахстану необходимо диверсифицировать производство в богатые рабочими местами инновационные отрасли, такие как обрабатывающая промышленность, логистика, сельское хозяйство и чистая энергетика. Поскольку глобальная экономика движется в сторону декарбонизации и цифровизации, постоянная зависимость от ископаемого топлива может стать долгосрочным обязательством.
Признавая эту динамику, правительство Казахстана взяло на себя обязательство ускорить переход к более диверсифицированной экономике, не основанной на ресурсах. Выступая на Астанинском международном форуме (АМФ), вице-министр национальной экономики Арман Касенов выделил в качестве приоритетных высокопроизводительные, ориентированные на экспорт отрасли, особенно в сфере переработки сырья. Хотя эти отрасли по-прежнему связаны с ресурсами, они означают движение вверх по цепочке создания стоимости и диверсификацию промышленности.
Чтобы поддержать этот переход, национальные финансовые институты развития планируют инвестировать в ближайшие годы около 100 миллиардов долларов. Первые признаки многообещающие: за первые пять месяцев 2025 года экономика Казахстана выросла на 6% благодаря высоким показателям в промышленности, строительстве, торговле, транспорте и связи.
В программе диверсификации Казахстана выделяются три сектора: чистая энергетика, транспортно-логистическая инфраструктура и сельское хозяйство. Каждый из них предлагает возможности не только для снижения зависимости от экспорта ресурсов, но и для более глубокой интеграции экономики в глобальные цепочки создания стоимости и обеспечения более инклюзивной занятости.
Чистая энергетика
Хотя Казахстан наиболее известен своими запасами нефти, угля и газа, он также обладает значительным потенциалом возобновляемых источников энергии. В южных степных регионах, таких как Жамбыл, Шымкент и Кызылорда, наблюдается высокая солнечная активность, а через Акмолу и побережье Каспийского моря проходят мощные и устойчивые ветровые коридоры.
К концу 2024 года в Казахстане будет построено 148 объектов возобновляемой энергетики, генерирующих почти 3 000 мегаватт чистой энергии, включая 59 ветряных и 46 солнечных электростанций, а также гидроэлектростанции и биомассы. Тем не менее, возобновляемые источники энергии составляют всего 5 процентов от общего объема энергопотребления страны, что значительно ниже поставленных правительством целей — 15 процентов к 2030 году и 50 процентов к 2050 году.
Чтобы восполнить этот пробел, Казахстан взял на себя обязательства по углеродной нейтральности к 2060 году и ввел такие стимулы, как льготные тарифы и энергетические аукционы для привлечения частных и иностранных инвестиций. Следующий рубеж — «зеленый водород», пилотные проекты которого уже реализуются, включая крупную инициативу в Мангыстауской области с немецкой компанией Svevind Energy.
Другим ключевым партнерством является Жамбылский ветряной проект — установка мощностью один гигаватт, разрабатываемая совместно с компанией Masdar из ОАЭ. Генеральный директор Masdar Мохаммед Джамиль Аль Рамахи недавно заявил, что компания рассматривает Центральную Азию как «перспективный регион для подобных решений» и «готова помочь в обеспечении роста».
Несмотря на то, что сектор чистой энергетики Казахстана находится на ранней стадии развития, он постепенно набирает обороты и может стать основой низкоуглеродного промышленного будущего страны.
Транспорт и логистика
Уже давно доказано, что географическое положение Казахстана между Китаем и Европой делает его естественным транзитным узлом. Страна играет центральную роль в многочисленных развивающихся торговых коридорах, включая Транскаспийский международный транспортный маршрут (широко известный как Средний коридор), коридор «Север-Юг» и китайскую инициативу «Пояс и путь».
На АМФ бывший Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун отметил превращение Казахстана в ключевой евразийский коннектор. В 2024 году объем грузоперевозок по Среднему коридору увеличился на 60% по сравнению с предыдущим годом и достиг 4,5 млн тонн. В ближайшие несколько лет правительство намерено увеличить этот показатель более чем в два раза.
Чтобы поддержать эти амбиции, Казахстан инвестирует 35 миллиардов долларов в транспортную инфраструктуру в период с 2023 по 2027 год. Основные проекты включают в себя строительство новых железнодорожных линий, расширение портов и развитие сухих портов в стратегических местах. Заместитель министра иностранных дел Казахстана Алибек Куантыров подчеркнул важность этих инвестиций для позиционирования страны в качестве регионального логистического хаба.
Международные институты приняли это к сведению. Заместитель генерального секретаря ОЭСР Фабриция Лапекорелла назвала Казахстан ведущим реформатором логистического сектора в Центральной Азии, отметив растущие объемы перевозок, улучшение условий торговли и целенаправленную модернизацию инфраструктуры. Продолжение инвестиций в этот сектор, вероятно, приведет к расширению региональной интеграции.
Сельское хозяйство и агротехнологии
Имея более 215 миллионов гектаров сельскохозяйственных угодий, Казахстан уже давно является крупным экспортером зерна. В 2024 году страна собрала максимальный за десятилетие урожай в 26,7 миллиона тонн зерна, что способствовало 12,7-процентному росту сельскохозяйственного сектора. Растениеводство выросло почти на 19 процентов благодаря увеличению инвестиций, в то время как животноводство также продемонстрировало скромный рост.
Тем не менее, значительная часть сельскохозяйственного потенциала Казахстана остается неразвитой. Переход от низкорентабельного экспорта зерна к экспорту продукции с высокой добавленной стоимостью, такой как фрукты, овощи и переработанные продукты питания, может повысить производительность и занятость в сельской местности. В частности, Казахстан имеет все возможности для снабжения регионов Центральной Азии, Ближнего Востока и Африки, испытывающих нехватку продовольствия.
Дополнительные возможности существуют в мясо- и молокопереработке, особенно для экспорта на рынки стран Персидского залива продукции, сертифицированной по стандарту «халяль». Относительно низкое использование агрохимикатов в Казахстане также дает ему сравнительное преимущество на растущем мировом рынке органической продукции. Для реализации этого потенциала потребуются инвестиции в сельскую инфраструктуру, управление земельными ресурсами, инновационные агротехнологии и финансовые услуги, предназначенные для фермеров, обрабатывающих небольшие земли.
Критические минералы: стратегический мост
Хотя важнейшие полезные ископаемые остаются частью ресурсоориентированной экономики, они необходимы для экологически чистых и цифровых технологий, таких как аккумуляторы, полупроводники и электромобили. В связи с этим на такие важнейшие минералы, как уран, редкоземельные элементы и медь, ожидается рост мирового спроса.
В отличие от ископаемого топлива, важнейшие минералы не сжигаются и не выделяют углерод в процессе использования. Если Казахстан сможет выйти за рамки добычи сырья и перейти к его переработке, очистке и производству компонентов, он сможет создать промышленную экосистему с высокой добавленной стоимостью, которая будет способствовать более широкой модернизации экономики. Таким образом, критические минералы могут послужить мостом между добывающим прошлым страны и ее индустриальным будущим.
Проблемы на предстоящем пути
Наряду с этими многообещающими тенденциями сохраняются и проблемы. Частный сектор продолжает выражать обеспокоенность по поводу коррупции, непрозрачной практики регулирования и бюрократических препятствий, включая задержки с выдачей разрешений на транзит и непоследовательную визовую политику. Кроме того, реформа государственных предприятий остается нерешенной задачей. Для обеспечения того, чтобы усилия по диверсификации привели к получению инклюзивных и широкомасштабных выгод, потребуются институциональные реформы и укрепление верховенства закона.
Кроме того, диверсификация экономики должна привести к повышению уровня жизни. В мае Программа развития ООН (ПРООН) поставила Казахстан на 60-е место из 193 стран в обновленном Индексе развития человеческого потенциала до 2025 года, подняв на семь позиций. В докладе отмечается, что это улучшение связано с ростом продолжительности жизни (с 69,5 до 74,4 лет), дохода на душу населения (с 22 587 до 30 989 долларов) и уровня образования. Хотя эта тенденция обнадеживает, ее необходимо поддерживать.
Существующая в Казахстане экономическая модель хорошо послужила ему в установлении стабильности и закладке основ современного государства. Однако в условиях растущей глобальной неопределенности и ускорения темпов технологических и экологических изменений эта модель уже не является достаточной. Стратегической необходимостью становится несырьевой путь роста, опирающийся на чистую энергетику, логистику, сельское хозяйство и модернизацию промышленности. Если Казахстан преуспеет в этих усилиях, он может стать примером того, как перейти от природного богатства к долгосрочному процветанию.
Автор: Альберто Фриджерио — профессор международных отношений Алматинского университета управления.
Источник: How Kazakhstan Can Build a Non-Resource-Based Growth Model
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников