Алматы 27.06.2022 17031

Диверсификация экономики Узбекистана

На прошлой неделе в Гузарском районе Узбекистана из природного газа начали делать синтетическую нефть. Такого рода hi-tech производство есть еще только в четырёх странах мира - Катаре, Нигерии, ЮАР и Малайзии. Завод Uzbekistan GTL может ежегодно вырабатывать 307 тысяч тонн авиакеросина, 724 тысячи тонны дизельного топлива, 437 тысяч тонн нафты, 53 тысячи тонн сжиженного газа. Причем этот завод для своих нужд производит из рабочего пара электроэнергию, которая хватит и для снабжения Шуртанского газохимического комплекса, других соседних предприятий. Uzbekistan GTL был построен за 5 лет, и он является свидетельством того, что узбекская экономика сейчас активно диверсифицируется. В Узбекистане такие прорывные проекты находят реализацию, чего, к сожалению, не скажешь о некоторых других странах региона, в которых вдобавок преимущественно добывают разное сырьё.


Между тем за 3 года в Узбекистане смогли сделать, по сути, энергетический прорыв, позволяющий к тому же снизить выбросы оксида углерода в атмосферу. Для этого в этой стране в 2019 году приняли закон о возобновляемых источниках энергии (ВИЭ). А к 1 сентября в Узбекистане упростят и расширят выдачу субсидий для населения и предпринимателей на покупку фотопанелей, солнечных водонагревателей и ветрогенераторов. При этом с 2023 года ряд узбекских объектов должны работать, как минимум, с 25% самообеспечением горячей водой и освещением с помощью ВИЭ.

В целом узбеки намерены к 2030 году довести долю ВИЭ в общей электрогенерации до 25% в рамках Стратегии по переходу Республики Узбекистан на «зеленую» экономику на период 2019-2030 годов. (В настоящее время ВИЭ занимают чуть более 10% узбекского рынка электроэнергии.) Напомним, что гидроэлектростанции являются важной частью ВИЭ. За прошедшие 5 лет узбеки построили 11 новых гидроэлектростанций и модернизировали восемь. В ближайшее время будут запущены 5 ГЭС общей мощностью 1320 МВт на 73-километровой реке Пскем в Ташкентской области. Из них самая большая и уникальная по своим технологическим новшествам – это Пскемская ГЭС.

И самое главное – в Узбекистане сейчас налаживается подготовка квалифицированных кадров для работы с ВИЭ, что вкупе с другими такого рода учебными программами закладывает основу для развития качественного человеческого капитала и высокотехнологичной экономики. В русле обеспечения промышленного рывка в Узбекистане расширяется подготовка инженерно-технических кадров для металлургии, биотехнологий, отраслей нанотехнологий и искусственного интеллекта, химической промышленности. В РУ сейчас происходит построение экспортоориентированной модели экономики, чтобы занять свое место в глобальных цепочках добавленной стоимости, что уже отчасти происходит.

В конце прошлого года началось трёхкратное расширение мощностей Шуртанского газохимического комплекса, что позволит нарастить выпуск дополнительных 380 тысяч тонн полиэтилена и полипропилена в год. Вместе с UzGTL Шуртанский ГХК образует первый в Узбекистане газохимический кластер. В декабре прошлого года в Наманганской области Узбекистана запущен металлургический завод, который на первом этапе будет выпускать более 300 тыс. т металлопродукции в год. Кстати, ровно годом ранее в столице Узбекистана заработал Ташкентский металлургический завод, производящий холоднокатаный прокат с оцинкованными и полимерными покрытиями. В январе этого года в Узбекистане на основе международных технических стандартов началось производство первого в Центральной Азии беспилотного летательного аппарата. Данный БПЛА будет использоваться не только в военных целях, но и для нужд сельского и лесного хозяйства, нефтегазовой и железнодорожной сфер, в геологоразведке, картографии, топографии и т.д.

Одним из драйверов диверсификации экономики Узбекистана выступает развитие туристической отрасли, которая может составить в будущем до 10% от ВВП страны. В частности, узбекские власти активно помогают туроператорам. Им предоставлены субсидии в размере 15% на авиа- и железнодорожные билеты, 10% на гостиницы и хостелы и другие льготы для туров по всему Узбекистану для местных туристов. Конечно, пандемия серьезно ударила по туризму в стране. Но сейчас узбекский туризм начинает набирать обороты, в том числе за счет увеличения притока иностранных туристов. В начале этого года в Узбекистане для развития внутреннего туризма впервые в истории запустили поезд через всю страну по маршруту «Кунграт-Наманган-Андижан-Кунграт». Вдоль этого маршрута находятся города Ходжейли, Нукус, Учкудук, Навои, Самарканд, Джизак, Гулистан, Ташкент, Наманган, Андижан, Кунграт.

Узбекистан наряду с Лихтенштейном относится к числу так называемых «double landlocked countries», то есть только двух государств в мире, граничащих со странами, не имеющих выхода в Мировой океан. Данный факт затрудняет развитие узбекской экономики. Поэтому диверсификация экономики Узбекистана невозможна без параллельного развития торговых транзитно-транспортных маршрутов в сторону различных крупных рынков мира. Появление таких бесперебойно работающих маршрутов придадут мощный импульс развитию узбекской экономики, её успешному встраиванию в мировую торговлю. Ведь недаром когда-то в давние времена, в эпоху Шелкового пути, древнеузбекская экономика была важной частью мировой торговли.  

В январе текущего года Ташкент и Тегеран договорились относительно увеличения взаимных и транзитных железнодорожных перевозок. Благо Узбекистан и Туркменистан до этого активизировали работу по развитию транспортного коридора Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман (выход в Персидский залив). Параллельно узбеки подключились к казахстанско-туркменской железной дороге, соединенной с иранскими ж/д. Среди прочего Узбекистан прилагает усилия по развитию железнодорожного транспортного коридора Навои-Туркменбаши-Баку-Тбилиси-Карс с выходом в Средиземное море через турецкий порт Мерсин.

На днях сообщили, что Афганистан готов приступить к строительству Трансафганской железной дороги от Мазари-Шарифа через Саманган, Пули-Хумри, Кабул, Логар и Джалалабад до Пакистана. В этих целях совместно с Узбекистаном вскоре начнется изучение местности. Как известно, Узбекистан уже является участником проекта железной дороги «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар». Между прочим, вот уже несколько месяцев как узбекские большие грузовики спокойно возят товары транзитом через Афганистан. Немаловажно, что Бейджин проявляет большой интерес к развитию торгового транзита между Центральной и Южной Азией. В частности, с помощью Бейджина организовано грузовое железнодорожное сообщение между китайской провинцией Цзянсу и афганским городом Хайратон через Узбекистан и Казахстан. Китай запланировал создание в Афганистане сети железных дорог, которые соединят Кабул, Герат, Джелалабад, Мазари-Шариф, Кандагар.

Китайцы также намерены в Афганистане отремонтировать автодороги Бамиан-Самарканд и Сапари-Шур, построить автодорогу Кабул-Джелалабад. В начале июня 2020 года Китай запустил мультимодальный транспортный маршрут в Узбекистан, минуя Казахстан, через территорию Кыргызстана. К слову, Китай рассматривает маршрут Китай-Кыргызстан-Узбекистан как наиболее кратчайший для выхода в Узбекистан, на Ближний Восток, в Европу. Недавно стало известно, что Бейджин настроен ускорить реализацию проекта строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Среди всего прочего стоить отметить, что Ташкент помогает в строительстве линии электропередач «Сурхон – Пули-Хумри», по которой Таджикистан и Кыргызстан смогут поставлять электроэнергию Афганистану, Пакистану и Индии в рамках проекта CASA-1000.

Большим потенциалом обладает текстильная промышленность Узбекистана, в которую за последние годы инвестировано несколько миллиардов долларов. В январе т.г. президент Узбекистана Ш. Мирзиёев подписал указ о дополнительной поддержке текстильной отрасли с введением субсидий, налоговых льгот и льготных кредитов. В конечном итоге ожидается, что в ближайшее время узбекская текстильная продукция станет конкурентоспособной на мировом рынке.

В Узбекистане предпринимаются большие усилия для реализации инновационных проектов в автомобильной промышленности – на основе китайских и южнокорейских технологий. По инвестиционной программе 2021−2023 годов в Узбекистане несколько компаний начали разработку производства автомобилей различных моделей известных мировых брендов. Узбекские предприниматели намерены в ближайшие годы с помощью китайских компаний начать производство электрических автомобилей и мотоциклов, создав соответствующую широкую сеть зарядной инфраструктуры по всему Узбекистану.

Одними из самых привлекательных для зарубежных инвесторов отраслей в Узбекистане выступают электротехническая, производство строительных материалов, сфера ИКТ, пищевая индустрия, химическая промышленность и текстильная отрасль. Таким образом, через 8-9 лет Узбекистан вполне может стать главной промышленной «мастерской», «фабрикой» Центральной Азии. По крайней мере, к этому моменту узбекская промышленность, возможно, будет наиболее технологически развитой в регионе, что уже является большим заделом для будущего…

Фото из открытых источников



Талгат Мамырайымов