Между тем за 3 года в Узбекистане смогли сделать, по сути, энергетический прорыв, позволяющий к тому же снизить выбросы оксида углерода в атмосферу. Для этого в этой стране в 2019 году приняли закон о возобновляемых источниках энергии (ВИЭ). А к 1 сентября в Узбекистане упростят и расширят выдачу субсидий для населения и предпринимателей на покупку фотопанелей, солнечных водонагревателей и ветрогенераторов. При этом с 2023 года ряд узбекских объектов должны работать, как минимум, с 25% самообеспечением горячей водой и освещением с помощью ВИЭ.
В целом узбеки намерены к 2030 году довести долю ВИЭ в общей электрогенерации до 25% в рамках Стратегии по переходу Республики Узбекистан на «зеленую» экономику на период 2019-2030 годов. (В настоящее время ВИЭ занимают чуть более 10% узбекского рынка электроэнергии.) Напомним, что гидроэлектростанции являются важной частью ВИЭ. За прошедшие 5 лет узбеки построили 11 новых гидроэлектростанций и модернизировали восемь. В ближайшее время будут запущены 5 ГЭС общей мощностью 1320 МВт на 73-километровой реке Пскем в Ташкентской области. Из них самая большая и уникальная по своим технологическим новшествам – это Пскемская ГЭС.
И самое главное – в Узбекистане сейчас налаживается подготовка квалифицированных кадров для работы с ВИЭ, что вкупе с другими такого рода учебными программами закладывает основу для развития качественного человеческого капитала и высокотехнологичной экономики. В русле обеспечения промышленного рывка в Узбекистане расширяется подготовка инженерно-технических кадров для металлургии, биотехнологий, отраслей нанотехнологий и искусственного интеллекта, химической промышленности. В РУ сейчас происходит построение экспортоориентированной модели экономики, чтобы занять свое место в глобальных цепочках добавленной стоимости, что уже отчасти происходит.
В конце прошлого года началось трёхкратное расширение мощностей Шуртанского газохимического комплекса, что позволит нарастить выпуск дополнительных 380 тысяч тонн полиэтилена и полипропилена в год. Вместе с UzGTL Шуртанский ГХК образует первый в Узбекистане газохимический кластер. В декабре прошлого года в Наманганской области Узбекистана запущен металлургический завод, который на первом этапе будет выпускать более 300 тыс. т металлопродукции в год. Кстати, ровно годом ранее в столице Узбекистана заработал Ташкентский металлургический завод, производящий холоднокатаный прокат с оцинкованными и полимерными покрытиями. В январе этого года в Узбекистане на основе международных технических стандартов началось производство первого в Центральной Азии беспилотного летательного аппарата. Данный БПЛА будет использоваться не только в военных целях, но и для нужд сельского и лесного хозяйства, нефтегазовой и железнодорожной сфер, в геологоразведке, картографии, топографии и т.д.
Одним из драйверов диверсификации экономики Узбекистана выступает развитие туристической отрасли, которая может составить в будущем до 10% от ВВП страны. В частности, узбекские власти активно помогают туроператорам. Им предоставлены субсидии в размере 15% на авиа- и железнодорожные билеты, 10% на гостиницы и хостелы и другие льготы для туров по всему Узбекистану для местных туристов. Конечно, пандемия серьезно ударила по туризму в стране. Но сейчас узбекский туризм начинает набирать обороты, в том числе за счет увеличения притока иностранных туристов. В начале этого года в Узбекистане для развития внутреннего туризма впервые в истории запустили поезд через всю страну по маршруту «Кунграт-Наманган-Андижан-Кунграт». Вдоль этого маршрута находятся города Ходжейли, Нукус, Учкудук, Навои, Самарканд, Джизак, Гулистан, Ташкент, Наманган, Андижан, Кунграт.
Узбекистан наряду с Лихтенштейном относится к числу так называемых «double landlocked countries», то есть только двух государств в мире, граничащих со странами, не имеющих выхода в Мировой океан. Данный факт затрудняет развитие узбекской экономики. Поэтому диверсификация экономики Узбекистана невозможна без параллельного развития торговых транзитно-транспортных маршрутов в сторону различных крупных рынков мира. Появление таких бесперебойно работающих маршрутов придадут мощный импульс развитию узбекской экономики, её успешному встраиванию в мировую торговлю. Ведь недаром когда-то в давние времена, в эпоху Шелкового пути, древнеузбекская экономика была важной частью мировой торговли.
В январе текущего года Ташкент и Тегеран договорились относительно увеличения взаимных и транзитных железнодорожных перевозок. Благо Узбекистан и Туркменистан до этого активизировали работу по развитию транспортного коридора Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман (выход в Персидский залив). Параллельно узбеки подключились к казахстанско-туркменской железной дороге, соединенной с иранскими ж/д. Среди прочего Узбекистан прилагает усилия по развитию железнодорожного транспортного коридора Навои-Туркменбаши-Баку-Тбилиси-Карс с выходом в Средиземное море через турецкий порт Мерсин.
На днях сообщили, что Афганистан готов приступить к строительству Трансафганской железной дороги от Мазари-Шарифа через Саманган, Пули-Хумри, Кабул, Логар и Джалалабад до Пакистана. В этих целях совместно с Узбекистаном вскоре начнется изучение местности. Как известно, Узбекистан уже является участником проекта железной дороги «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар». Между прочим, вот уже несколько месяцев как узбекские большие грузовики спокойно возят товары транзитом через Афганистан. Немаловажно, что Бейджин проявляет большой интерес к развитию торгового транзита между Центральной и Южной Азией. В частности, с помощью Бейджина организовано грузовое железнодорожное сообщение между китайской провинцией Цзянсу и афганским городом Хайратон через Узбекистан и Казахстан. Китай запланировал создание в Афганистане сети железных дорог, которые соединят Кабул, Герат, Джелалабад, Мазари-Шариф, Кандагар.
Китайцы также намерены в Афганистане отремонтировать автодороги Бамиан-Самарканд и Сапари-Шур, построить автодорогу Кабул-Джелалабад. В начале июня 2020 года Китай запустил мультимодальный транспортный маршрут в Узбекистан, минуя Казахстан, через территорию Кыргызстана. К слову, Китай рассматривает маршрут Китай-Кыргызстан-Узбекистан как наиболее кратчайший для выхода в Узбекистан, на Ближний Восток, в Европу. Недавно стало известно, что Бейджин настроен ускорить реализацию проекта строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Среди всего прочего стоить отметить, что Ташкент помогает в строительстве линии электропередач «Сурхон – Пули-Хумри», по которой Таджикистан и Кыргызстан смогут поставлять электроэнергию Афганистану, Пакистану и Индии в рамках проекта CASA-1000.
Большим потенциалом обладает текстильная промышленность Узбекистана, в которую за последние годы инвестировано несколько миллиардов долларов. В январе т.г. президент Узбекистана Ш. Мирзиёев подписал указ о дополнительной поддержке текстильной отрасли с введением субсидий, налоговых льгот и льготных кредитов. В конечном итоге ожидается, что в ближайшее время узбекская текстильная продукция станет конкурентоспособной на мировом рынке.
В Узбекистане предпринимаются большие усилия для реализации инновационных проектов в автомобильной промышленности – на основе китайских и южнокорейских технологий. По инвестиционной программе 2021−2023 годов в Узбекистане несколько компаний начали разработку производства автомобилей различных моделей известных мировых брендов. Узбекские предприниматели намерены в ближайшие годы с помощью китайских компаний начать производство электрических автомобилей и мотоциклов, создав соответствующую широкую сеть зарядной инфраструктуры по всему Узбекистану.
Одними из самых привлекательных для зарубежных инвесторов отраслей в Узбекистане выступают электротехническая, производство строительных материалов, сфера ИКТ, пищевая индустрия, химическая промышленность и текстильная отрасль. Таким образом, через 8-9 лет Узбекистан вполне может стать главной промышленной «мастерской», «фабрикой» Центральной Азии. По крайней мере, к этому моменту узбекская промышленность, возможно, будет наиболее технологически развитой в регионе, что уже является большим заделом для будущего…
Фото из открытых источников