Наступившая весна вновь поставила ребром проблемы, связанные с экологией: от уничтожения экосистемы в одном из алматинских районов до очередных территориальных переподчинений в Иле-Алатауском национальном природном парке.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Катастрофа на Каспии: удастся ли сохранить популяцию тюленей?
Концы в воду. Строительство ГЭС уничтожит памятники истории
Каспий на грани экологической катастрофы
Неприятная новость пришла, к примеру, с терренкура вдоль реки Есентай. Пару лет назад была открыта прогулочная зона от места разделения Есентая и реки Малая Алматинка до проспекта Аль-Фараби. Выяснилось, что на одном из участков прогулочной зоны установили огромную стену, которые пользователи соцсетей прозвали не иначе как «берлинской».
На новое нелепое сооружение откликнулась художница, продюсер и общественная деятельница Джулия Гани.
«Примерно отрезок между Оспанова и Курмет (а может и еще выше). Один из самых живописных! Теперь, гуляя вдоль бетонного забора высотой с человеческий рост, за забором будете слышать шум реки, но увидеть ее не получится. Уверена, что скоро этот бетонный забор акимат отдаст под стрит арт, чтобы окончательно уничтожить все очарование этого терренкура. Интересно, во имя чего нужно было так изуродовать это прекрасное место? Можно подумать, это гигантская река с весенними разливами, которые сносят с лица земли дома? И понадобилась противоселевая плотина как на Медео?» — написала Джулия на своей странице в Instagram.
На другом конце Алматы тем временем разворачивается иная драма. Застройщики фактически уничтожили экосистему речек Теренкара и Ащыбулак, протекающих по северо-западным районам города. На территорию водоохранной зоны сливают канализацию, сбрасывают мусор, а недавно свалили грунт от срезанного холма.
Самому срезанию холма попытались воспротивиться местные жители, однако работы продолжались по ночам. Грунт от срезанного холма был засыпан в русло реки Теренкара. А между тем, это место богато уникальной флорой и фауной. Здесь живут утки, ондатры, цапли, водится рыба.
Местная активистка, учительница Раушан Нусупова рассказывает, что Теренкару питают подземные источники, весной здесь расцветают краснокнижные тюльпаны. Теперь же все загажено последствиями строительных работ.
Есть шанс, что результат может дать проверка прокуратуры. Как только станет известно, кому принадлежит участок на месте срезанного холма, специалисты Балхаш-Алакольской бассейновой инспекции по регулированию, охране и использованию водных ресурсов инициируют проверку. Однако это уже не возместит урон, который нанесли природе во время строительных работ.
Похожего урона природе ожидают общественные активисты в случае вывода из ведения Иле-Алатауского национального природного парка нескольких крупных земельных участков под развитие горного кластера.
В феврале 2025 года на портале электронного правительства был размещен для обсуждения «Комплексный план развития туризма Алматинского горного кластера на 2025–2029 годы». Он предусматривает реализацию более 120 мероприятий (большинство из которых — на особо охраняемых территориях) на общую сумму в 656 миллиардов тенге, две трети этих средств планируется взять из государственного бюджета. Позже СМИ сообщили о том, что около 20 тысяч гектаров земель Иле-Алатауского национального парка планируется передать на баланс государственного регионального природного парка «Медеу». То есть, фактически понизить их охранный статус, сделав из особо охраняемой природной территории республиканского значения аналогичную территорию местного значения. Общественные деятели выражают тревогу, что реализация этого плана приведет к дальнейшему разрушению горных экосистем, ухудшению экологической ситуации в Алматы и области.
«Горы являются экологическим регулятором для всего Алматинского региона. От их состояния зависят наше здоровье и благополучие! Развитие туризма не избавит нас от смога, которым дышат уже два поколения алматинцев. В программе развития кластера не предусмотрено уменьшение антропогенной нагрузки, которая возникла из-за безответственной застройки и избыточного туризма, не запланировано улучшение качества воды и состояния воздушного бассейна города, не намечено решение проблемы с отходами, заполонивших парки», — заявляет эколог Сергей Куратов.
Эксперт в области экологической и транспортной политики Елена Ерзакович подчеркнула, что на этапе открытого обсуждения проекта инициативы со стороны общественности максимально игнорировались. Между тем, инфраструктура города, по мнению экологов, получит дополнительную нагрузку, в то время как она не всегда качественно справляется и с нынешними вызовами.
Между тем, планируемые затраты на реализацию Комплексного плана развития туризма Алматинского горного кластера сравнимы с общими затратами на социальную сферу, включенными в бюджет города Алматы на 2025 год (851,9 миллиарда тенге).
«Некоторые запланированные объекты вызывают недоумение не только у экологов, но и у представителей туристического бизнеса, с которыми предварительные консультации также не проводили. Мы выступаем за развитие экологического туризма на природных локациях и формирование круглогодичных турпродуктов, которые будут привлекать осознанных туристов и давать возможность развиваться местным сообществам и продвигать местных туроператоров. Совершенно непонятно, почему из текущего плана по развитию туризма, несмотря на его «комплексный и кластерный» статус, выпали проекты по открытию новых музеев, выставочных и концертных площадок и других доступных объектов туризма в Алматы, Талгаре и Каскелене и поселках для экономического и социального роста и просвещения местного населения», — говорит туроператор Вагида Салимова.
Экологи призывают принять ряд мер, дабы реализация проекта не привела к плачевным последствиям. А именно: сосредоточить усилия госорганов и депутатов на улучшении законодательства, в частности Экологического кодекса и других норм, регулирующих деятельность и застройку особо охраняемых природных территорий.
Также специалисты-экологи призывают ликвидировать межведомственную неразбериху, которая является одним из самых серьезных препятствий для сохранения природы и эффективного управления природоохранными территориями. Кроме того, неотделимо разработать и принять особые стандарты для любых видов деятельности на природоохранных территориях. И еще, что немаловажно — запретить или существенно ограничить использование одноразового пластика в их границах.
Увы, но рост туристического потока на природные достопримечательности многократно увеличивает и загрязнение этих территорий мусором. И эту проблему пока никак не одолеть: оборудования по борьбе с мусором явно не хватает в таких количествах. Да и культура наших сограждан и многих приезжих оставляет желать лучшего.
Фото из открытых источников