Трамп 2.0 должен пойти на компромиссы в отношении России, Ирана и Индии, если он хочет сдержать растущее влияние Китая в стратегическом регионе
Торжественный запуск строительства железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан 27 декабря стал последним свидетельством растущего влияния Пекина в Центральной Азии.
Ожидается, что строительство займет шесть лет и будет способствовать росту торговли Китая со стратегическим регионом, который США де-факто покинули после военного вывода войск из соседнего Афганистана в 2021 году.
В 2023 году объем торговли Китая с Центральной Азией, в которую входят Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, достигнет 89 миллиардов долларов США, что сделает его крупнейшим торговым партнером региона.
За Китаем следует ЕС с 53,9 млрд долларов, Россия с 44 млрд долларов и Турция с почти 13 млрд долларов. Центральная Азия долгое время считалась сферой влияния России, но сейчас она заметно смещается в сторону Китая, отчасти из-за войны в Украине.
Совокупный объем торговли Америки с Центральной Азией в 2022 году — последнем году, за который Управление торгового представителя США опубликовало данные, — составил всего 4,4 миллиарда долларов.
Это происходит вопреки «Стратегии США для Центральной Азии на 2019–2025 годы: Продвижение суверенитета и экономического процветания», опубликованной в феврале 2020 года при предыдущей администрации Трампа.
Индия отстает — 2 миллиарда долларов в 2023 году, за ней следует Иран — 1,5 миллиарда долларов в 2022 году и Пакистан — всего 309 миллионов долларов в том же году.
Низкий уровень торговли Индии и Ирана в Центральной Азии несколько удивляет, учитывая их участие в Международном транспортном коридоре Север – Юг и освобождение США от санкций, позволяющее Индии вести торговлю с Афганистаном из иранского порта Чабахар (а затем, предположительно, и со всем остальным регионом).
Весной прошлого года Индия и Иран заключили 10-летнее соглашение по порту Чабахар, но администрация Байдена неожиданно пригрозила санкциями, несмотря на отказ Индии от использования портовых мощностей.
Скудная торговля Пакистана с Центральной Азией объясняется обострением напряженности в отношениях с Афганистаном, управляемым талибами, что испортило планы по налаживанию связей с регионом после вывода американских войск в 2021 году.
Планы по реконструкции и модернизации железной дороги Пакистан – Афганистан – Узбекистан все еще существуют, но растущая напряженность в сфере безопасности и проблемы с финансированием препятствуют прогрессу.
Тем не менее, в начале января министр морских дел Пакистана заявил, что страны Центральной Азии по-прежнему хотят торговать через пакистанские порты.
В настоящее время наиболее надежными торговыми партнерами Центральной Азии являются соседние Китай и Россия. Хотя объем торговли с ЕС выше, чем у России, есть основания подозревать, что значительная ее часть приходится на перевалку в Россию в обход западных санкций, как предположил старший научный сотрудник Института Брукингса Робин Брукс.
Их торговля также должна идти транзитом через Каспийское море, Южный Кавказ и Черное море или Анатолию. То же самое относится и к торговле Турции с Центральной Азией, которая также является мультимодальной и, соответственно, приводит к сравнительно более высоким затратам и более длительному времени транзита.
Грузия играет незаменимую роль в содействии торговле ЕС и Турции по так называемому Среднему коридору, но возможное разрешение армяно-азербайджанского спора по поводу того, что Баку называет «Зангезурским коридором», может в будущем упорядочить этот маршрут.
Однако разгорающийся конфликт вокруг этого спора рискует нарушить их торговлю.
На прошлой неделе президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил журналистам, что «[Армения] не должна стоять на нашем пути. Она не должна выступать в качестве географического барьера между Турцией и Азербайджаном. Зангезурский коридор должен быть и будет открыт. Чем скорее они это поймут, тем лучше».
Он также призвал демилитаризировать Армению и «искоренить» то, что он назвал «фашистской идеологией», в выражениях, схожих с высказываниями президента России Владимира Путина в преддверии того, что Кремль назвал своей «спецоперацией» в Украине.
Даже если не разразится новая региональная война, ухудшение отношений между ЕС и Грузией из-за принятого в Тбилиси законодательства об иностранных агентах, вдохновленного Россией, и последних парламентских выборов может осложнить торговлю блока с Центральной Азией.
И хотя со временем, независимо от того, будет ли реализован Зангезурский коридор, Турция может уступить ей большую долю рынка, Китай может оказаться главным бенефициаром, и в этом случае регион может еще глубже погрузиться в сферу его влияния.
В национальных интересах США предотвратить этот сценарий, причем наиболее реалистично — путем содействия торговле Центральной Азии со всеми ее партнерами, кроме Китая. Это, в свою очередь, позволит им выступать в качестве коллективного противовеса Китаю.
Чтобы это произошло, США придется сделать несколько жестких, если не сказать противоречивых, решений. Для начала приходящей администрации Трампа придется пересмотреть некоторые из своих российских санкций, многие из которых не сработали так, как хотелось бы.
Как написал в прошлом месяце Максимилиан Хесс из Института исследований внешней политики, «это может показаться нелогичным, учитывая, что одной из ключевых целей санкций, введенных против России, было ограничение торговли с ней, но с 2022 года торговля с Россией для Центральной Азии и Кавказа переживает бум. Во многом это произошло благодаря перенаправлению торговли, поскольку европейский экспорт в Россию сократился и вместо этого был перенаправлен через этот регион».
Хотя Хесс отметил, что санкции привели к некоторым осложнениям в торговле, в частности из-за исключения России из SWIFT, их реальное влияние на регион заключается лишь в фактическом перенаправлении части довоенной европейской торговли в Россию через Центральную Азию.
Хотя точные данные найти сложно, очевидно, что значительная доля торговли ЕС с регионом приходится на перевалку. Это означает, что фактический объем торговли между ЕС и Центральной Азией, скорее всего, ниже, чем официально заявленный, а значит, Китай имеет большее влияние, чем можно предположить по этим данным.
Отмена некоторых санкций, предоставление исключений европейским компаниям или отказ от угрозы введения вторичных санкций в ответ на нарушения — все это может стать частью пакетного соглашения с Россией по Украине — может внести большую экономическую ясность в реальный объем торговли Центральной Азии.
Это необходимо для лучшего понимания конкурентных преимуществ ЕС по сравнению с Китаем, которые затем можно будет более эффективно использовать.
Второй сложный выбор касается продолжения предоставления санкций Индии для торговли с Афганистаном (и, предположительно, Центральной Азией) через иранский порт Чабахар.
Важно отметить, что в выходные посланник Трампа по Украине Кит Келлог заявил, что приходящая администрация планирует возобновить политику «максимального давления» в отношении Ирана.
Торговля Индии с Центральной Азией значительно отстает от ее потенциала, и если США хотят сдержать влияние Китая в этом стратегическом регионе, то они должны частично полагаться на Индию в качестве противовеса.
Но это может произойти только в том случае, если Индия и Центральная Азия будут уверены, что их компании не подвергнутся вторичным санкциям за нарушение первичных санкций США в результате торговли через Иран.
Идеальным решением было бы налаживание отношений Пакистана с Афганистаном и Индией, что позволило бы Индии проложить сухопутный маршрут в Центральную Азию, но в настоящее время это политически нереально. Поэтому необходимо полагаться на Иран как на транзитное государство, что требует от США гибкости в отношении санкций.
И наконец, Трамп должен подумать о том, чтобы отменить политику давления Байдена на Грузию и дать понять ЕС, что он должен последовать этому примеру. Такое сближение обеспечит ЕС возможность продолжать торговлю с Центральной Азией через территорию Грузии и тем самым снимет нынешнюю неопределенность.
Параллельно с этим новое правительство Трампа может рассмотреть возможность взять на себя инициативу по разрешению армяно-азербайджанского спора о так называемом Зангезурском коридоре, чтобы избежать новой войны.
Трамп и его советники известны своим деловым мировоззрением и поэтому могут согласиться с тем, что компромиссы в отношении России, Ирана-Индии и Южного Кавказа (Грузии и Армении-Азербайджана) являются приемлемыми для противодействия растущему влиянию Китая в Центральной Азии.
Если США не предпримут никаких действий, то Китай неизбежно станет еще более доминирующей экономической силой в стратегическом регионе, что даст ему более широкий доступ к энергоресурсам и полезным ископаемым, а также обеспечит готовый канал для расширения торговли с Ираном.
Такие результаты будут противоречить интересам США, поскольку существующая зависимость Китая от импорта энергоносителей по морю дает американскому флоту рычаги влияния в любом потенциальном конфликте с Китаем, в том числе путем блокады Малаккского пролива.
Между тем расширение сухопутной торговли между Китаем и Ираном через Центральную Азию послужит нейтрализации политики «максимального давления» Трампа на Тегеран.
Таким образом, будущей администрации Трампа следовало бы сделать Центральную Азию более заметной частью своей внешнеполитической калькуляции, иначе вероятность успеха запланированной тактики давления на Китай и Иран будет ниже.
Автор: Андрей Корыбко
Источник: How Trump can break China’s tightening grip on Central Asia
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников