Некоторые личности не только оставляют значимый след в Истории, но и на столетия и даже тысячелетия вперед заставляют говорить о себе, а их слова и действия становятся «крылатыми». Одним из своеобразных чемпионов в этом плане является Гай Юлий Цезарь, благодаря культу личности которого и обширной историографии, его биография и цитаты стали чуть ли ни руководством к действию для всех и каждого. Так, ровно 2074 года назад на берегу реки Рубикон римский правитель заявил «Жребий брошен!» И сегодня в нашей рубрике мы подобрали несколько аналогичных событий, когда кто-то «переходил свой Рубикон».
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
В этот день. Спасатели, паспортисты и снежинки из бумаги
В этот день. 70-летие Жезказгана, латиница и «Кыз-Жибек»
В этот день. Операция «СНГ», или В шаге от Независимости
Стоить отметить, что к началу 49 года до н. э. противоречия между Цезарем, с одной стороны, Помпеем и господствующей в Сенате аристократической партией, с другой, достигли высшего накала. Если коротко, то Цезарь был тогда проконсулом и требовал для себя исключительных полномочий на предстоящих консульских выборах — баллотироваться дистанционно и не распускать войска. Сторонников у него набралось сравнительно немного, зато настроены они были решительно. Сенатское большинство и вовсе хотело его предать суду за превышение власти в Галлии, как только у него истечет срок проконсульской неприкосновенности и сразу после того, как его нога ступит на мостовую Рима.
Цезарь, как считают некоторые историки, до последнего пытался оставаться в правовом поле и использовать политические возможности, но, похоже, других вариантов у него не осталось — внутренние амбиции толкали на решительные шаги, а Помпей как раз-таки готовился к силовой операции. И тогда Цезарь решил перейти реку Рубикон. 10 января он двинул солдат верного ему XIII легиона, форсировал реку и захватил ближайший италийский город Аримин, что знаменовало начало гражданской войны. «Вперед, вперед, куда зовут нас знаменья богов и несправедливость противников! Жребий брошен», — воскликнул оппозиционер. Последняя фраза, «Alea iacta est!», стала крылатой, равно как и переход пограничного Рубикона, что, кроме прочего, означает — обратного пути нет.
Конечно, некоторые из приведенных ниже событий, которые случились в этот же день столетия спустя, можно привязать к цезаревскому походу с некоторой натяжкой, но все же они вызывают определенный интерес. Например, ровно 550 лет назад, 10 января 1475 года, произошла знаменитая Васлуйская битва — одно из самых успешных генеральных сражений молдавского господаря Стефана III Великого, которое стало частью периода борьбы молдавского народа за православную веру и независимость Молдавского княжества. Эта победа значительно повысила роль княжества в борьбе против Османской агрессии, до этого венгры и поляки часто выражали негодование тем, что аристократия ничего не делает для сдерживания исламизации Европы. Престиж победы был настолько высок, что сам Сикст IV (Папа римский) поздравил Стефана III с победой, хотя отношения между православными и католиками в этот период были, мягко говоря, не безоблачными. Впрочем, триумф Молдавии оказался недолгим, но это уже другая история. Главное же, молдаване поверили в свои силы.
А вот 10 января 1601 года Английская Ост-Индская компания (была учреждена королевой Елизаветой I за десять дней до этого) получила монопольное право на торговлю на полуострове Индостан, в Индокитае и на островах Юго-Восточной Азии. Для понимания — эта компания в виде акционерного общества получила обширные привилегии для торговых операций в Индии. С помощью Ост-Индской компании была осуществлена британская колонизация Индии и ряда стран Востока. Она также имела интересы за пределами Индии, стремясь обеспечить безопасные маршруты к Британским островам. Этот «жребий», брошенный Лондоном, давал ощутимые результаты и спустя несколько веков, да и сегодня так или иначе имеет последствия (в том числе и положительные) по всему миру.
Кстати, эта компания контролировала и остров Святой Елены — стратегическую точку на выходе из Средиземного моря, которую пытался захватить Наполеон, а потом там же доживал свои последние дни. К слову, 10 января 1810-го был аннулирован брак Бонапарта и Жозефины Богарне. Впрочем, тут скорее дела семейные и «рубикон» был именно для этой четы — как и большинство разводов по всему миру вплоть до наших дней.
Ну, и еще пару событий с Туманного Альбиона. В этот январский день 1840-го там была учреждена так называемая «Единая грошовая почта», установившая цену за отправку писем в один пенни и, по сути, кардинальным образом реформировавшая почтовую систему не только в этой стране, но и за ее пределами. А спустя 23 года в Лондоне была запущена первая в мире линия подземки. Ее длина составляла всего шесть километров. Занимательно, что поначалу поезда в метро ходили на паровозной тяге, а чтобы пар не скапливался внутри туннелей, его конденсировали и выбрасывали на поверхность. Но все равно ввиду недостаточной вентиляции подземка была задымлена так, что зачастую на станциях становилось трудно дышать. Несмотря на это, метрополитен стал популярен, так как был самым быстрым видом транспорта в городе — за первый год работы Лондонский метрополитен перевез 9,5 млн человек, а в следующем, 1864-м — уже 12,5 млн пассажиров.
Следующие два события, произошедшие 10 января, также объединены между собой не только одной датой и, скажем так, основой, но и тем, что они стали чертой, перешагнув через которую, мир стал другим. Во-первых, это первое заседание Лиги нации, на котором был ратифицирован Версальский договор, поставивший правовую точку в окончании Первой мировой войны. Наверное, не надо об этом подробно рассказывать, тем более, об этом мы уже упоминали с разных точек зрения. Во-вторых, в этот же день, но уже в 1946 году, состоялось первое заседание Организации Объединенных Наций, на котором было представлено 51 государство. Впрочем, если говорить о нашей сегодняшней теме, то оба эти взаимосвязанные события в большей степени были призваны оставить за «рубиконом» все плохое, чтобы впереди было все хорошее.
А вот 10 января 1966-го была подписана Ташкентская декларация, призванная положить конец затянувшемуся вооруженному конфликту между Исламабадом и Дели. Мероприятие было проведено в прямом смысле на высшем уровне. Дипломатическое соглашение подписали президент Пакистана Айюб Хана и премьер-министр Индии Шастри при участии председателя Совета Министров СССР Косыгина (Советский Союз был посредником-миротворцем). Сама декларация предусматривала меры по ликвидации последствий конфликта, отвод вооруженных сил обеих стран на первоначальные позиции, а также возобновление деятельности дипломатических представительств и торгово-экономических связей между двумя странами, ранее входившими в колониальную империю Британии и ее Ост-Индской компании. Это вдохновляющее событие было омрачено скоропостижной смертью Лала Бахадура Шастри — он умер на следующий день после подписания декларации сразу после ужина. Официальная версия — сердечный приступ (четвертый по счету), однако в самой Индии до сих пор жива легенда, что Шастри могли отравить агенты КГБ, чтобы страну возглавила более лояльная к СССР Индира Ганди. Впрочем, это уж точно другая история, но, как бы то ни было, многие в ней перешли свой Рубикон.
Фото из открытых источников