В конце минувшей недели президент Казахстана совершил рабочий визит в Катар. Прибыл он туда по приглашению шейха Тамима бен Хамада Аль Тани для участия в конференции Doha Forum. Касым-Жомарт Токаев провел переговоры с самим шейхом и руководителями крупных катарских компаний, но сегодня мы хотели бы обратить внимание именно на выступлении главы государства на форуме в Дохе, где он вновь поднял вопрос о реформировании ООН и роли «средних держав».
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Вода не имеет границ — Касым-Жомарт Токаев
Стратегическое партнерство и новый мировой порядок
Дипломатия, диалог, многообразие
Для начала следует отметить, что казахстанский лидер принял участие в церемонии открытия Doha Forum-2024 в качестве почетного гостя. Что касается самого мероприятия, то Форум в Дохе — это глобальная платформа для диалога, объединяющая политических лидеров для обсуждения важнейших проблем, с которыми сталкивается наш мир, а также для создания инновационных и активных сетей. Под лозунгом «Дипломатия, диалог, многообразие» (Diplomacy, Dialogue and Diversity) Дохийский форум способствует обмену идеями и дискуссиям, направленным на разработку политики и практических рекомендаций. В мире, где границы проницаемы, наши проблемы и решения также взаимосвязаны.
Вообще, конференции в Дохе стали проводиться с 2003 года, и форум уже считается одной из влиятельных площадок в геополитике. На нынешнем форуме дискуссии велись сразу по нескольким направлениям: «Разрешение конфликтов в новую эпоху», «Судьба мира в Ливане», «Роль Китая и Глобального Юга», «Инновации и новые технологии» и так далее. В них приняли участие главы государств и дипломаты, известные политики и министры (кстати, в том числе министр цифрового развития РК Жаслан Мадиев).
А вот Касым-Жомарт Токаев был приглашен на отдельную сессию в формате Newsmaker Interview (то есть, беседа с ньюсмейкером), ответив на вопросы модератора, журналиста СNN Джулии Чаттерлей.
За получасовую беседу было задано много вопросов и, судя по реакции модератора и зала, ответы получили понимание и поддержку. Среди прочего, глава Казахстана высказался об особой важности эффективной работы Организации Объединенных Наций. Заметим, что это было сказано человеком, который занимал высокий пост в главной международной организации, поэтому знает ее изнутри и вполне имеет право подвергать конструктивной критике.
«ООН как универсальная организация абсолютно необходима человечеству, альтернативы не существует. Крупные державы, к сожалению, не смогли сделать глобальный мир более безопасным. И нынешние реалии, конечно, вызывают большую озабоченность у многих стран, включая Казахстан. Поэтому ООН нуждается в реформировании. Мы считаем, что должны быть наведены мосты между крупными державами, отсутствие которых, к сожалению, привело Совет Безопасности в тупик. Так называемые средние державы, в том числе Казахстан, могут сыграть очень важную роль в продвижении мира и безопасности как на региональном, так и на глобальном уровне», — отметил Касым-Жомарт Токаев.
Но что стоит за словами казахского лидера? О каком реформировании идет речь и, вообще, возможно ли оно?
А ведь он вам говорил
Необходимо отметить, что Касым-Жомарт Кемелевич не раз говорил о необходимости реформирования Организации и поднимал тему роли средних держав. Причем говорилось об этом с высоких трибун, в том числе и в рамках сессии Генеральной Ассамблеи ООН — в 2022 году. Кстати, немногим ранее, в июне 2022-го, там же в Дохе, но уже в рамках Катарского Экономического Форума, Токаев принял участие в специальной панельной сессии In Conversation with President Tokayev. Модератором выступил ведущий Bloomberg Television Манус Крэнни, который поинтересовался мнением Касым-Жомарта Кемелевича о его отношении к вызовам в международной политике в контексте происходящих геополитических потрясений в Европе, событий вокруг российско-украинского конфликта. Тогда наш президент (еще раз заметим, это было спустя всего четыре месяца после начала войны) не только подчеркнул важность продолжения переговорного процесса, решения конфликта мирным путем и наличия доброй воли каждой из сторон, но и указал на разногласия в международном сообществе и слабость Совета Безопасности ООН в урегулировании данного вопроса.
«Никогда ранее ООН не оказывалась в такой неприятной ситуации. Даже во времена Холодной войны ООН была гораздо более сплоченной. Я весьма обеспокоен тем, что будет происходить с ООН в будущем. При этом я твердо верю в многосторонность и твердо убежден, что международное сообщество должно быть более сплоченным и показывать солидарность, и конечно же, оказать положительное влияние на оба государства, для того чтобы они могли прийти к миру», — заявил глава государства.
К слову, тогда на площадке ГА ООН президент Украины Владимир Зеленский также подверг критике несовершенную структуру работы самой Организации и ее Совета Безопасности. В последующие годы Касым-Жомарт Токаев на разных площадках поднимал эту тему. В данном случае мы хотели бы подчеркнуть, что казахстанский лидер настойчиво, но по-дипломатически корректно каждый раз напоминает о вещах, которые еще недавно могли показаться чересчур амбициозными для того же Казахстана, а сейчас становятся все более явными.
Думается, последние события на Ближнем Востоке и, в частности, в Сирии лишний раз доказывают этот факт. Сложилось такое ощущение, что свержение диктатуры в Дамаске еще более разъединило мир, при этом многие смотрят на реакцию именно крупных держав. В то же время, в первую очередь, необходимо обращать внимание, во-первых, на соседние страны или на тех, кто с ними (если мы говорим про Сирию, Украину и другие) соединен политическими, экономическими или историческими связями. Во-вторых, важно то, что именно говорят и предлагают, а не то, кто говорит. Ведь какой великой или крупной держава ни была, нередко за официальными их мнениями лежат субъективные взгляды или сугубо национальные политические интересы. При всем уважении к вновь избранном президенту США Дональду Трампу, в этом плане он лучший пример, в том числе если брать во внимание его прошлое президентство.
В любом случае, факт остается фактом — президент Казахстана, как минимум, два года уже говорит о том, что сейчас все большее количество политиков начинают понимать, хотя амбиции некоторых не дают признаться в этом.
Реформирование возможно
Впрочем, в иностранной, российской и даже отечественной прессе временами возникало мнение, что реформировать такую громоздкую, неповоротливую и консервативную. организацию, как ООН, просто невозможно. Кое-какие проблемы, безусловно, существуют, но в истории уже были прецеденты, когда происходило увеличение членов Совбеза ООН и расширение его функций.
Так, в 1963-м Генассамблея приняла резолюцию XVIII, увеличившую количество членов СБ с 11 до 15. Это решение было вызвано, во-первых, ростом числа стран – членов ООН (с 51 до 113), а во-вторых, необходимостью обеспечить развивающимся странам возможность участия в работе Совета Безопасности. Представьте, до этого времени непостоянные члены СБ избирались не от региональных групп Азии, Африки, Латинской Америки, Восточной Европы и Западной Европы, как сейчас, а согласно «джентльменскому соглашению» пяти постоянных членов, произвольно выбиравших те страны, которые должны были представлять региональную группу. То есть, «великие державы» сами выбирали, кого взять «в игру».
Другая значительная реформа произошла в начале 1990-х, когда по окончании Холодной войны, благодаря прекращению межблоковой конфронтации, выросло количество принимаемых Совбезом резолюций и усилилось присутствие ООН в мире. Мандат ООН, в свою очередь, выходит за рамки чисто военных аспектов и начинает включать решение гуманитарных, социальных, общественных, политических и других проблем. В этом плане, к слову, значительный вклад в данном направлении сделал Касым-Жомарт Токаев будучи заместителем генерального секретаря ООН.
Но это так, к слову. В целом же Совет Безопасности стал приобретать некоторые функции настоящего «всемирного правительства» (учреждение временных администраций, наложение санкций и другое). Однако на практике и с учетом глобальных вызовов, о которых даже 30 лет назад никто не мог предположить, назрела необходимость дальнейшего реформирования ООН, включая расширение Совбеза количественно и усовершенствование его работы качественно. Можно вспомнить различные аргументы, которые упоминал Токаев за эти два года, можно также добавить свои, но ограничимся лишь простым фактом: СБ ООН не работает так, как надо — конфликты не прекращаются на корню, решения и резолюции ООН игнорируются, а заявления о «выражении озабоченности» по тем или иным поводам уже стало неким мемом.
Вообще, говоря о проблемах реформирования ООН, надо отметить, что одна из важных ее составляющих — это недостаток представительности в отношении стран третьего мира и привилегированное положение постоянных членов Совета Безопасности. Об этом говорил не только казахский президент, между прочим. Также отмечалось, что страны Глобального Юга далеко не всегда имеют материальные средства для поддержки функционирования ООН и возможности влиять на СБ, поэтому развивающиеся страны делают ставку на ограничение права вето постоянных членов Совбеза.
Ряд высокоразвитых стран мира, в том числе Германия и Япония, а также региональные экономические и политические лидеры (Индия, Пакистан, ЮАР, Бразилия, Аргентина и так далее) многие годы претендуют на звание постоянных членов Совета Безопасности, а пять действующих постоянных членов Совета едины в стремлении сохранить свой нынешний статус, включая право вето. Это даже как-то нечестно, учитывая, что большинство этих держав ратуют за демократию.
И вот, на наш взгляд, позиция Астаны в этом плане наиболее взвешенная и компромиссная. Да, Токаев, каждый раз говоря о необходимости усиления роли средних держав, постоянно подчеркивает, что Казахстан тоже относится к таковым. Но Акорда, в отличие от многих, поддерживая национальные интересы, думает и о других средних государствах. Ведь надо понимать, что это касается не только политики (региональной или глобальной), а практически всех других аспектов и областей жизни мира, в котором каждая страна должна иметь определенное право голоса, как хозяин квартиры в КСК (ОСИ).
Такой подход относится и к экономике, и к торговле. И в этом плане уместно привести и другую цитату президента Казахстана, сказанную в беседе с журналистом Джулией Чаттерлей в Дохе в минувшую субботу. Касым-Жомарт Токаев высказался и по поводу противоречий в мировой торговле.
«С моей точки зрения, торговые конфликты, в том числе тарифные меры — это не лучшее решение, это весьма сомнительная политика. Казахстан как член ВТО строго соблюдает все нормы и правила этой важной торгово-экономической организации. Мы не поддерживаем барьеры и конфликты. Казахстан не вовлечен в такого рода противостояния, потому что у нас конструктивные и взаимовыгодные отношения с соседями по региону и другими государствами. Поэтому я полагаю, что такого рода проблемы не грозят нашей части мира. В то же время мы призываем все крупные державы воздержаться от использования подобных инструментов давления», – заявил президент Казахстана.
То есть, здесь опять мы видим комплексный подход Акорды, который, впрочем, имеет одну основу — соблюдать принятые правила и обязательства, но при этом призывать это делать и других, в том числе и крупные державы. А что касается торговли, то от себя добавим, что средняя держава Республика Казахстан является одной из главных составных частей Транскаспийского международного транспортного маршрута, который уже стал доказывать свою состоятельность и альтернативность.
Фото из открытых источников