В последнее время Казахстан всплывает в мировой прессе и западных аналитических материалах в связи с антироссийскими санкциями. Эти темы с готовностью подхватывают некоторые отечественные СМИ. Тема, безусловно, горячая и часто необходимая для огласки, но часто так бывает, что «эксперты» выдают желаемое за действительное или же предъявляют обвинения тем, кто вообще непричастен. Так в чем же действительно дело и могут ли грозить нашей стране так называемые «вторичные санкции»?
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Шаманы и недоповорот на Восток
Философия прагматического эгоизма
В чем сомнения?
В принципе, весь наш материал на заданную тему можно было уместить в несколько простых формулировок. Во-первых, те или иные фирмы с казахстанской пропиской, которые попадают в санкционные списки США, Великобритании, Евросоюза и Украины, являются коммерческими и никакого отношения к госорганам и нацкомпаниям не имеют. Во-вторых, Акорда и МИД РК не устают подчеркивать, что не обходили и не собираются обходить антироссийские санкции, при этом каждый раз отмечая, что Казахстан не намерен как-либо сворачивать экономическое сотрудничество с северным соседом. В-третьих, Астана и лично президент страны на разных площадках говорят о последствиях санкционной войны, от которых больше вреда мировой экономике, чем пользы.
Однако, как показывает практика, эти основополагающие аспекты периодически подвергаются сомнению. Причем, в основном это исходит от отечественных наблюдателей и журналистов. Мы вполне понимаем их опасения за родную страну и ее экономику. Также можно понять и отрицательное отношение к стране-агрессору, и даже стремление «похайповать» на данную тему. Но для того, чтобы получить объективную картину (а этим не «страдают» ни официальные органы, ни «оппозиционные» СМИ), нужно к упомянутым трем аспектам добавить четвертый, основополагающий момент. Он простой и в то же время сложный, а заключается в том, что нужно четко понимать: санкции — это всего лишь политика, а во главе всего должна быть экономика. Понятно, что в некоторых случаях эти направления пересекаются (чаще в пользу политики), но если исходить из четких данных, то сведения по экономике более очевидны.
Сначала экономика
И в этом плане будем исходить как раз из данных аналитиков международного уровня, которые никоим образом не подвержены политическим влияниям, а работают только с цифрами и финансовыми прогнозами. Показательной новостью в данном ключе является то, что недавно Fitch подтвердило суверенный кредитный рейтинг Казахстана на уровне «BBB», с прогнозом «стабильный».
Отметим, что это подтверждение было сделано несмотря на угрозы о его снижении. Ведь еще в октябре агентство критиковало страну за бесконтрольные изъятия из Нацфонда, но сейчас остаться на прежнем уровне помогли сильные внешние буферы, обеспечившие финансовую гибкость страны. Не будем вдаваться в «бухгалтерские» подробности, но среди прочих факторов, повлиявших на нынешнюю стабильность (например, развитие в стране транспорта и возобновляемой энергии, что способствует постепенному уменьшению зависимости от «нефтяной иглы»), была упомянута еще одна причина — «относительно низкие риски наложения широкомасштабных вторичных санкций».
Еще раз подчеркнем — это чисто экономический показатель, где политические моменты могут играть второстепенную роль. А что же с политикой? Тут, на первый взгляд, все сложно и непредсказуемо. Однако внешняя политика Астаны вполне понятна и открыта. По крайней мере, по сравнению со многими другими странами постсоветского пространства и в целом азиатского региона. Более того, Акорда в течение последних двух лет усердно демонстрирует эту самую открытость и предсказуемость. Деловые встречи президента РК с мировыми лидерами, где поднимаются злободневные геополитические вопросы — лучшее тому доказательство. Проще говоря, если бы были хоть малейшие подозрения, такие встречи (причем со статусом «государственных визитов») не стали бы возможны.
Тут самое время вспомнить один из упомянутых нами аспектов, а именно —заверения в том, что Казахстан не собирается обходить антироссийские санкции, равно как и не поддерживает их. Об этом много раз говорилось, но все-таки приведем одну из последних цитат, озвученную сравнительно недавно замминистра иностранных дел Романом Василенко: «Казахстан не присоединился к санкциям против России. В то же время мы не хотим, чтобы наша территория использовалась для обхода санкций».
Формула это достаточно понятная, хотя у некоторых она вызывает непонимание и даже возмущение. Причем, недовольны отечественные активисты, а еще в большей мере — российские пропагандисты всех мастей. Их реакция (особенно наших «союзников») — это другая тема для разговора, но сейчас отметим, что некоторые наши соотечественники попросту не понимают элементарных вещей. Как мы, каждый из нас, ни относится к российско-украинской войне, нужно понимать, что Казахстан, даже если очень захочет, не может поддержать и часть западных санкций. Кстати, политики и, прежде всего, экономисты на том самом Западе это понимают лучше, чем казахстанские (российских упоминать не будем — у них «собственная гордость» и мироощущение). Более того, там, в Европе и США, прекрасно понимают, что стоит за высказываниями руководства страны о том, что санкционная война вредит всем. Это на сегодняшний день уже аксиома. «Санкционные конфликты наносят существенный урон мировой экономике, сужают перспективы дальнейшего развития», — сказал сравнительно недавно Токаев, хотя, в принципе, так или иначе он эту мысль повторял всегда.
Открытый Казахстан
По большому счету, президент Казахстана озвучил то, о чем предпочитают не говорить вслух многие мировые лидеры. Мы не будем упоминать тех, кто также находится под западными санкциями или приравненными к ним экономическими ограничениями уже много лет, или тех, кто поддерживает российскую агрессию в Украине. С ними, как говорится, все понятно. Но сейчас все больше раздается голосов в Европе и США о том, что пора бы пересмотреть экономическое эмбарго против России, не меняя политической составляющей.
Это тоже отдельный повод для разговора, но касательно сегодняшней нашей темы отметим, что Запад в целом относится с пониманием и, в отдельных случаях, даже с поддержкой действий Астаны. Другими словами, в настоящее время нет никаких поводов для утверждения того, будто официальный Казахстан ведет какую-то скрытую игру с мировым сообществом. Прямым доказательством тому служит активная работа нашей страны по развитию так называемого Среднего коридора, при этом особо не скрывая, что он проходит в обход РФ. Вместе с тем мы заинтересованы и в развитии другого транспортного коридора Север – Юг, что не противоречит общему «стандарту» антироссийских санкций.
Ну, а в чем же тогда претензии западных аудиторов? Как мы отметили в самом начале, речь идет о частных компаниях, причем, о таких, о которых никому ничего не известно. Даже беглый их анализ показывает, что большинство из них появились после 24 февраля 2022 года, дня полномасштабного вторжения ВС РФ в Украину, и они, по сути, являются фирмами-однодневками. Это недавно отметил и министр национальной экономики республики Нурлан Байбазаров, комментируя попадание компаний страны в санкционные списки Великобритании. «Это разовые компании, которые, я думаю, просто преследуют получение выгоды. С этим сложно бороться, но мы в целом будем соблюдать те ограничения, которые мы согласовали с американскими, европейскими соответствующими службами по контролю за санкциями», — почеркнул он.
Заметим, что такие фирмы встречаются везде, в том числе и в западноевропейских странах. Гораздо больше их в Турции, Эмиратах, Индии, а также в соседних Узбекистане и Кыргызстане. Это, конечно, не оправдывает нас как государство, выступающее за соблюдение Устава ООН и принципа территориальной целостности, но все же доказывает, что это исключение из правил. И в этом плане хорошо бы, чтобы такие вещи (обход санкций, «серый импорт» и тому подобное) выявлялись и пресекались уполномоченными органами на стадии реализации сомнительных проектов, а не так, чтобы мы о таком узнавали из зарубежной прессы или аналитических материалов министерств финансов Соединенных Штатов, Великобритании и Евросоюза.
В общем, на сегодняшний день можно констатировать, что в целом Казахстан соблюдает все санкционные мероприятия, и введение каких-то «вторичных санкций» против наших больших компаний, госорганов и политических деятелей нам в ближайшее время не грозит. Хотя, по нашей информации, есть некоторые олигархи, которые могут стать фигурантами соответствующих списков, но, опять-таки, речь в большей мере идет об адресных санкциях, причем, многие из таких претендентов совпадают с фигурантами списков клептократов и нарушителей прав человека, которыми никак не могут разродиться соответствующие ведомства все тех же США, Великобритании и ЕС. Впрочем, это уж точно тема для отдельного разговора.
Фото из открытых источников