Окончание. Предыдущая часть — здесь
В общем, возникновение Казахского ханства было вполне логичным. Эта история заслуживает отдельного рассказа, но мы отметим, что к середине второго тысячелетия стало актуальным объединение всех родственных по духу и крови родов в единое государство. Как сказали бы сейчас, геополитические вызовы заставили наш народ вновь стать одним целым. Затем последовали более тревожные вызовы Нового времени (в данном случае — это хронологическое определение Всемирной истории), с которыми, признаться, не всегда удавалось справляться. Страну периодически раздирали гражданские войны, чем умело пользовались оседлые и кочевые соседи, но именно объединение духом и силой не дало казахам исчезнуть из Истории как народ.
Потом пришла пора колонизации. Это тоже повод для отдельного разговора, но мы сейчас не об этом. Именно дух свободы, заложенный нашими предками, сохранил наш народ. Более того, Казахстан, несмотря на испытания той же колонизацией, а также последовавшими за ней коллективизацией и превращением нашей территории в «тюрьму народов», вселил этот дух в другие народы и народности, с которыми по разным причинам мы стали делить одну крышу, одно небо над головой. Коротко говоря, ссыльные народы, которые по замыслам большевиков должны были уйти в небытие, благодаря казахам не только выжили, но и сохранили свою национальную идентичность.
Многие из таких народов, а также те, кто связал свою жизнь с Казахстаном во времена Второй мировой, в ходе освоения Целины и на других «стройках века» не без гордости называют себя «четвертым жузом». Кстати, о жузах и так называемом родовом делении — правильно говорить, что казахи не делятся на жузы, а состоят из них. Если коротко, то, как бы это ни выглядело странным и противоречивым, именно шежире (родословная казахов) является одним из основных скрепляющих факторов единства казахов. Поэтому понятие «четвертый жуз» добавляет некий укрепляющий элемент в единство казахстанского общества.
В завершении можно было добавить несколько цитат президента Токаева по этому поводу на разных площадках, но не станем. Во-первых, вы, наверное, с ними знакомы, а во-вторых, глава государства лишь озвучил то, что давно наболело и требует претворения в жизнь — то есть, превращения теории в практику. Впрочем, необходимо отметить, что Касым-Жомарт Кемелевич прав в том, что Казахстан сейчас вновь сталкивается с геополитическими вызовами, но при этом не стоит реагировать на них так, как нас вынуждают, не поддаваться на провокации. Действительно, в истории нашего народа и государства было немало трагических и неоднозначных моментов, но это не повод для того, чтобы постоянно об этом напоминать другим. Надо просто ее, Историю, изучать, делать это объективно и помнить, что практически из всех бед мы выходили благодаря нашему духу, почитанию традиций предков, соблюдению традиций и, самое главное, объединению.
Фото из открытых источников