Несмотря на то, что на протяжении тысячелетий наш народ сталкивался с серьезными вызовами и настоящими трагедиями, мы сумели сохранить свою идентичность. Более того, к духу свободы, рожденному в глубине веков, стали приобщаться другие народы и народности. В итоге сейчас сложилось единое казахстанское общество. Возможно, внутри него есть некоторые противоречия, но объединяющих факторов больше. И для того, чтобы понять это, необходимо взглянуть в ту самую Историю, которая всех нас делает одним народом — народом Казахстана.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Эволюция современного общества Казахстана: взгляд на переменные
Из глубины веков
Начнем с того, о чем мы упомянули в первой части — с уникальности историко-географического составляющей. Казахстанский ареал, богатый недрами, плодородными землями и разнообразной фауной, издревле привлекал к себе многие племена, кочующие в разных направлениях. Во многих регионах, начиная со священного Мангистау и заканчивая древним Алтаем, обнаружены стоянки времен палеолита, а исследования показывают, что там жили люди, которых можно считать предками многих народов континента.
Бронзовый век на территории Казахстана оказался настолько насыщенным и богатым для ученых-археологов, что исследований исторического наследия, оставленного в первые тысячелетия до нашей эры, хватит еще на несколько поколений. Если коротко, то, например, следы Андроновской культуры в той или иной мере были обнаружены буквально по всему миру — как по прямой преемственности, так и в виде заимствования определенных направлений, в первую очередь, в области металлургии. Но сегодня мы больше внимания обратим на эпоху зарождения и расцвета номадизма.
Итак, к середине первого тысячелетия до нашей эры во всей лесостепной зоне Евразии образовалось сразу несколько кочевых государств и, если так можно выразиться, их конфедераций. Понятное дело, временами враждовали друг с другом, вытесняя с насиженных мест более слабые племена. Об этом можно прочитать у Геродота, а также у других античных и персидских авторов.
В любом случае, именно тогда, по-нашему (и не только нашему) мнению, сформировался и достиг совершенства тот культурный и духовный пласт, который сегодня мы называем «наследием предков». Конечно, в дальнейшем он развивался и обогащался, но именно РЖВ (ранний железный век, как определили его археологи) стал основой для всего, что происходило далее в истории нашего народа, да и цивилизации в целом.
Вообще, для ряда ученых, которые не зацикливаются на определенном периоде, по понятным причинам выставляя его главным, в национальной истории саки с уйсунями, сарматы с савроматами, восточные с «голубыми» тюрками, кыпчаки с огузами и чингизиды с темуридами — это по большей степени не этнонимы, за которыми стоят государственные объединения, а хронологические периоды национальной истории. Понятно, что это с точки зрения сегодняшнего дня и с точки зрения нашего народа, но, как правильно наверху стали подмечать в последнее время — надо исходить из национальных интересов. Впрочем, переусердствовать в этом и, как мы отмечали в прошлый раз, заниматься мифотворчеством крайне вредно.
От тюрков до казахов
В общем, за последние две тысячи лет на территории Казахстана происходили яркие события, многие из которых прямо повлияли на ход Всемирной истории — и это не бахвальство, а факт. Примеров можно привести немало, начиная с широкомасштабных военных походов и заканчивая торговыми отношениями. Кстати, одной из причин начала эпохи Великих географических открытий стали проблемы, с которыми столкнулись европейцы на не менее Великом Шелковом пути. Так себе, конечно, влияние, но все же. Как бы то ни было, и войны, и торгово-экономические взаимоотношения являлись некой логистической составляющей обмена культур. Безусловно, именно географическое расположение Казахстана в этом играло ключевую роль.
Однако не стоит забывать и о политико-дипломатических отношениях, которые вели с ближними соседями и дальним зарубежьем все наши хронологические предки, начиная с Великого тюркского каганата и заканчивая Золотой Ордой. Что касается внутренних дел, то еще раз подчеркнем, что надо исходить из преемственности культур государств, которые образовывались и исчезали в самом центре Евразии на протяжении веков. Империи и их властители сменяли один другого, но, если говорить языком соцреализма, неизменным оставался хозяйственный уклад, построенный на практически идеальном консенсусе кочевой и оседлой цивилизаций. Кстати, нельзя и даже противопоказано противопоставлять эти два основных направления, по которым развивалось человечество. Ведь именно здесь, опять-таки, проявилась беспрецедентная уникальность взаимодополнения друг друга, когда единый народ мог жить в больших городах и в Великой Степи. Тут мы хотим подчеркнуть, что называть казахов чисто кочевым народом — это, скажем так, заблуждение. Зато дух номада (читай, дух свободы) — был у всех.
Причем, не только у казахов как таковых. Многие народы, населявшие в разные времена территорию древнего и средневекового Казахстана, в большей степени объединялись не кровью, а именно духом. Показательным примером служат могильники Жетысу (Семиречья), довольно хорошо изученные археологами еще с 50-х годов прошлого века. Так вот, если в эпоху саков здесь до 80 процентов захороненных имели индоевропейские черты лица, а 20% —тюркские, то на стыке эпох (то есть, в условном нулевом году) этот показатель был в районе «50 на 50». А уже в эпоху раннего средневековья, которая совпадает с расцветом первых тюркских каганатов, проявилось обратное соотношение — 20 на 80%.
Тут немаловажно будет добавить, что, помимо хозяйственной деятельности, одним из главных стержней единства было мировоззрение. Можно назвать это религией или чем-то в этом роде, но вера в Единое Небо и покровительство духов предков (аруахов) также стали тем фактором, которые нас объединяли и объединяют. Не вдаваясь в теологические споры, констатируем тот факт, что зороастризм, ислам, буддизм и другие религии, вплоть до воинствующего атеизма не смогли выдавить этот дух.
Время новое и новейшее
В общем, возникновение Казахского ханства было вполне логичным. Эта история заслуживает отдельного рассказа, но мы отметим, что к середине второго тысячелетия стало актуальным объединение всех родственных по духу и крови родов в единое государство. Как сказали бы сейчас, геополитические вызовы заставили наш народ вновь стать одним целым. Затем последовали более тревожные вызовы Нового времени (в данном случае — это хронологическое определение Всемирной истории), с которыми, признаться, не всегда удавалось справляться. Страну периодически раздирали гражданские войны, чем умело пользовались оседлые и кочевые соседи, но именно объединение духом и силой не дало казахам исчезнуть из Истории как народ.
Потом пришла пора колонизации. Это тоже повод для отдельного разговора, но мы сейчас не об этом. Именно дух свободы, заложенный нашими предками, сохранил наш народ. Более того, Казахстан, несмотря на испытания той же колонизацией, а также последовавшими за ней коллективизацией и превращением нашей территории в «тюрьму народов», вселил этот дух в другие народы и народности, с которыми по разным причинам мы стали делить одну крышу, одно небо над головой. Коротко говоря, ссыльные народы, которые по замыслам большевиков должны были уйти в небытие, благодаря казахам не только выжили, но и сохранили свою национальную идентичность.
Многие из таких народов, а также те, кто связал свою жизнь с Казахстаном во времена Второй мировой, в ходе освоения Целины и на других «стройках века» не без гордости называют себя «четвертым жузом». Кстати, о жузах и так называемом родовом делении — правильно говорить, что казахи не делятся на жузы, а состоят из них. Если коротко, то, как бы это ни выглядело странным и противоречивым, именно шежире (родословная казахов) является одним из основных скрепляющих факторов единства казахов. Поэтому понятие «четвертый жуз» добавляет некий укрепляющий элемент в единство казахстанского общества.
В завершении можно было добавить несколько цитат президента Токаева по этому поводу на разных площадках, но не станем. Во-первых, вы, наверное, с ними знакомы, а во-вторых, глава государства лишь озвучил то, что давно наболело и требует претворения в жизнь — то есть, превращения теории в практику. Впрочем, необходимо отметить, что Касым-Жомарт Кемелевич прав в том, что Казахстан сейчас вновь сталкивается с геополитическими вызовами, но при этом не стоит реагировать на них так, как нас вынуждают, не поддаваться на провокации. Действительно, в истории нашего народа и государства было немало трагических и неоднозначных моментов, но это не повод для того, чтобы постоянно об этом напоминать другим. Надо просто ее, Историю, изучать, делать это объективно и помнить, что практически из всех бед мы выходили благодаря нашему духу, почитанию традиций предков, соблюдению традиций и, самое главное, объединению.
Фото из открытых источников