Продолжение. Предыдущая часть — здесь
Несмотря на то, что на протяжении тысячелетий наш народ сталкивался с серьезными вызовами и настоящими трагедиями, мы сумели сохранить свою идентичность. Более того, к духу свободы, рожденному в глубине веков, стали приобщаться другие народы и народности. В итоге сейчас сложилось единое казахстанское общество. Возможно, внутри него есть некоторые противоречия, но объединяющих факторов больше. И для того, чтобы понять это, необходимо взглянуть в ту самую Историю, которая всех нас делает одним народом — народом Казахстана.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Эволюция современного общества Казахстана: взгляд на переменные
Из глубины веков
Начнем с того, о чем мы упомянули в первой части — с уникальности историко-географического составляющей. Казахстанский ареал, богатый недрами, плодородными землями и разнообразной фауной, издревле привлекал к себе многие племена, кочующие в разных направлениях. Во многих регионах, начиная со священного Мангистау и заканчивая древним Алтаем, обнаружены стоянки времен палеолита, а исследования показывают, что там жили люди, которых можно считать предками многих народов континента.
Бронзовый век на территории Казахстана оказался настолько насыщенным и богатым для ученых-археологов, что исследований исторического наследия, оставленного в первые тысячелетия до нашей эры, хватит еще на несколько поколений. Если коротко, то, например, следы Андроновской культуры в той или иной мере были обнаружены буквально по всему миру — как по прямой преемственности, так и в виде заимствования определенных направлений, в первую очередь, в области металлургии. Но сегодня мы больше внимания обратим на эпоху зарождения и расцвета номадизма.
Итак, к середине первого тысячелетия до нашей эры во всей лесостепной зоне Евразии образовалось сразу несколько кочевых государств и, если так можно выразиться, их конфедераций. Понятное дело, временами враждовали друг с другом, вытесняя с насиженных мест более слабые племена. Об этом можно прочитать у Геродота, а также у других античных и персидских авторов.
В любом случае, именно тогда, по-нашему (и не только нашему) мнению, сформировался и достиг совершенства тот культурный и духовный пласт, который сегодня мы называем «наследием предков». Конечно, в дальнейшем он развивался и обогащался, но именно РЖВ (ранний железный век, как определили его археологи) стал основой для всего, что происходило далее в истории нашего народа, да и цивилизации в целом.
Вообще, для ряда ученых, которые не зацикливаются на определенном периоде, по понятным причинам выставляя его главным, в национальной истории саки с уйсунями, сарматы с савроматами, восточные с «голубыми» тюрками, кыпчаки с огузами и чингизиды с темуридами — это по большей степени не этнонимы, за которыми стоят государственные объединения, а хронологические периоды национальной истории. Понятно, что это с точки зрения сегодняшнего дня и с точки зрения нашего народа, но, как правильно наверху стали подмечать в последнее время — надо исходить из национальных интересов. Впрочем, переусердствовать в этом и, как мы отмечали в прошлый раз, заниматься мифотворчеством крайне вредно.
От тюрков до казахов
В общем, за последние две тысячи лет на территории Казахстана происходили яркие события, многие из которых прямо повлияли на ход Всемирной истории — и это не бахвальство, а факт. Примеров можно привести немало, начиная с широкомасштабных военных походов и заканчивая торговыми отношениями. Кстати, одной из причин начала эпохи Великих географических открытий стали проблемы, с которыми столкнулись европейцы на не менее Великом Шелковом пути. Так себе, конечно, влияние, но все же. Как бы то ни было, и войны, и торгово-экономические взаимоотношения являлись некой логистической составляющей обмена культур. Безусловно, именно географическое расположение Казахстана в этом играло ключевую роль.
Однако не стоит забывать и о политико-дипломатических отношениях, которые вели с ближними соседями и дальним зарубежьем все наши хронологические предки, начиная с Великого тюркского каганата и заканчивая Золотой Ордой. Что касается внутренних дел, то еще раз подчеркнем, что надо исходить из преемственности культур государств, которые образовывались и исчезали в самом центре Евразии на протяжении веков. Империи и их властители сменяли один другого, но, если говорить языком соцреализма, неизменным оставался хозяйственный уклад, построенный на практически идеальном консенсусе кочевой и оседлой цивилизаций. Кстати, нельзя и даже противопоказано противопоставлять эти два основных направления, по которым развивалось человечество. Ведь именно здесь, опять-таки, проявилась беспрецедентная уникальность взаимодополнения друг друга, когда единый народ мог жить в больших городах и в Великой Степи. Тут мы хотим подчеркнуть, что называть казахов чисто кочевым народом — это, скажем так, заблуждение. Зато дух номада (читай, дух свободы) — был у всех.
Причем, не только у казахов как таковых. Многие народы, населявшие в разные времена территорию древнего и средневекового Казахстана, в большей степени объединялись не кровью, а именно духом. Показательным примером служат могильники Жетысу (Семиречья), довольно хорошо изученные археологами еще с 50-х годов прошлого века. Так вот, если в эпоху саков здесь до 80 процентов захороненных имели индоевропейские черты лица, а 20% —тюркские, то на стыке эпох (то есть, в условном нулевом году) этот показатель был в районе «50 на 50». А уже в эпоху раннего средневековья, которая совпадает с расцветом первых тюркских каганатов, проявилось обратное соотношение — 20 на 80%.
Тут немаловажно будет добавить, что, помимо хозяйственной деятельности, одним из главных стержней единства было мировоззрение. Можно назвать это религией или чем-то в этом роде, но вера в Единое Небо и покровительство духов предков (аруахов) также стали тем фактором, которые нас объединяли и объединяют. Не вдаваясь в теологические споры, констатируем тот факт, что зороастризм, ислам, буддизм и другие религии, вплоть до воинствующего атеизма не смогли выдавить этот дух.
Окончание следует...
Фото из открытых источников