Не секрет, что в последние годы наблюдается увеличение интереса к национальной истории, что в определенной степени зависит от геополитической ситуации и, подчеркнем, инициатив власти. Налицо развитие новой идеологической парадигмы и открытия качественной страницы национальной идеи. Речь идет об укреплении духовных ценностей и популяризации национальной истории, что тесно связано с идентичностью казахского народа и казахстанского общества в целом. Почему об этом можно говорить с уверенностью? Что мы могли легко потерять? Поговорим об этом.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Взгляд из прошлого в будущее. История экономического успеха Казахстана
От природных ресурсов к экологическому наследию
Все-таки уникальны
Когда говорят, что история казахского народа уникальна, здесь абсолютно нет никакого преувеличения. Безусловно, история любой нации или народности — уникальна, да и сравнивать их друг с другом, мягко говоря, неправильно. Во-первых, это может выглядеть латентным национализмом (а нередко — и шовинизмом), а во-вторых, перефразируя классика, не стоит возвышать горы, унижая степи.
Так в чем эта уникальность? К поискам ответа на этот вопрос можно подойти с совершенно разных позиций. Каждая версия заслуживает уважения и будет верна, по сути, но мы будем отталкиваться от двух основополагающих, на наш взгляд, аспектов, которые следует рассматривать в комплексе, неотрывно друг от друга: это огромная территория и древняя история.
Немного забегая вперед, заметим, что казахи — это, действительно, единственный в мире народ, который имеет единый язык без диалектов, но одновременно проживает на территории, куда свободно вместились бы с десяток народов и народностей любой другой точки земного шара, при этом разговаривая на сотне различных диалектов. При этом мы имели глубокие корни государственности, которые, между прочим, не ограничиваются созданием Казахского ханства Жанибеком и Кереем или даже образованием улуса Жошы (Джучи).
Не будем сейчас влезать в споры относительно того, какие этнические группы и в какое время главенствовали на территории древнего Казахстана. Как показывает и доказывает современная генетика, это не особо важно, тем более, что здесь были многие. Кто-то «проходил мимо» (во время нескольких «великих переселений народов»), кто-то оставался и ассимилировался, а кто-то, понятное дело, может считаться «коренным».
Вы же знаете, что Казахстан уникален еще и тем, что здесь соседствуют ряд природных зон, начиная с высокогорий и заканчивая бескрайними степями? Так вот, это не только географическая особенность, но и этно-историческая, что также привлекало сюда разные народности и племена. Кроме того, здесь было сразу несколько очагов того, что можно назвать революцией в эволюции. Зарождение и развитие коневодства, продвинутая металлургия, если не изобретение, то массовое и практическое использование колеса, передовые ремесла и оружейное дело, а также все то, что связано с номадизмом. В общем, есть, чем гордиться, но надо помнить две основные вещи — хорошо бы еще и продвигать заложенные тысячи лет назад и хранимые веками традиции, делать так, чтобы и предки нами гордились, а также помнить, что мы хоть и являемся прямыми наследниками первых кочевников территориально и на генетическом уровне, но не должны монополизировать эти корни. Рассмотрим немного подробнее эти два постулата.
Побороть мифотворцев
Казалось бы, тут все ясно и никаких особых пояснений давать не надо. Однако, как выясняется, основная часть казахстанцев в лучшем случае знает о прошлом лишь избирательно и часто в мифологическом образе. Никто не спорит, что существуют научные изыскания и труды по этому поводу, но они, мягко говоря, не доходят до общества. Причин этому много, но главное — это ограниченный тираж трудов и чисто «ученый язык», которыми они написаны. Кроме этого отрицательную лепту вносят самоназванные «историки» и популисты, которые, скажем так, подставляют наших предков и всю науку. Речь о тех, кто пишет многостраничные работы о том, что все евразийцы были казахами, что пророк Иса (Иисус) был нашим соплеменником, а Рай (Эдем) располагался в Жетысу. Последнее, конечно, приятно и косвенно доказуемо, но все же не стоит «смешивать божий дар с яичницей».
Отметим, что все это породило в обществе недоверие к действительно важным историческим событиям и открытиям, которые происходили на территории современного Казахстана. Например, многие скептически относятся в тому, что лошади впервые в мире были одомашнены в северном Казахстане, а тысячелетняя история Алматы превратилась в мем. Не станем переубеждать и превращать этот материал в научный диспут, хотя скажем, что и первое, и второе фактически доказано археологами еще при соцреализме (только об этом говорить нельзя было по понятным причинам).
Но чтобы два раза не вставать, отметим, что лошадь действительно стала разводиться прото-казахами Ботайской культуры, но ко многим современным породам она прямого отношения не имеет — главное, это сам факт и практика. Что касается истории нашей южной столицы, то ее можно было даже углубить, но при этом не стоит сравнивать ее со становлением и развитием европейских городов. У нас была совершенно другая культура, но зато прослеживается четкая преемственность как минимум с Х-ХI веков.
Но это так, к слову, при этом следует еще раз подчеркнуть — мифотворчество псведоисториков и недоверие части общества сделали свое дело. Это сильно удручало многих, терялось желание делать по-настоящему научные открытия, заниматься просветительством и так далее. Более того, ситуация становилась критической, что на фоне с социально-политическим аспектом и практическим отсутствием какой-либо национальной идеи давало повод сомневаться в будущем страны, как таковом. Может быть, мы немного сгущаем краски, но просто вспомните, что было 5-7 лет назад в этом плане и сравните с днем сегодняшним. Коротко говоря, надо было что-то делать, причем, делать сверху — дав понять, что верховная власть не просто готова к переменам, но и сама их инициирует и ведет.
Продолжение следует...
Фото из открытых источников