Аналитика

Прошлое ради будущего

Мурат Халилов

16.09.2024

Часть I. Об уникальности нашей истории, которую мы чуть не потеряли

Не секрет, что в последние годы наблюдается увеличение интереса к национальной истории, что в определенной степени зависит от геополитической ситуации и, подчеркнем, инициатив власти. Налицо развитие новой идеологической парадигмы и открытия качественной страницы национальной идеи. Речь идет об укреплении духовных ценностей и популяризации национальной истории, что тесно связано с идентичностью казахского народа и казахстанского общества в целом. Почему об этом можно говорить с уверенностью? Что мы могли легко потерять? Поговорим об этом.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

«Мягкая сила» Казахстана

Взгляд из прошлого в будущее. История экономического успеха Казахстана

От природных ресурсов к экологическому наследию

Все-таки уникальны

Когда говорят, что история казахского народа уникальна, здесь абсолютно нет никакого преувеличения. Безусловно, история любой нации или народности — уникальна, да и сравнивать их друг с другом, мягко говоря, неправильно. Во-первых, это может выглядеть латентным национализмом (а нередко — и шовинизмом), а во-вторых, перефразируя классика, не стоит возвышать горы, унижая степи.

Так в чем эта уникальность? К поискам ответа на этот вопрос можно подойти с совершенно разных позиций. Каждая версия заслуживает уважения и будет верна, по сути, но мы будем отталкиваться от двух основополагающих, на наш взгляд, аспектов, которые следует рассматривать в комплексе, неотрывно друг от друга: это огромная территория и древняя история.

Немного забегая вперед, заметим, что казахи — это, действительно, единственный в мире народ, который имеет единый язык без диалектов, но одновременно проживает на территории, куда свободно вместились бы с десяток народов и народностей любой другой точки земного шара, при этом разговаривая на сотне различных диалектов. При этом мы имели глубокие корни государственности, которые, между прочим, не ограничиваются созданием Казахского ханства Жанибеком и Кереем или даже образованием улуса Жошы (Джучи).

Не будем сейчас влезать в споры относительно того, какие этнические группы и в какое время главенствовали на территории древнего Казахстана. Как показывает и доказывает современная генетика, это не особо важно, тем более, что здесь были многие. Кто-то «проходил мимо» (во время нескольких «великих переселений народов»), кто-то оставался и ассимилировался, а кто-то, понятное дело, может считаться «коренным».

Вы же знаете, что Казахстан уникален еще и тем, что здесь соседствуют ряд природных зон, начиная с высокогорий и заканчивая бескрайними степями? Так вот, это не только географическая особенность, но и этно-историческая, что также привлекало сюда разные народности и племена. Кроме того, здесь было сразу несколько очагов того, что можно назвать революцией в эволюции. Зарождение и развитие коневодства, продвинутая металлургия, если не изобретение, то массовое и практическое использование колеса, передовые ремесла и оружейное дело, а также все то, что связано с номадизмом. В общем, есть, чем гордиться, но надо помнить две основные вещи — хорошо бы еще и продвигать заложенные тысячи лет назад и хранимые веками традиции, делать так, чтобы и предки нами гордились, а также помнить, что мы хоть и являемся прямыми наследниками первых кочевников территориально и на генетическом уровне, но не должны монополизировать эти корни. Рассмотрим немного подробнее эти два постулата.

Побороть мифотворцев

Казалось бы, тут все ясно и никаких особых пояснений давать не надо. Однако, как выясняется, основная часть казахстанцев в лучшем случае знает о прошлом лишь избирательно и часто в мифологическом образе. Никто не спорит, что существуют научные изыскания и труды по этому поводу, но они, мягко говоря, не доходят до общества. Причин этому много, но главное — это ограниченный тираж трудов и чисто «ученый язык», которыми они написаны. Кроме этого отрицательную лепту вносят самоназванные «историки» и популисты, которые, скажем так, подставляют наших предков и всю науку. Речь о тех, кто пишет многостраничные работы о том, что все евразийцы были казахами, что пророк Иса (Иисус) был нашим соплеменником, а Рай (Эдем) располагался в Жетысу. Последнее, конечно, приятно и косвенно доказуемо, но все же не стоит «смешивать божий дар с яичницей».

Отметим, что все это породило в обществе недоверие к действительно важным историческим событиям и открытиям, которые происходили на территории современного Казахстана. Например, многие скептически относятся в тому, что лошади впервые в мире были одомашнены в северном Казахстане, а тысячелетняя история Алматы превратилась в мем. Не станем переубеждать и превращать этот материал в научный диспут, хотя скажем, что и первое, и второе фактически доказано археологами еще при соцреализме (только об этом говорить нельзя было по понятным причинам).

Но чтобы два раза не вставать, отметим, что лошадь действительно стала разводиться прото-казахами Ботайской культуры, но ко многим современным породам она прямого отношения не имеет — главное, это сам факт и практика. Что касается истории нашей южной столицы, то ее можно было даже углубить, но при этом не стоит сравнивать ее со становлением и развитием европейских городов. У нас была совершенно другая культура, но зато прослеживается четкая преемственность как минимум с Х-ХI веков.

Но это так, к слову, при этом следует еще раз подчеркнуть — мифотворчество псведоисториков и недоверие части общества сделали свое дело. Это сильно удручало многих, терялось желание делать по-настоящему научные открытия, заниматься просветительством и так далее. Более того, ситуация становилась критической, что на фоне с социально-политическим аспектом и практическим отсутствием какой-либо национальной идеи давало повод сомневаться в будущем страны, как таковом. Может быть, мы немного сгущаем краски, но просто вспомните, что было 5-7 лет назад в этом плане и сравните с днем сегодняшним. Коротко говоря, надо было что-то делать, причем, делать сверху — дав понять, что верховная власть не просто готова к переменам, но и сама их инициирует и ведет.

Комплексный подход

Такие перемены начались еще в 2019–2020 годы, но развернулись только пару лет назад, когда для этого стало больше возможностей. В целом же для ученых, общественников и энтузиастов инициативы Касым-Жомарта Токаева, озвученные последовательно на всех трех курултаях по тысячелетним традициям, были восприняты, что называется на ура. Справедливости ради следует отметить, что и при прежнем президенте делалось немало (например, программы «Культурное наследие» и «Рухани жангыру»), но коррупция, непрофессионализм исполнителей и все то же тотальное неверие опять-таки дезавуировали все хорошее.

Что касается нынешнего продвижение этих идей, следует отметить — на этот раз власти стали подходить к их претворению в жизнь комплексно. Обозначим лишь несколько основных направлений в этом плане, и, в первую очередь, это серьезные реформы в науке, начиная с изменения условий государственных грантов и заканчивая существенным увеличением финансирования отрасли. Во-вторых, следует отметить развитие идеологического фронта, направленного в большей степени на грамотную популяризацию идеи в обществе. Отсюда третье — это работа с молодежью, что уже дает свои плоды, судя по резко увеличившемуся интересу подрастающего поколения к истории и всему, что с ней связано.

Отдельно хотелось бы отметить выпуск книг, специальных программ, документальных и даже художественных фильмов. И это, судя по всему, только начало, которое вдохновляет не только ученых, но и всех патриотически настроенных граждан. Не терпится, например, увидеть семитомник по национальной истории. В этом плане совершенно по-другому смотрятся инициативы по возрождению библиотек. Насколько это не выглядело бы странно, а для некоторых — бесполезно, сейчас это направление находит отклик у читателей (и опять-таки, главным образом, среди молодежи).

Вместе с тем, упомянутое комплексное отношение власти к укреплению духовных ценностей казахского народа и истории страны, традиции и обычаев, идентичности казахского народа, неразрывно связано с историей и культурой других народов и народностей, населяющих нашу страну. Это все объединяет народ Казахстана и казахстанское общество. Как это можно и нужно применять на практической основе, мы поговорим в следующий раз. Но в качестве анонса отметим, что для этого нам опять нужно будет окунуться в нашу общую историю и сравнить ее с днем сегодняшним.

Окончание следует…

Фото из открытых источников


Мурат Халилов

Публикации автора

Прошлое ради будущего. Дух номадизма

Прошлое ради будущего

В этот день. Пятница, 13-е

Экотуризм: совмещая приятное с полезным

Возврат активов. Палки в колеса

В это день. Культура, искусство и ХХ век

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 18.09.2024

На четыре позиции в глобальном рейтинге ООН поднялся Казахстан

НОВОСТИ | 18.09.2024

Алматы стал третьим по уровню зарплат городом в СНГ

НОВОСТИ | 18.09.2024

Туркменистан призывает поддержать мир и стабильность в Афганистане

НОВОСТИ | 18.09.2024

Азербайджан и Казахстан обсудили стратегическое сотрудничество

НОВОСТИ | 18.09.2024

Городской субботник во Всемирный день чистоты пройдет в Астане

НОВОСТИ | 18.09.2024

Стабильное отопление зимой гарантирует Минэнерго РК