В своем Послании «Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм» Касым-Жомарт Токаев высказался о развитии транспортно-логистического сектора Казахстана. Качественные автомагистрали, вокзалы, аэрохабы — все это должно стать частью инфраструктурного наследия страны. О развитии транспортной отрасли и актуальности поставленных президентом в этой сфере задач мы поговорили с директором по науке НИИ «Алматыгенплан» Бауржаном Ташметовым.
«Следующим поколениям наших граждан мы должны оставить высококлассные автомобильные и железнодорожные магистрали, эффективно работающие аэрохабы, железнодорожные вокзалы, морские порты. В этом направлении требуется решить комплекс вопросов», — сказал в Послании глава государства.
Одна из главных задач транспортной отрасли — улучшение качества жизни граждан, отмечает директор по науке НИИ «Алматыгенплан» Бауржан Ташметов. А слаженная работа транспортных систем, которые подобно артериям пронизывают села, города и страны, напрямую зависит от качества дорог.
«Качественная дорожная инфраструктура — ключевой показатель развитых стран. Автомобильные дороги, приспособленные для электромобилей и автономных транспортных средств, железнодорожные линии, оборудованные современными системами управления движением, и морские порты с эффективными логистическими цепочками — все это необходимо для обеспечения благополучия наших потомков. Важно не только развивать инфраструктуру, но и правильно спланировать связанные с ней процессы. В их числе — эффективная организация грузоперевозок, пассажирских перевозок, управление цепочками поставок, обслуживание и ремонт транспортных средств, а также поддержка транспортных операций. Важно, чтобы эти транспортные узлы были интегрированы в единую систему, способную обеспечить быстрое, безопасное и экологически чистое сообщение между городами и странами. Такая инфраструктура станет не только связующими артериями нашей экономики, но и символом прогресса и устойчивого развития», — считает Бауржан Ташметов.
По его мнению, фундаментальная инфраструктура должна начинаться с городов.
«Это уникальные экосистемы, где сосредоточены не только человеческие связи, но и экономические, культурные, социальные и технологические процессы. Город — это не просто место проживания, а динамичная среда, где инновации находят свое пространство, а общественные идеи обретают форму. Возьмем для примера Алматы. Ежедневные миграционные потоки в городе охватывают примерно 500 тысяч человек. Они оказывают значительное давление на улично-дорожную сеть, в том числе приводя к заторам. Наша же цель заключается в позитивной урбанизации мигрирующего населения, создав комфортные условия для передвижения на городском транспорте», — сказал Бауржан Ташметов.
Он отметил, что проблема загруженности автомобильного движения требует эффективного управления транспортными потоками и оптимизации маршрутов. И привел практический пример.
«В этом направлении «Алматыгенплан» ведет масштабную работу. Наш НИИ участвует в разработке проекта BRT (англ. Bus rapid transit) по проспекту Райымбека. BRT нужен, чтобы урегулировать поток трафика на одном из крупных проспектов города. В сентябре ожидается завершение проектных работ по второму участку коридора BRT от пр. Сейфуллина до ул. Ахрименко. Строительство первого этапа проспекта Райымбека от ул. Ахрименко до ул. Пушкина начнется в 2025 году. Специалисты НИИ проектировали не только проезжую часть, но с охватом участков до тротуаров и придомовых территорий», — поделился эксперт.
Важным инструментом в развитии транспортной отрасли стала цифровизация. Роль цифровых технологий в разных сферах жизни президент часто подчеркивает в своих выступлениях. Что касается транспортной сферы, здесь новые цифровые технологии эффективно помогают в прикладных, точечных целях. А именно: определять загруженность автомагистралей, вычислять плотность пассажиропотока, управлять перекрестками, делать расчеты и прогнозы, нужные для создания дорожной инфраструктуры и пр.
«Так, специалисты института участвовали в совместном исследовательском проекте по сбору данных для разработки комплексной транспортной схемы Алматы. На первом этапе была проведена видеофиксация на 79 остановочных пунктах общественного транспорта. Был замерен пассажиропоток, фактическое время прибытия автобусов, их класс. Сейчас идет второй этап проекта, видеофиксация и замеры осуществляются на 83 точках автодорог в Алматинской агломерации и улицах Алматы. Ведется подсчет количества транспортных средств с 06.00 до 23.00. Задача проекта — отследить интенсивность потока машин, проанализировать существующий трафик, начиная от мопедов и заканчивая автобусами, грузовым автотранспортом с прицепом с целью оптимизации транспортного движения. Иными словами, чтобы с ростом жителей и автомашин в Алматы не увеличилось количество пробок, а в идеале — чтобы заторов стало меньше. Это и разгрузит транспортные потоки, и положительно скажется на качестве воздуха. Это масштабный и длительный проект, который будет приносить свои плоды с 2025 по 2040 год. Его поддержали АПК Sergek, управление городской мобильности и центр развития Алматы», — поделился эксперт.
Напомним, население Алматы и алматинской агломерации сегодня превышает 3 млн. человек. По данным пресс-службы правительства, 1,7 млн пассажиров общественного транспорта в год осуществляют свыше 400 млн поездок по городу. В мегаполисе оцифровано 3507 остановок и 222 разворотные площадки, а единая система видеомониторинга Алматы обеспечивает доступ к видеокамерам с остановок и станций метро.
Цифровизация автодорожной отрасли ведется в Казахстане повсеместно. Одно из нововведений — разработка проекта «цифровые двойники» автодорог. Виртуальная база-«накопитель» будет включать актуальные данные о состоянии улиц, а значит, поможет лучше спланировать их ремонт и обслуживание.
Общая протяженность автодорог Казахстана составляет 95 тыс. км, из них 25 тыс. – республиканская сеть, оставшиеся 70 тыс. км – дороги местной сети. В этом году работы по ремонту и строительству дорог охватят 12 тыс. км.
Фото из открытых источников