Поддержка отечественных предпринимателей — одна из важнейших задач текущего политического курса, которым следует Казахстан. Причем задача комплексная — с одной стороны, государство пытается вовлечь в сферу малого и среднего предпринимательства как можно большее количество граждан, с другой — необходимо им всем оказывать поддержку, помогать не просто держаться на плаву, но и развиваться. С тем, чтобы малые субъекты бизнеса развивались до средних, а те двигались еще дальше, укрупняясь и наливаясь финансовой мощью.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Планы на миллион: как решается квартирный вопрос в Казахстане
Точки прогресса: продолжается газовая модернизация Казахстана
Выход из тупика. Достижения новой промышленной политики РК
Единый реестр предпринимателей
О том, что необходимо устранить перекосы, мешающие субъектам среднего уровня превращаться в «крупняков», говорил Касым-Жомарт Токаев в Послании прошлого года — «Экономический курс Справедливого Казахстана». Недавно прошло заседание правительства, как раз посвященное реализации задач по поддержке отечественного бизнеса. Олжас Бектенов на нем ввел в обиход понятие экономического патриотизма.
«Правительство твердо стоит на позиции экономического патриотизма. Мы всегда будем поддерживать казахстанского производителя. Это задача каждого акима и отраслевых министров. Причем ее исполнение носит не рекомендательный характер, а строго обязательный», — подчеркнул Олжас Бектенов.
Далее были перечислены меры, уже принятые в соответствии с поручениями главы государства. В их числе оказался и новый закон «О государственных закупках», уже подписанный президентом. Дальнейшие изменения в соответствующие нормы законодательства позволят создать Единый реестр товаропроизводителей, куда войдут предприятия с налаженным выпуском продукции, необходимыми для этого мощностями, планами для дальнейшего развития.
Предприятия из реестра смогут рассчитывать на государственную поддержку в приоритетном порядке. При этом к ним будут предъявлены встречные обязательства: по модернизации производства, повышению конкурентоспособности, росту заработной платы сотрудников. Контроль за деятельностью компаний будет осуществляться на основе цифрового скрининга в режиме онлайн, что позволит снизить коррупционные риски. Мониторинг будет вестись со стороны налоговых и таможенных служб, инспекций труда и других ведомств.
Правила торговли
Еще одним важным нововведением стали измененные правила торговли, принятые в июле этого года. Обсуждения новых норм начались еще в январе, причем по инициативе партии Amanat. Пакет поправок и дополнений в действующие законодательные акты предложен отраслевыми союзами в сфере пищевой промышленности Казахстана.
На заседании республиканского совета по АПК партии Amanat они забили тревогу — российский и белорусский импорт, будучи по себестоимости дешевле нашей аналогичной продукции на 10–25%, постепенно вытесняет казахстанские товары. При этом работа ретейла с отечественными производителями осуществляется хаотично, продукцию наших производителей проверяют постоянно и часто, а импорт таким процедурам не подвергается.
Одним из ключевых новшеств, предложенных разработчиками, стало «обязательное предоставление приоритетных мест на торговых полках для выкладки казахстанских продуктов питания». Это должно коснуться всех торговых объектов страны. Отраслевые союзы пищевиков хотели, чтобы казахстанским товарам предоставляли не менее 50% общей площади торговых полок во всех магазинах и супермаркетах — причем это должны быть места, находящиеся в зоне наибольшей обзорности покупателя.
Естественно, эту и прочие нормы обсудили и с представителями ретейлеров, в итоге в ходе дискуссий, продолжавшихся с марта этого года, когда законопроект был опубликован на портале открытых НПА. В итоге к концу июля изменения в правила торговли были утверждены.
Что касается интересующей нас нормы о приоритетных местах на полках в магазинах, то теперь объекты торговли, согласно новым правилам, «обозначают места выкладки товаров отечественного производства специальной вывеской или надписью «Сделано в Казахстане», которую допускается устанавливать на несколько расположенных рядом товаров отечественного производства».
Кроме того, они «располагают товары отечественного производства с надписью «Сделано в Казахстане» наряду с продукцией, имеющей большой спрос с использованием кросс-мерчендайзинга». Также товарам отечественного производства должно отводиться «не менее тридцати процентов от общей торговой площади и (или) полочного пространства, занятого продовольственными товарами». Размещаться такие товары должны «в визуально и физически доступных местах» — то есть, на уровне глаз.
«В случае отсутствия в данном объеме продовольственных товаров отечественного производства оставшиеся места и (или) полочное пространство заполняются другими товарами по усмотрению субъекта внутренней торговли.
Выделение площади и (или) полочного пространства для размещения продовольственных товаров отечественного производства осуществляется по письменной заявке отечественного производителя или субъекта внутренней торговли, реализующего товары отечественного производства.
В случае отсутствия заявок субъекты внутренней торговли, осуществляющие деятельность по продаже товаров посредством организации торговой сети, самостоятельно организовывают привлечение отечественных производителей», — говорится в документе.
Таким образом, поддержка отечественных предпринимателей идет активно и по совершенно разным направлениям. Более того, в соответствии с концепцией «слышащего государства» часть мер поддержки принимается на основе инициатив снизу — от самого предпринимательского сообщества.
Видимо, в этом и заключается экономический патриотизм — качественное отечественное должно быть впереди.
Фото из открытых источников