В сентябре 2023 года в Казахстане был объявлен переход на новую экономическую модель, составной частью которой стала задача ускоренного развития обрабатывающего сектора. Казалось бы, об этой задаче говорилось всегда, выросли поколения казахстанцев, которые на уровне информационного шума постоянно слышали об этом. Однако, как оказалось, к 2020 году промышленная политика Казахстана зашла в определенный тупик.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Поиск баланса: как в Казахстане развивают ГЧП
Индустрия больших городов: успешные предприятия Казахстана
Эффективный подход: плоды устойчивого роста в Казахстане
Индустриальный тупик
Индустриальная политика сформировалась в независимом Казахстане еще в 2003 году, тогда появился первый программный документ — «Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003–2015 годы».
На фоне глобального экономического кризиса 2008 года стратегию значительно переработали. Новый подход к индустриализации страны был зафиксирован в «Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010–2014 годы».
Далее были «Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015–2019 годы» и «Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2020–2025 годы». По мнению экспертов, они всего лишь продолжали неверный подход, выбранный еще в 2008 году — когда вместо либерализации экономики и предоставления рынку права самому решать, какие сектора обрабатывающей промышленности должны развиваться, а какие — отмереть, правительство все больше влезало в эту сферу административно-командными методами.
Вишенкой на торте этой зарегулированности стало появление в 2020 году проекта закона «О промышленной политике», который просто-напросто дублировал упомянутую выше ГПИИР-2020-2025.
Последовавший в 2020 году водоворот событий, начавшийся двухгодичной пандемией и продолжившийся Кровавым январем-2022 в Казахстане и российско-украинским вооруженным конфликтом, позволил руководству страны сосредоточиться на проблеме лишь к 2023 году. В сентябре того года Касым-Жомарт Токаев объявил о переходе на новую модель в Послании «Экономический курс Справедливого Казахстана» с прицелом на реальное улучшение жизни граждан.
Для этого были обозначены структурные экономические реформы, особое место в которых отведено формированию прочного промышленного каркаса страны.
«Основной упор нужно сделать на ускоренном развитии обрабатывающего сектора. Мы должны реализовать ряд по-настоящему судьбоносных для нашей страны проектов. Задача диверсификации экономики становится еще более насущной, актуальной. Следует сфокусироваться на таких направлениях, как глубокая переработка металлов, нефте-, газо- и углехимия, тяжелое машиностроение, конверсия и обогащение урана, производство автокомпонентов и удобрений. Другими словами, нужно создать кластеры высокого передела», — отмечается в Послании президента РК.
Работа на опережение
Мы уже отмечали, что после старта активной фазы реформ в Казахстане правительство старается работать на опережение. Послание президента прозвучало в сентябре 2023 года, но уже с его начала в кабинете министров обсуждали проект Концепции развития обрабатывающей промышленности на 2023–2029 годы.
Как отмечают разработчики, документ направлен на создание технологически прогрессивной промышленности, ориентированной на выпуск продукции средних и верхних переделов.
К системным мерам развития отрасли разработчики отнесли: освоение новых месторождений, развитие промышленной инфраструктуры и создание пояса МСБ вокруг крупных предприятий. На финансирование проектов обрабатывающей промышленности запланировали свыше 500 миллиардов тенге.
Ключевые показатели: запуск 868 новых проектов на общую сумму 33,1 трлн тенге с созданием 147 тыс. рабочих мест.
В результате реализации всех намеченных мероприятий ожидается, что реальный рост производства в 2029 году вырастет в 1,5 раза, инвестиции в основной капитал — до 19,8 трлн тенге.
Таким образом, в Послании президента «Экономический курс Справедливого Казахстана» задачи в области индустриально-инновационного развития страны были конкретизированы, и в целом одобрен проектный подход. А то у нашей общественности сформировалось неверное понимание, будто правительство начинает работать лишь после окрика сверху. На самом деле, это не так, и результаты 2023 года об этом свидетельствуют — их невозможно было бы достичь, «проснись» кабинет министров только после сентябрьского Послания.
Окончание следует..
Фото из открытых источников