Государственно-частное партнерство — это совокупность форм взаимодействия власти и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Такова скупая формулировка ГЧП, которое, безусловно, существовало в истории с незапамятных, но лишь в последние десятилетия стало актуальным во всем мире. В Казахстане сфера ГЧП развивается с 2015 года, когда был принят соответствующий закон. Но только в последние годы, как отмечают эксперты, появилась политическая воля регулировать эту сферу.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Индустрия больших городов: успешные предприятия Казахстана
Эффективный подход: плоды устойчивого роста в Казахстане
Проблема под контролем: что происходит с водоснабжением Алматы
История и статистика
Небольшой исторический экскурс. Государственно-частное партнерство наиболее успешно развилось в Великобритании, начиная с Маргарет Тэтчер. Британцы лидируют в мире и по общему числу проектов, и по числу отраслей, где применяется ГЧП. Так, именно здесь впервые появились частные тюрьмы.
Словом, ГЧП в мире — это уже довольно обыденный способ взаимодействия власти и предпринимательского сектора ради общего блага. Неудивительно, что и Казахстан пришел к необходимости развивать эту сферу. В 2015 году был принят закон о ГЧП и начала формироваться инфраструктура государственно-частного партнерства. Темпы развития оказались удручающе низкими, впрочем, буксовали и другие сферы экономики, ситуация диктовала необходимость срочных реформ в этой сфере госуправления. Но, по сути, серьезные подвижки начались только в последние годы. Не обошлось и без определенной местной специфики, но об этом чуть ниже.
По состоянию на 1 февраля 2024 года, по данным Казахстанского центра ГЧП, заключены договоры по 1182 проектам. Из них на республиканском уровне — 15 проектов, на местном – 1167.
По количеству проектов государственно-частного партнерства лидирует Туркестанская область, здесь заключено 178 договоров. На втором месте Восточный Казахстан — в регионе 121действует договор ГЧП. Третье место у области Абай — 83 проекта ГЧП.
Далее в порядке убывания: Акмолинская область — 75, Жамбылская – 71, Кызылординская — 68, Алматы — 65, Шымкент — 62, Атырауская область — 58, Карагандинская — 56, Алматинская — 55, Костанайская — 49, Северо-Казахстанская — 47, Павлодарская — 37, Жетысуская — 36, Мангистауская — 34, Актюбинская и Западно-Казахстанской области — по 22 проекта, Астана — 20, Улытау — восемь.
Общая сумма принятых государственных обязательств по проектам ГЧП составляет 2 трлн тенге, из которых 1,1 трлн тенге — на республиканском уровне. Остаток принятых и неисполненных государственных обязательств составляет 1,4 трлн тенге.
Казахстанская специфика
Проектов ГЧП могло быть и больше, но на 1 января 2024 года, как сообщили в Казцентре ГЧП, 96 договоров пришлось расторгнуть. Наибольшее количество расторгнутых договоров ГЧП в сферах образования — 49%, здравоохранения и социальных услуг —20%, энергетики и ЖКХ — 13%.
Тут, собственно, и кроется упомянутая выше специфика. Скажем, в Алматы недавно расторгнутые договора ГЧП касались чувствительных секторов — водоснабжения и уличного освещения. В обоих случаях расторгать договоры пришлось через суды по причине того, что «партнеры» не исполняли своих обязательств. И в обоих случаях проблемы, доставленные «партнерами», до сих пор разгрести не удалось.
Об этом же говорил и Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании правительства в феврале этого года. По его словам, государственно-частное партнерство в Казахстане, по сути, стало схемой скрытого бюджетного финансирования частных проектов.
Еще один перекос сферы ГЧП, по замечанию президента, заключается в том, что государственно-частным партнерством охвачен преимущественно социальный сектор. По сути, государство в рассрочку строит социальные объекты, которые не приносят достаточного дохода.
Проблема, по мнению главы государства, в том, что действующие нормы и процедуры в сфере ГЧП либо обременительны для бизнеса, либо, напротив, очень выгодны инвестору, но не приносят пользы государству. Президент поручил найти баланс между интересами инвесторов и государства, при этом попросил «не изобретать велосипед».
«Используйте передовой мировой опыт, привлеките международные финансовые организации, которые предложат проверенные временем подходы. Эту задачу требуется решить оперативно», — поручил глава государства.
Всегда готовы
В Послании народу 2 сентября этого года Касым-Жомарт Токаев поручил правительству сосредоточиться на качественной подготовке проектов государственно-частного партнерства с участием международных финансовых институтов. По словам главы государства, Кабмин должен отобрать пул масштабных проектов «под ключ», которые могут быть профинансированы международными финансовыми организациями через механизм ГЧП.
В данном случае правительство сработало на опережение. В настоящий момент, по данным Казцентра ГЧП, на различных стадиях планирования находятся 179 проектов с участием иностранных инвесторов. Причем разработанных в соответствии с международной практикой, согласно которой международные инвесторы должны четко знать стратегию и видение ГЧП в той или иной отрасли.
Для крупных инфраструктурных проектов ГЧП в таких случаях всегда разрабатывается отдельный перечень (Pipeline) планируемых к реализации проектов с постоянной генерацией новых перспективных инициатив. Такой Pipeline, правда, только для проектов ГЧП в социальной сфере правительством был разработан еще в 2023 году. Он называется «Комплексный план развития ГЧП в социальной сфере на 2024–2028 годы» и включает проекты, направленные на развитие инфраструктуры в здравоохранении, образовании, социальной защите и спорте.
Теперь такой же перечень должен быть разработан и для проектов, не относящихся к социальному сектору. Впрочем, и такой опыт у правительства уже есть, ведь самый масштабный проект ГЧП с участием иностранного капитала — это строительство Большой автомобильной кольцевой автодороги (БАКАД), огибающей Алматы. БАКАД вводили в эксплуатацию в течение десяти лет, набив немало шишек, но получив бесценный опыт.
И этот фактор вкупе с политической волей регулировать сферу ГЧП так, чтобы государство получало ощутимую отдачу от этого, как раз и делает государственно-частное партнерство привлекательным и понятным для международных инвесторов.
Фото из открытых источников