Интервью

Канагат Мустафин: Общество готово к серьезному кино

Константин Козлов

19.07.2024

Почему в Казахстане почти нет фильмов с героинями-женщинами. 

Недавно в Казахстане вышел сериал «Улболсын» — в центре истории семья, где рождаются одни девочки, а отец сокрушается о том, что некому заниматься наездничеством. Сериал вновь обнажает тему культа мальчиков в казахских семьях, пренебрежительного отношения к девочкам, однако — что редкость — главная героиня в этом сериале девушка.

И впервые столь сложные вопросы поднимаются не в комедийном ключе, а во вполне серьезном тоне. Мы поговорили с режиссером сериала Канагатом Мустафиным о том, как меняется роль женщин в нашем кино, о сложностях кинопроизводства и сериальном движении. 

— Канагат, твой сериал «Улболсын» затрагивает непростую тему «второсортности» женщин. Как ты думаешь, общество готово к серьезному разговору на данную тему? 

— Думаю, да. Сериал «Улболсын» был тепло встречен публикой. Это история об отце, у которого рождались только девочки, а он мечтал воспитать настоящего наездника и в результате взял соседского мальчика себе в ученики. А его младшая дочка, смотря за их тренировками, стала заниматься сама и в конце концов достигла чемпионского статуса. Эта история основана на реальных событиях. И мы тем самым поднимаем важную тему, хотя пусть и в жанре приключенческой мелодрамы. 

— Как ты думаешь, традиционная казахская аудитория, учитывая все последние события, стала более восприимчива к теме женской эмансипации?

— Медленно, но верно этот процесс идет. Конечно, недавние процессы, в том числе и дело Бишимбаева способствовали тому, чтобы широкие массы стали лучше понимать эту проблему. Хотя повторю: история основана на реальном событии, которые произошло в девяностых годах. Так что тут даже придумывать ничего не нужно было — сюжет подсказала сама жизнь. 

Проблема в том, что у нас в принципе очень мало фильмов и сериалов, где главные героини — девушки. Условно говоря, из 20 сериалов, в лучшем случае два-три было, где главными героями становились девушки. Именно героинями, а не приложениями к мужчинам (жена – сестра – дочь). К счастью, эта цифра растет. Наша аудитория довольно консервативная и далеко не сразу принимает новшества. Долгое время наши зрители хотели смотреть только комедии. А в последнее время они полюбили и серьезные мелодрамы, и даже хорроры. Главное, пробовать и делать, даже несмотря на неудачи. Поэтому уверен, что и тема женского равноправия в нашем кино и в сериалах найдет свое достойное место. 

— В последнее время ты снимаешь в основном сериалы, хотя лет десять у тебя были успешные полные метры. Не связана ли перемена формата твоей деятельности с с проблемами вокруг фильма «Хаджимукан», который не может выйти уже не первый год на экраны? 

— Да, действительно, «Хаджимукан» — фильм с непростой судьбой. Я рассказывал, в какую неприятную ситуацию я попал в период предыдущих руководителей Государственного центра поддержки национального кино (ГЦПНК). Тем не менее, бередить старые раны мне не хотелось бы. 

Мы почти два года провели в судах. Нашу производящую компанию хотели объявить недобросовестной. Но мы выиграли суд, поскольку у нас есть все акты выполненных работ. Потом подали другой иск, и дело начало тонуть в этой бюрократической волоките. На сегодня могу заявить совершенно ответственно и откровенно — картина выйдет! Сейчас дело, как мне хочется думать, сдвинулось с мертвой точки. Поэтому сейчас я окрылен, полон надежд, что проект моей жизни наконец увидит свет. Десять лет я потратил на разработку этого проекта, на написание сценария. К кому я только не обращался за помощью до появления киноцентра! Сейчас есть несколько потенциальных инвесторов, которые дали предварительное согласие на поддержку проекта. Плюс небольшие правки по графике — и фильм готов. Я очень надеюсь, что осенью уже смогу позвать зрителей на премьеру! 

— Это будет просто байопик о знаменитом борце? 

— Не просто байопик. Надо сказать, что по-прежнему в народе очень мало что знают о Хаджимукане Мунайтпасове, как он прожил свой мировой триумф и в забытье закончил свою жизнь! И как то государство, которому он служил и приносил столько побед, фактически бросило его на произвол судьбы и заставило умирать в полной нищете. Его история схожа с биографией Ивана Поддубного, его друга и коллеги. Можно просто брать страницы из их биографий и удивляться этой мистике — как похожи их судьбы! Столько сделать для страны, быть славой этого государства и быть им же и брошенным! Они настоящие патриоты — и Хаджимукан выступал в Турции под именем Кара-Мустафа, и Поддубному предлагали миллионные контракты в Америке. И они могли там остаться и беззаботно жить и работать, но они любили свою страну и вернулись. А чем она им отплатила? В их биографиях можно открыть любую страницу, прочесть пять страниц, и этого уже будет достаточно для полнометражного фильма, настолько богата и кинематографична их жизнь.

— Твой фильм «16 кыз» прошел очень успешно, однако его сиквел «Самая красивая» почти незаметно. В чем ты видишь причину этой неудачи? 

— Тому были определенные причины. Изначально мы должны были делать копродукцию с «Чеченфильмом», основная история должна была развернуться в Адлере и в Сочи, но переговоры застопорились и нам ничего не осталось, как сделать локальную историю. Мы первоначально писали более космополитичную историю, дабы юмор был понятен и зрителям других стран. Нам пришлось убрать сугубо казахский юмор. В итоге получилась определенная незаконченность — история должна была быть международной, а стала сугубо внутренней, но при этом преимущественно с космополитичным юмором. Не все это приняли. Если бы задумка первоначальная удалась, был бы очень перспективный проект. Но не всегда все от нас зависит.

Иногда все решает роковое стечение обстоятельств. Так произошло с моим фильмом «Той любой ценой». Он вышел в прокат перед Наурызом 2018 года, и ровно в тот же уик-энд произошел пожар в Кемерове в торговом центре «Зимняя вишня». Там же как раз загорелся кинозал. И в результате люди просто начали бояться ходить в ТРЦ и в кино. Конечно, потом это забылось. Но именно на мой фильм выпал весь этот зрительский страх. Мне удалось выйти ровно в ноль. 

— Сериалы – это гораздо меньшие бюджеты, меньшие сроки и больший спрос. Многие чураются сериалов для ТВ, ибо это сплошная бюрократия и цензура. 

— К сожалению, в этом есть доля истины. Из года в год бюджеты уменьшаются или остаются такими же, но нормы выработки со стороны каналов постоянно повышаются. Повышаются и требования к качеству: если раньше телеканалам было достаточно картинки в 2К, то теперь они просят в 4К. Мы все время спрашиваем у них: «Зачем вам 4K, если вы будете крутить по телевизору картинку 2К?». Они отвечают, что в случае продажи за рубеж там требуется только такое качество. Понятное дело, что такого качества можно добиться, снимая профессиональной кинокамерой, которая стоит совершенно других денег. Это только один из примеров. Актерские гонорары постоянно повышаются, дороже становится работа художников. Если раньше их работа за весь проект стоила 1,5 миллиона тенге, то теперь она стоит 2,5–3 миллиона. Бюджеты каналов не растут — они как поставили много лет назад планку 5-6 миллионов за серию, так и приходится на них крутиться. По меркам России и Европы — это сущие копейки. И продюсеры постоянно подключают свои ресурсы: где-то взять бесплатно машину хорошего знакомого и покатать ее в кадре, организовать съемку в загородном доме у родственников и т. п. Иначе просто невозможно. Поэтому многие продюсеры завязывают с сериалами.

Кстати, десять лет назад условия работы на сериалах были гораздо лучше. Я с ностальгией вспоминаю проекты «Карашанырак», «Айналайын» и другие. Там было строго лимитированное рабочее время — в восемь утра приходишь на работу, в восемь вечера — уходишь. Тогда снимали максимум десять сцен за смену. Это комфортно — можно с актером порепетировать, чай-кофе попить. Сейчас же надо снимать по 20 сцен в день. Причем половина из этих сцен — это экшн: драки, погони и прочее. Это для всей команды работа на пределе. Поэтому все проходится контролировать самому, чтоб тебе не запланировали десять погонь и пять перестрелок в день!

— Почему же и ты не забил на сериалы? 

— Для меня сериалы это тренинг. И даже своего рода полигон для испытаний команды, которая сможет работать на полнометражных проектах. Те, кто прошел спартанские условия сериалов, без проблем смогут работать и в полном метре.  На сериалах, кстати, я завожу и актерские резервы. Там попадаются настоящие таланты и самородки! 

Ну и чего скрывать, деньги где-то надо зарабатывать! 

— Почему сегодня такая плачевная ситуация сложилась с «Казахфильмом» и ГЦПНК? Почему те, кто должен был стимулировать развитие кинопроцесса и продвигать новых людей и свежие идеи в кино, погрязли в разборках?

— Мое мнение — нужен и ГЦПНК, и отдельное финансирование для «Казахфильма». Ситуация, при которой «Казахфильм» уравняли со всеми остальными студиями — ненормальна. Если национальная киностудия будет зависеть только от результатов питчинга киноцентра, эта махина просто рухнет. Это же огромное предприятие, требующее постоянных финансовых вливаний. Сегодняшнее руководство идет на разные ухищрения, чтобы просто прокормить сотрудников. И в аренду территорию сдает, и заключает договоры с крупными частными студиями. Ну а как иначе? Нужно финансирование государства, а без него «Казахфильм» попросту рухнет

Еще важна роль личности — что в ГЦПНК, что в «Казахфильме». Нужны люди, искренне радеющие за кино, а не те, кто просто пришел зарабатывать бабки и пилить бюджеты. К сожалению, и таких в нашем кино, увы достаточно. В этом и причина этих разборок и склок.

— Давай немного поностальгируем. Почти 15 лет назад ты дебютировал фильмом «Рывок». Как сегодня вспоминаешь эту свою работу?

— Это был дебют и этим многое сказано. Конечно, сейчас бы я совершенно по-другому его сделал, с другими актерами и другими методами. Но на тот момент я сделал все, что знал, у меня совершенно не было опыта. Хотя и сегодня мне кажется, что ряд моментов я сделал довольно интересными. Я с тех пор уже совершенно по-другому все вижу. Не побоюсь этого слова — вырос творчески! Баскетбольная часть этого фильма — практически моя автобиография, все остальное — вымысел. Я довольно долго профессионально занимался баскетболом. Это отдельная Вселенная, про которую можно снять ни один фильм. Может быть, я еще вернусь к этой теме. Не зарекаюсь! 

Фото из открытых источников


Константин Козлов

Публикации автора

Фильм «Братья»: как встретились два Казахстана

До свидания, «мыло»!

На волне ностальгии

Альянс спасения кино

На реальных событиях

Жаркент. Тайны юго-восточных ворот Казахстана

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 07.09.2024

Рациональность, логичность, предсказуемость — эксперты о Послании

НОВОСТИ | 06.09.2024

Почти 3,5 миллиона казахстанцев путешествовали по РК

НОВОСТИ | 06.09.2024

Что казахстанцы думают о референдуме по АЭС — опрос

НОВОСТИ | 06.09.2024

Казахстан – Норвегия: алматинский акимат обратился к болельщикам

НОВОСТИ | 06.09.2024

Идею строительства АЭС поддержали работники Степногорского ГХК

НОВОСТИ | 06.09.2024

Микеле Плачидо приглашен в жюри кинофестивалей в Кыргызстане