Интервью

ЕАЭС должен работать как часы

Айгуль Омарова

27.05.2024

Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) в этом году — десять лет. Этому событию была посвящена встреча глав государств, входящих в союз. Итоги встречи комментирует эксперт-международник Григорий Трофимчук.

— Григорий Павлович, в начале мая в Москве встречались главы государств ЕАЭС. Встреча была посвящена десятилетию создания союза. Практически все лидеры отметили возросший уровень сотрудничества в рамках ЕАЭС и подчеркнули взаимную выгоду экономического сотрудничества. Насколько это соответствует реалиям дня?

— Десять лет — серьезный юбилей для такого объединения, как Евразийский экономический союз. Сама идея продолжает соответствовать реалиям дня и общеполитической обстановке в целом, хотя ЕАЭС, безусловно, является структурой экономической. За десять лет можно было сделать многое и, прежде всего, «забетонировать» экономические гарантии участников союза от любых проблем, включая те же политические. Для этого все и создавалось. Думаю, что для реальной силы ЕАЭС за этот срок следовало бы сделать намного больше, но теперь уже это будет сложнее, так как возник ряд трудностей, на которые не могут не обращать внимания участники союза. А реальная сила состоит в том, что за выгоды экономической кооперации, что называется, горой бы стояли сами люди, народы, входящие в этот союз. Но очевидных выгод, явных для граждан, почти не прослеживается. Да, чиновники успешно и регулярно собираются вместе, чтобы что-то отметить или обсудить, и это уже неплохо, с учетом все той же сложности обстановки. Профильные чиновники из каждой страны приведут вам массу документальных доказательств, цифр, таблиц и сводок, подтверждающих выгоды участия в ЕАЭС. Но если смотреть, опять же, на реальность, то есть на самые простые вещи, заметные каждому человеку, то из этого ряда можно смело назвать, например, бренд Казахстана, продвинутый на российской земле: плитка казахского шоколада с символикой государства. Куда эта плитка только ни проникла и вместе с ней – большой ассортимент товаров из Казахстана: в фирменных магазинах, ларьках. Кажется, это немного, но работа, тем не менее, проделана большая. Но реалии дня, о которых вы спросили, будут еще сложнее и суровее, и пока нет стопроцентной уверенности, что чиновники к ним стопроцентно готовы. Но в потенциале выгода по-прежнему огромная, только бы как-то ее усилить, реализовать на практике. С 2014 года утекло слишком много воды и крови, и скоро утечет еще больше.

Выгод от интеграции немало

 — Говоря о достижениях ЕАЭС, президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев отметил: «Только по итогам прошлого года валовый внутренний продукт страны вырос на 5,1%. Мы считаем это неплохим результатом. Высокий уровень интеграционного взаимодействия подкрепляется совместной реализацией крупных инфраструктурных проектов, развитием промышленной кооперации и формированием общего рынка услуг». Иначе говоря, интеграция в рамках ЕАЭС на пользу нашим странам?

 - Безусловно, на пользу. За цифрами и показателями, которые приводит Президент Казахстана, мы наблюдаем очень внимательно, так как эта информация является объективной.

Казахстан – одна из базовых основ ЕАЭС, и продолжает играть в объединении огромную роль. Важно, что Касым-Жомарт Токаев, даже после всех изменений, непростых событий в республике, продолжает верить в потенциал союза. И это уже само по себе дорогого стоит. Глядя на приведенную им цифру ВВП, следует согласиться, что это — показатель хорошего роста на фоне тех же общемировых процессов. За последние несколько лет, начиная с пандемийного спада, 6-7 процентов во многих странах считались чуть ли не рекордными. Так что у РК все неплохо, а экономика подкрепляется здесь адекватной политикой. Существенный вклад в эту цифру внесло коллективное сотрудничество в рамках ЕАЭС, с этим можно согласиться, но, думаю, стабильность в самом Казахстане сыграла далеко не последнюю роль. Астана за те же последние годы демонстрирует стабильность в целом, в сумме политики и экономики, что является определенным чудом уже само по себе, так как мы видим и массу противоположных примеров. Казахстан является одним из оплотов стабильности и для Центральной Азии; такой фактический статус и результат стоит еще дороже. Главное, не растерять и не растеряться на фоне текущих событий.

А что именно можете отметить?

— Большим вкладом в общую евразийскую работу являются и экономические форумы, проводимые странами ЕАЭС, включая Россию и Казахстан. Например, в начале июня в российском Санкт-Петербурге вот уже в 27-й раз пройдет Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ-2024), который предоставляет большие практические возможности для запуска и реализации совместных экономических проектов. Тем более такая площадка важна, с учетом общего спада мировой экономики, когда нет никакой уверенности в будущем, включая проблему инноваций, инвестиций и т. п.

Именно такие форумы дают дополнительные гарантии для стран ЕАЭС. Казахстан всегда, с самого начала был одним из самых активных участников кооперационного процесса, и продолжит это делать, в этом сомнений нет. Все знают, помнят, что Президент Касым-Жомарт Токаев лично участвовал в заседаниях ПМЭФ, в том числе в качестве главного гостя, давая практические рекомендации, что говорит о многом. Вообще, надо сказать, г-н Токаев имеет прочный имидж руководителя, стремящегося к конкретному результату, и это тоже одна из гарантий совместной деятельности.

Нет сомнений, что и в этот раз казахстанские партнеры будут широко представлены на ПМЭФ, придав форуму нужную динамику. Имея в виду все большую зависимость, как бы нам ни хотелось, экономики от политики, можно было бы обсудить и такие вопросы, как борьба с международным терроризмом, экономическую кооперацию как оптимальный инструмент сближения стран, с учетом интересов всех заинтересованных сторон. В том числе как альтернативу военным конфликтам и региональной дестабилизации, и тому подобное. Уверен, что Казахстану близка такая постановка вопросов и получение четких ответов, ясности. В этом смысле ПМЭФ-2024 выходит далеко за свои традиционные рамки, но ведь и время теперь такое, и надо использовать любые возможности.

Нельзя забывать о проблемах

— Вместе с тем говорилось и о нерешенных проблемах. Так, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев обратил внимание коллег на то, что в мире сегодня царит неопределенность, и в этой ситуации ЕАЭС нужно гибче реагировать на вызовы времени. По его словам, речь идет о полноценной реализации фундаментального принципа экономического союза – свободы движения товаров. «Нам необходимо создать действительно единый и системно функционирующий безбарьерный внутренний рынок. Важно полностью устранить практику применения скрытых ограничений, так называемых точечных решений и какого-либо ручного управления. Считаю, что это должно стать безусловным приоритетом работы Евразийской экономической комиссии», – сказал казахстанский лидер. Ваш комментарий?

— Да, именно эту сторону вопроса я и подчеркнул. Конкретика, результат и, конечно, скорость реализации совместных решений – вот главный сплав, которого придерживается Астана. О проблемах надо говорить прямо, ведь сегодня формализм, казенщина, пустые заявления могут быть смертельно опасны для всех участников данного процесса. Я не преувеличиваю, применяя этот термин. «Неопределенность» – это сказано дипломатично, политкорректно, но всем ясно, что имелось в виду и о чем идет речь. «Гибче реагировать» – да, однозначно, и с этим предложением спорить сложно, да и не надо спорить, надо сделать так, чтобы ЕАЭС стал крепостью, в хорошем, деловом смысле слова. Пора бы уже давно. ЕАЭС в плане движения товаров должен работать как часы, процесс должен быть доведен буквально до автоматизма. Но мы также знаем, что вокруг периметра ЕАЭС существуют и другие проблемы, в том числе связанные с санкциями. Этот вопрос должен быть обсужден и отрегулирован предельно ответственно и конкретно, в противном случае энтузиазм десятилетней давности у многих участников может ослабнуть. Теперь уже я формулирую этот тезис предельно мягко.

Что вы имеете в виду?

— «Свобода движения товаров» сегодня зависит от той самой политики, которая изначально оставлялась создателями ЕАЭС за бортом. Но теперь от нее, активно лезущей во все щели и забивающей туда клинья, деваться некуда. А такая структура, как Евразийская экономическая комиссия, безусловно, должна действовать более активно. Но со стороны такие структуры воспринимаются как некое полупустое приложение к самому ЕАЭС. Всё как бы есть, но его как бы нет. Так дальше идти не может, поэтому слова Президента РК следует поддержать. Не могут работать чиновники, пусть президенты их уберут, и чем раньше, тем лучше. Прямо сейчас.

Нужен ли вообще такой союз?

— Незадолго до встречи в СМИ появились публикации, подвергающие сомнению само существование ЕАЭС. Например, подчеркивалось, что главными бенефициарами от данного союза являются Россия и Беларусь. Но насколько подобные выводы верны?

 — Это предвзятая и, более того, даже провокационная оценка, которая направлена на раскол союза. Казахстан является фактически идеологом евразийской интеграции, но здесь его как бы пытаются отвести в сторону, оставив РФ и РБ наедине, у которых есть, как известно, и другие проблемы. Сама активная позиция Казахстана опровергает домыслы подобного рода. Посторонняя страна, стремящаяся постоять в стороне или даже покинуть ряды союза, так себя не ведет. Казахстан и его руководство в хорошем смысле бьются за свое детище, и это ясно всем. А насчет того, что кто-то может покинуть союз – да, теоретически такое вполне может случиться. Но для этого и нужны реальные, а не формальные результаты. Выгоду, деньги и перспективу не бросает никто, нет таких сумасшедших. Но если ЕАЭС будет и дальше просто собираться для отчетов, то реальные политические процессы могут всех нас увести и развести очень далеко. Но виноват в этом будет не Казахстан.

— В продолжение предыдущего вопроса не могу не спросить вот о чем. Не секрет, что в Казахстане, да и в России нередко возникает вопрос, а нужен ли нам этот ЕАЭС. При этом те, кто задает такой вопрос, не берут в расчет ни географическое расположение наших стран, ни геополитическую ситуацию. Создается впечатление, что они действуют по намеченному сценарию и главным является одно: взорвать ситуацию в наших странах, в частности, в Казахстане, который в силу природных богатств является лакомым кусочком для сильных держав. Это так или я ошибаюсь?

 — Сам по себе Казахстан в нарастающем геополитическом навале выжить не сможет. И сказать сегодня наверняка, кто, что, какая конкретно страна или группа стран его защитит, не сможет никто. Бывает, надеются на одно, но срабатывает совсем другое, на что и не было особого расчета. В любом случае, Центральную Азию, где главную роль играет Казахстан, сами события будут пытаться «рвать на куски». И благоглупостями я бы здесь не занимался – типа, что все будет прекрасно, мы все переживем и преодолеем. Чтобы все было хорошо, надо давать точную квалификацию происходящему прямо сейчас. Почему-то думаю, что высшее руководство Казахстана готово адекватно воспринимать такие оценки, в отличие от многих и многих чиновников.

Как быть?

— Кажется, что сам Казахстан застраховался от любых случайностей максимально, с самых разных сторон: тут и ЕАЭС, и ШОС, и отношения с Китаем, и начало проектов с Афганистаном, и так далее почти по всему радиусу. Но случайности на то и случайности, чтобы ударить неожиданно. Возможно, руководство Казахстана соберет какой-то экспертный форум на эту тему, где такого рода вопросы и можно бы было обсудить. Не формальные — а предельно, до боли конкретные. А говорить о том, что Казахстан, якобы, готовится уйти «на запад», лучше не надо. Как и не надо его искусственно отталкивать от России и русских, чем занимаются отдельные недоумки изнутри РФ. Доходит до того, что некоторые достаточно известные казахстанцы мне пишут и спрашивают: а что, Россия, правда, нападет на Казахстан? Вот до чего дошла вся эта муть, и эта грань чрезвычайно опасна. Ну, а природные богатства РК идут вслед за этим. И куда они могут в итоге прийти, можно лишь предполагать. Но пока что Казахстан держится, проявляя чудеса политического такта.

Конкретика и еще раз конкретика

— Ваш прогноз относительного будущего ЕАЭС, в каком направлении ему следует двигаться?

— В направлении конкретики. Времени для просто хороших, замечательных, прекрасных заседаний уже нет. В 2014 году, на одной из ведущих информационных площадок РФ, я, как эксперт, дал в этом смысле конкретные предложения, касающиеся в том числе и продуктов, продовольственной ситуации и безопасности. Но я же не чиновник, могу только предложить и проследить в порядке авторского контроля. Ничего из этих простых предложений, естественно, реализовано не было. Три вечных «Н»: никому ничего, как всегда, не надо. Ну, хорошо, подождем теперь до 20-летия: 2034 года. Если, конечно, теперь дождемся.


Изображение из открытых источников


Айгуль Омарова

Публикации автора

Дмитрий Орлов: Будут новые попытки переворота

Даниал Саари: Диалог — путь к процветанию

Адиль Каукенов: ШОС обеспечивает диалог в сложном регионе

О тех, кто уже ушел

И каждый раз мне хочется кричать…

ОДКБ в Алматы: это не «военный туризм»

Топ-тема

Другие темы

АНАЛИТИКА | 26.07.2024

В этот день. Свобода, независимость и… рабство

ОБЩЕСТВО | 25.07.2024

Безопасность детей в летние каникулы: забота о будущем

ОБЩЕСТВО | 25.07.2024

Коррупция в Казахстане: акиматы бьют рекорды

ОБЩЕСТВО | 25.07.2024

От гардероба до могилы — что волнует общество

ОБЩЕСТВО | 24.07.2024

Сестра убийцы Ленина, дочь Махно — ссыльные истории Тараза

АНАЛИТИКА | 24.07.2024

Правовое государство: инициатива снизу