Для начала вспомним последний инфоповод по заданной теме. Речь о комментариях министра культуры и информации Аиды Балаевой, которая якобы инициировала запрет в стране на эту соцсеть. Во-первых, ни о какой инициативе с ее стороны не может быть и речи, так как прежде об этом говорили в обществе, поднимали проблему гражданские активисты и прямо призывали к подобному депутаты парламента. А во-вторых, слова Балаевой были попросту вырваны из контекста и домыслены, да и это было не заявление, а ответ на вопрос журналиста. Причем, следует заметить, что наши коллеги не очень профессионально задавали вопросы, а потом и вольно интерпретировали слова министра. Впрочем, речь не о них.
Мы сейчас не станем пересказывать слова госпожи Балаевой, а лишь отметим, что она говорила в целом о противоправном контенте в социальных частях, правда, особо выделив Tik-Tok. Министр подчеркнула, что все зависит о превалировании такого контента, и понятно, что все будет происходить исключительно из норм действующего законодательства Республики Казахстан. Посмеем немного дополнить слова Аиды Галымовны, которая в качестве примера упомянула о распространении наркотиков через этот канал, а также о обилии на нем порнографического содержания. Есть еще один немаловажный аспект.
Мы о явных признаках разжигания социальной, межнациональной и даже межгосударственной розни, причем, зачастую это делается под прикрытием (слабым прикрытием, должны отметить) вполне благородных мотивов. Например, под так называемым «бессмертным полком», через что насаждаются элементы агрессии через манипуляции и искажение фактов. Более того, нередко встречается прямое оправдание агрессивной войны, а контент этот, если исходить из алгоритмов «Тик-Тока», явно проплачен – то есть, включаются механизмы таргетирования и рекламы. Помимо прочего, такие «флеш-мобы», которые якобы поддерживаются «широкими слоями населения Казахстана» (на самом деле тиражируются за его пределами), являются провокационными с целью вызвать неприязнь у тех, кто здраво оценивает обстановку. Это, между прочим, касается не только российско-украинской войны, но и разрастающегося конфликта на Ближнем Востоке.
Что касается прежних призывов ограничить действие Tik-Tok на территории нашей страны, то можно вспомнить, что еще в прошлом году депутат мажилиса Аманжол Алтай предложил запретить им пользоваться несовершеннолетним. После этого еще несколько парламентариев выступало с аналогичными требованиями. Уже в апреле нынешнего года мажилисмен Ерлан Саиров, говоря о негативном влиянии соцсетей, заметил, что «не только лишают детей золотого детства, когда они должны получать полезные знания, развиваться, быть в движении, но и оказывают негативное влияние на их здоровье и психику».
Действительно, если объективно взглянуть на тот же Tik-Tok, то там очень много, мягко говоря, непотребного – какие-то, извиняемся, полуголые девицы и дамы, пропаганда наркотиков, совершенно «левые» откровения и так далее. Причем, настроен такой контент именно на молодежь. Бороться с этим практически невозможно, даже если массово пользоваться виртуальной кнопкой «Пожаловаться».
А как же быть? Около месяца назад появилась информация о том, что правительство Казахстана собирается обсудить с руководством TikTok и Meta безопасность детей. Первый вице-премьер Роман Скляр заявил, что власти уже изучают международный опыт в области регулирования и использования этих социальных платформ. Что же это за опыт? На днях Telegram-канал Ayel сделал подборку такого зарубежного опыта. Так, например, в Индии Tik-Tok полностью запрещен уже четыре года. В США были усилены меры предосторожности на федеральном уровне, а более половины штатов запретили эту соцсеть на государственных устройствах. Впрочем, в этих странах такие меры обуславливались, скажем так, непростыми отношениями с Китаем (родиной «Тик-Тока»).
Но дурное влияние на подрастающее поколение тоже отмечено в конкретных действиях в иностранных юрисдикциях. В прошлом году в Великобритании компания Tik-Tok была оштрафована на 12,7 млн фунтов стерлингов за то, что в 2020 году позволил использовать платформу 1,4 миллиона британским детям в возрасте до 13 лет. «Видеохостинг использовал данные детей этого возраста без согласия родителей, говорится в расследовании, проведенном Управлением комиссара по информации (ICO)», – сообщало тогда ВВС. А в рамках альянса «Пять глаз», Австралия, Канада, Великобритания и Новая Зеландия также ввели запреты на китайскую сеть на государственных устройствах, что объяснялось опасениями, что сбор данных приложением может представлять угрозу безопасности. К слову, это неплохой и достаточно авторитетный опыт. И вот совсем недавно соседний Кыргызстан юридически ограничил доступ к «Тик-Току», основываясь на законе «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию». Точнее – на невыполнении норм этого закона.
Есть и другие примеры, но лучше вернемся «к нашим баранам». Тем более, вряд ли кто-то будет спорить, что Казахстан должен исходить из собственных интересов. Кстати, вряд ли КНР станет возмущаться, что в нашей стране будут введены какие-либо ограничения – наша аудитория в Tik-Tok сравнима с аудиторией среднего собственно китайского города. Даже и если будет кто-то «выражать озабоченность», то пусть оставят ее при себе.
Впрочем, мы сейчас не собираемся выступать «за» или «против». В этом вопросе нужно четко и тщательно придерживаться двух аспектов – правовой базы и общественного мнения. Второе, на наш взгляд и на настоящий период, более важно. Тут необходимо заметить, что на отдельных Telegram-каналах (в основном – авторские) стали проводить опросы, которые показали, что подписчики в большинстве своем поддерживают внедрение тех или иных ограничений в отношении «Тик-Тока»
Может быть, действительно, не стоит торопиться с полным запретом этой сети, но вот с предложениями депутата Саирова трудно не согласиться. Они заключаются в трех пунктах: установить ограничение на весь противоправный контент в Tik-Tok; блокировать контент, отравляющий сознание детей, ведущий к подражанию различным негативным течениям, формирующим деструктивные представления об обществе; ввести жесткое ограничение Tik-Tok для несовершеннолетних детей или рассмотреть возможность внедрения специального детского формата соцсети по опыту самого Китая. Думается, в этом и заключается консенсус. Тем более, кое-что полезное там можно найти – например, подборку интересных фильмов, которые можно посмотреть на выходные (хотя большинство из них размещено на откровенно пиратских платформах, но это другая тема для беседы).
Но есть и еще один немаловажный фактор в этом вопросе – это отношение общества и отдельных его представителей на то, что происходит на страницах «Тик-Тока». Это можно назвать своеобразным экзаменом на политическую и гражданскую зрелость – умение «фильтровать информацию», критически относится к ней и, при необходимости, заявлять «куда следует» (в том числе, через ту же кнопку «Пожаловаться») о противоправном контенте. А вот с ограничениями детей куда сложнее. Не у всех есть приложение «родительский контроль», да и оно функционально не может узнать, что именно ваши чада смотрят в «Тик-Токе» – максимально только время препровождения там можно лимитировать. Поэтому вынуждены согласиться с министром Балаевой в том плане, что определенные вещи нужно принимать на государственном и законодательном уровне. Хотя бы исходя из тех же национальных, общественных и гражданских интересов.
Фото из открытых источников