Общество

Символичный праздник Көрісу-Наурыз

Талгат Мамырайымов

13.03.2024

В этот четверг в Казахстане будут отмечать праздник Көрісу (Амал), с которого для казахов начнется Наурыз. Празднование Көрісу, как и Наурыз, знаменует собой обновление природы после зимних холодов. Поначалу Көрісу праздновали преимущественно в западных регионах Казахстана. Но сегодня Көрісу отмечают практически по всей казахстанской территории. Некоторые эксперты полагают, что Көрісу - это древний праздник тюрко-монгольских народов, правопреемниками которых являются казахи. Көрісу - это «день встреч». Көрісу продолжается один месяц. В Көрісу оказывается дань уважения старшим, приветствуют друг друга, приглашают гостей, празднуя символичный новый год, произнося: «Бiр жасыңмен!». При этом друг другу желают долгой жизни, прощаются старые обиды, забываются конфликты. Важно отметить, что в Көрісу отмечают начало нового года. Тем самым этот праздник можно считать некими воротами в Наурыз. Отдельные исследователи говорят, что Көрісу - предвестник Наурыза.

Таким образом, посредством этих праздников происходит сочетание разных культурно-исторических компонентов, лежащих в основе государственности Казахстана, как одной из органичных частей Центральной Азии. Как известно, Наурыз, как праздник весны и обновления природы, отмечают более 5 тысяч лет народы Передней, Центральной, Южной Азии. Его также празднуют на Балканах и Кавказе, в бассейне Черного моря. Для казахов Наурыз – один из главных праздников. Не случайно в честь него назван текущий месяц, и казахи Наурыз называют Ұлыстың ұлы күні (Великим днем народа). Между прочим, древние греки знали про этот праздник и называли его «Патрих». Большинство историков полагает, что Наурыз (Новруз) имеет персидское и зороастрийское происхождение.

С тех пор в Иране новый год начинается с Новруза (21 марта) – первого дня первого месяца Фарвардина. Собственно, персидское слово «Новруз» означает «новый день». Другими словами, в нашем регионе этот праздник начал повсеместно праздноваться много веков назад. Наурыз – это светлый праздник, ибо он является символом обновления, плодородия, торжества любви и дружбы, рождения новых возможностей. Кстати, само ЮНЕСКО считает, что Наурыз знаменует неразрывную связь созидания с природными циклами обновления. Примечательно, что обычно Наурыз совпадает с 22 марта - днем весеннего равноденствия. Считается, что с наступлением Наурыза в старом году может остаться всё плохое и неприятное, и придет всё светлое и радостное. И мы вам всем желаем, чтобы в новом году произошли позитивные изменения в вашей жизни!

Учитывая вышесказанное, можно сказать, что Наурыз начнется в Казахстане с Көрісу. В этом, повторюсь, просматривается синтез взаимоотношений «персидской» и «тюркской» компоненты, как общей платформы центральноазиатской цивилизации, к которой относится и Казахстан. Не случайно, например, термин «Туркестан» издавна является общим для всех народов Центральной Азии. В свое время была Туркестанская автономия (официальное название которой было Turkiston muxtoriyati), просуществовавшая с 28 ноября 1917 года по 22 февраля 1918 года на территориях современных Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана. Кстати, председателями правительства Turkiston muxtoriyati были легендарные казахи М. Тынышпаев и Мустафа Шокай.

В общем, персидская цивилизация с давних времен играет очень значительную роль в Центральной Азии. В советское время влияние персидской историко-культурной составной автохтонной государственности существенно ослабло. Но в современный период народы ЦА начинают возрождать свои коренные ценности, среди которых существенное место отводится персидской культуре. Как было сказано выше, «тюрки» и «персы» - это две стороны одного «мира», который есть в каждом народе Центральной Азии. Особенно это касается Казахстана – ведущего и крупнейшего государства региона. Поэтому казахам нужно бережно учитывать персидское прошлое Центральной Азии, которое отражается в первую очередь в Наврузе.

Все вы знаете, что впервые официальный статус Навруз (Новруз) получил в Древней Персии (в Ахеменидской империи). Соответственно, в Центральной Азии Навруз впервые стали официально праздновать в Согдиане, которая была одним из первых государств, возникших в нашем регионе. (Согдийцы – одни из предков таджиков и узбеков.) Примечательно, что название Согд впервые встречается в списке «шестнадцати наилучших стран», приведенной в книге «Авеста». Там она отмечается как вторая наилучшая страна после Аирьяна Ваэджо (прародины Ариев). В Авесте Согд, включая Хорезм и четыре другие государства, рассматривается как страна «Аирьяшаяны» (обиталища ариев). То есть Согд для Древней Персии очень много значил. Ведь согдийцы были иранским народом. Пыль веков великих, скрывающих много изумительных тайн, покрывает ряд территорий Центральной Азии, к которым, без сомнения, относится и Согдиана.

Некоторые ученые полагают, что древним населением Согда являются саки, перешедшие к оседлому образу жизни и сохранившие связи с кочевыми саками. Повторюсь, согдийцы являются одними из древнейших предков таджиков и узбеков. Согдиана находилась в восточном междуречье Амударьи и Сырдарьи, в центральной части Зарафшанской долины. На части территорий сегодняшних Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана. Столицей Согдианы (Согда) был город Мараканда (Самарканд), основанный в 742 году до н. э. (Самарканд – ровесник Рима.) Другая столица Согдианы была на месте сегодняшнего городища Кук-тепа в Пайарыкском районе Самаркандской области.

Правитель империи Ахеменидов Кир II завоевал Согд в 546—539 годах до н. э., сделав его сатрапией ахеменидской империи. Согдиана была частью древнеперсидской Ахеменидской империи в VI—IV веках до н. э. - до правления Артаксеркса II. Затем Александр Македонский захватил Согдиану и объединил ее с Бактрией в одну сатрапию. (Считается, что тогда великий Александр переименовал Худжанд в Александрию Эсхату.) Потом Согд входил в состав Хорезма, Кушанского царства и других государственных образований. А в VI—VII веках Согдиана была частью Тюркского каганата. Затем на территории Согда были и другие правители. В начале VIII века Согдиана, после несколько десятилетий ожесточенного сопротивления с помощью тюрков, была захвачена арабами. С IX века Согд стал частью Мавераннахра и Саманидского государства.

Согдиана была высокоразвитой цивилизацией с утонченной культурой, с довольно развитой государственностью, поскольку, видимо, имела профессиональных чиновников, «силовиков». В Согдиане были высоко развиты разные искусства и литература. Общество Согда было весьма дифференцированным (многосоставным), чему способствовало, помимо высокоразвитой экономики и культуры, многообразие религий в стране. Главной религией Согда был зороастризм, но там также был распространен буддизм, индуизм, манихейство, несторианство. К слову, некоторые ранние переводы буддийских текстов были сделаны согдийцами. Согдийцы активно заимствовали в своем зороастризме религиозные практики других религий, что говорит об открытости их сознания и общества. Однако после завоевания Согда арабами в этом регионе стал активно внедряться преимущественно ислам.

Экономика Согда была очень развитой. В частности, хорошо было развито в Согде аграрное хозяйство. К примеру, оросительные сооружения в Согдиане напоминали римские акведуки. В городах функционировали водопроводы со свинцовым покрытием. Согдийцы производили качественные шерстяные, шелковые и хлопчатобумажные ткани и прочее. Так, согдийский шелк очень ценился в тогдашней Европе. Больше всего дивидендов Согдиана извлекала из торговли на Шелковом пути. Согдийские купцы считались самыми искусными торговцами в восточной части Великого Шёлкового пути, по сути, заправляя в ней всем. Тем более что согдийский язык был лингва франка на Шелковом пути, прежде всего в сфере торговли.

Великий востоковед В. Бартольд сравнивал согдийцев с финикийцами, так как они внесли очень большой вклад в развитие торговых и культурных отношений в Азии. Таким образом, Согдиана по уровню своего развития была почти на одной ступени с тогдашними ключевыми империями - Китаем, Персией, Римом и Грецией. Показательно, что согдийские артисты, путешественники, торговцы и переводчики оказывали немалое влияние на культурную жизнь, например, Древнего Китая, выступая там законодателями мод в ряде сфер. Остались много древнекитайских литературных текстов, в которых восхищаются культурными феноменами согдийцев.

Cогласно зороастрийским легендам, в Навруз был обожествлен Зороастр (Заратустра). Фридрих Ницше отождествил Заратустру со сверхчеловеком. Есть в этом что-то одновременно мистическое и практическое, ибо в дни обновления природы, условно говоря, появляется новый человек, который станет выше разных идеологических, «культурных» предубеждений, стереотипов, и будет воспринимать мир таким, каким он является. Согдийцы близко приблизились к такому типу человека, ибо были очень разносторонними людьми. Хочется верить, что этот дух многообразия, открытости для «мира» всего лучшего, прогрессивного сохранился в Центральной Азии, и, следовательно, в Казахстане.

Фото из открытых источников


Талгат Мамырайымов

Публикации автора

Новое мировоззрение для выживания человечества

Шаманы и недоповорот на Восток

Подготовка к большой войне

Самоубийство как ответ проблемной реальности

Counter-Strike как метод управления

От Дурова до Кима

Топ-тема

Другие темы

ОБЩЕСТВО | 25.09.2024

Патриотизм daily. Часть II

ОБЩЕСТВО | 24.09.2024

Патриотом быть обязан?

ЭКОНОМИКА | 26.09.2024

Газовая модернизация Казахстана: ключевые показатели

ОБЩЕСТВО | 25.09.2024

Сложный путь Казахстана к чистоте — вынужденные корректировки

НОВОСТИ | 29.10.2024

Почти 230 млрд тенге должны казахстанцы ломбардам

НОВОСТИ | 29.10.2024

Медицинские услуги подорожали в Казахстане