Что стоит за этим интересом? Об этом разговор с российским экспертом-международником Григорием Трофимчуком.
- Григорий Павлович, Вы являетесь одним из немногих экспертов, который не просто следит за процессами в Центральной Азии, но и детально их анализирует. Поэтому важна Ваша оценка внешнеполитической деятельности в регионе. Замечаете ли Вы, что в последнее время возрос интерес Западной Европы к региону и, в частности, к Казахстану? Чем это объясняется?
- Действительно, интерес к Казахстану со стороны Евросоюза и США стремительно вырос. Происходит это в силу целого набора актуальных причин и проблем. Главная из них – это гигантская, по протяжённости, казахстано-российская граница, которая, по мнению западных аналитиков, может одномоментно отсечь РФ практически от всей Центральной Азии. Другой немаловажной проблемой для Западной Европы является усиливающаяся, плотная интеграция стран региона с Китаем, поэтому требуется его осадить: закрыть для него не только его собственный восток, берег, морские коммуникации, но и запад.
Есть и другие моменты, о которых сложно говорить, но от которых уйти нельзя. И к ним относятся, например, пресловутые биолаборатории. Эта тема затрагивает не только российские, но и теперь уже китайские нервы, здесь Астана попадает под двойной вопрос. Казахстан является, безусловно, суверенным государством, но при этом сотрудничество в данной сфере с ЕС объективно способно поставить его под давление, как со стороны РФ, так и КНР.
- Что Вы имеете в виду, говоря о давлении?
- В случае подписания такого двустороннего проекта между РК и ЕС, как «Концепция совместного реагирования на действия в информационной сфере, дискредитирующие биологическую деятельность стран-партнёров ЕС в Центральной Азии», возможны юридические последствия, которые пока не просчитываются, но чем вполне способен воспользоваться тот же Запад. Казахстан пытается найти приемлемый выход из создающейся «вилки», чтобы, в случае чего, партнёры из ЕС разделили с ним ответственность за эти последствия. Но есть опасность, что подобные действия воспримутся лишь как попытка оправдания перед РФ и КНР. В то же время Концепция, которая предусматривает разделение ответственности Астаны с европейскими партнёрами, невыгодна самому ЕС, так как европейцы автоматически попадут под информационное давление других стран из-за военно-биологических объектов и программ Запада на территории РК. В совокупности с претензиями Москвы и Китая в отношении деятельности западных лабораторий в других странах постсоветского пространства это может нанести серьезный ущерб имиджу ЕС.
Как будет решаться эта проблема, пока непонятно. В общем, Казахстан находится в центре всех силовых региональных и, даже более того, континентальных линий, поэтому ближайшее будущее страны, к сожалению, не может быть простым и безоблачным. Многие стремятся разжечь под РФ новый большой костёр, и надо сказать прямо, что многие российские медийные лица фактически этому способствуют. Сделать с этим ничего нельзя, в нормальных условиях их просто не подпустили бы к микрофону. Не буду уже говорить о «помойных» выбросах в том же российском пространстве, что якобы ни казахов, ни их земель на планете никогда не существовало. Это прямая провокация, разжигание национальной ненависти и даже будущей войны. Астана действует по всем линиям максимально аккуратно, но далеко не всё в её силах.
Акцент на экономику
- Нельзя не обратить внимания на то, что акцент в отношениях стран Западной Европы и Казахстана делается на экономику. Так, на состоявшемся 29 января в Брюсселе инвестиционном форуме Global Gateway подписаны 4 документа между нашей страной и европейскими странами на сумму более чем 800 млн евро. Большая часть этих средств пойдёт на развитие транспортных коридоров. Надо ли понимать такое, как очередную попытку обойти Россию и оторвать Казахстан от российских транспортных магистралей?
- Евросоюз работает на себя, Россия, по понятным причинам, надолго отодвинута от европейского сотрудничества (это я ещё мягко формулирую), поэтому – да, естественно, Казахстан и ряд других ключевых стран становятся основными узлами обхода РФ и её интересов. Это ни хорошо, ни плохо, это просто большая политика, вытекающая из общей геополитической обстановки. Суммы, выделяемые для Астаны западными партнёрами, пока что относительно небольшие – но, как говорится, лиха беда начало. Начало есть, конец будет. Вековая народная мудрость за нас уже всё сказала и решила.
Экономика автоматически потащит за собой и политику. Это как с вступлением в Евросоюз: сначала ты вступаешь в НАТО, а потом уже и сам в ЕС. Новые транспортные коридоры, с полновесным участием Казахстана, создаваемые по западной инициативе, это давняя тема, в том числе, если вспомнить т.н. «Новый Шёлковый путь», который планировался как альтернатива китайскому Экономическому поясу Шёлкового пути.
Европе надо просто выбить Казахстан и ЦА из-под Китая, проложив транспортные коммуникации помимо него, без его участия. Таким образом, Казахстан планируется оторвать и от КНР, и от РФ. Вопрос только в том, какую линию поведения выберет сама Астана. В том числе это касается и вопроса поддержки антироссийских санкций. В многовекторность здесь играть уже не получится. Или – или. В противном случае, в запасе у Запада всегда имеются другого рода инструменты по воздействию на обстановку, что уже не раз с успехом демонстрировалось миру.
- В продолжение предыдущего вопроса. Некоторые аналитики отмечают, что стратегическая цель Транскаспийского транспортного коридора, о котором пекутся политики Западной Европы, заключается в соединении стран региона и Европы через Кавказ и Турцию, чтобы обделить Россию. Ваш комментарий?
- Казахстан играет ключевую роль в проекте Транскаспийского международного транспортного маршрута. Маршрут этот можно рассматривать двояко: и как соединение между Центральной Азией с Европой, и как – если брать шире – связь Европы с Китаем. Скорее всего, для Запада теперь важен первый вариант как, напротив, возможность отсечь Китай от Европы, при этом наполнив страны ЦА и в целом Каспийского региона, включая Южный Кавказ, тем, что им надо. Взяв от них, в свою очередь, сырьё.
Китай, по мнению Запада и США, неправильно ведёт себя в том, что происходит на украинском направлении (снова извиняюсь за округлость формулировки), поэтому его попробуют «наказать», в том числе в ключевом регионе ЦА. Станет ли при этом Казахстан «великой казахской восточной стеной», покажет время. Тут уже не до России в принципе, тут на кону стоят другие, антикитайские задачи. Турция играет во всём важную роль, так как её влияние на Казахстан, по определению, велико. И это влияние не намного меньше китайского. Поэтому у Казахстана в целом есть простой и в чём-то страшный выбор, вилка: он или всё получает, или всё теряет.
Права человека как инструмент для давления
- Помимо экономической темы, на повестку дня выносится вопрос с правами человека. Это – излюбленная тема, как западных политиков, так и международных организаций. Понятно, что здесь всегда можно найти огрехи. Как действовать в такой ситуации и противостоять натиску западных партнёров, которые пытаются предложить свой набор прав человека, включая пропаганду ЛГБТ?
- Благодаря теме с правами человека Запад давно уже научился регулировать обстановку, формировать отношение к той или иной стране. В наших, постсоветских, евразийских странах попытались на каком-то этапе перехватить эту тему, противостоять западной концепции влияния и давления в этом вопросе. Но вторичность всегда слаба. Поэтому нам не стоило пытаться играть на этом поле, придуманном Западом, они нас всегда опередят. Надо было придумывать что-то своё, оригинальное, но здесь у наших деятелей не хватает мозгов. Поэтому приходится плестись в хвосте этой западной идеи и идеологии. Тем более что все мы стремимся, так или иначе, работать с этим «проклятым Западом». К Китаю нас почему-то тянет меньше, надо честно самим себе в этом признаться.
Тема ЛГБТ (здесь я опять вступаю на тонкий лёд, вы знаете, как сейчас обстоит в РФ дело с этим вопросом, включая и чисто юридический аспект) является самым обычным идеологическим ингредиентом для пакета западных ценностей. Вам может это не нравиться, но вы, идя на сотрудничество, партнёрство с Западом, вынуждены или принимать весь пакет полностью, или уходить в собственную нишу, чтобы не ходить, как говорится, в чужой монастырь со своим уставом. Всё очень просто. Поэтому если вы не принимаете такую отдельную составляющую, как ЛГБТ, то в таком случае вам надо отказаться и от более весомой западной ценности: ваших национальных, условно говоря, участников западного списка Forbes, ваших родных, посконных, отечественных миллиардеров, неприкасаемых коррупционеров, которых принято считать наиболее успешными «бизнесменами». Одного без другого здесь не бывает.
Поэтому если вы такой серьёзный патриот, то потрудитесь, пожалуйста, изъять из нутра вашей республики и этот гвоздь тоже. Да и потом: если вы постоянно, день и ночь галдите об этом пресловутом и малопонятном «ЛГБТ», то объясните в таком случае – а что же это такое. Мы не понимаем: это кто, с кем, как, чем и когда? О чём идёт речь в принципе? Распишите всё это в законе, включая отдельные, в том числе законодательно утверждённые позы. Здесь речь даже не о России, ведь и с Кавказом, и со странами ЦА эту тему просто так на осле не объехать. Вы – или с Западом, или нет.
Деньги просто так не дают
- Можно ли говорить о том, что новые инвестиционные проекты ЕС на самом деле преследуют одно: помешать евразийской интеграции Центральной Азии и России? Если да, то, что надо предпринять для развития именно евразийской интеграции с учётом геополитических реалий?
- Деньги нужны всем, в том числе Казахстану и казахстанцам. Если он не получает их в нужном объёме от своих ближайших географических партнёров, то он идёт дальше. Обвинять в этом невозможно. К примеру, СССР строил своим тогдашним братьям почти всё бесплатно, но КНР уже действует иначе, через долги и кредиты. Но СССР больше нет, поэтому приходится выбирать из имеющихся вариантов.
ЕС не будет вкладывать свои деньги просто так, из чувства большой любви к народам ЦА, это понятно. Но ведь и все остальные центры принятия решений любят эти народы в том же режиме, не более того. Чтобы евразийской интеграции никто не помешал, она должна – причём, именно сейчас, немедленно, на пике всех кризисов, включая военный – проявить себя и свои качеств, позитивные отличия в полной мере.
Кто же в таком случае побежит в сторону от ЕАЭС? Но на протяжении многих лет мы видим, что заседания чиновников, каких-то межправкомиссий и т.п. почти никак не соприкасаются с реальным улучшением обстановки для населения. А Евросоюз, Запад имеют, помимо традиционных кредитов, ещё и другую важнейшую интеграционную льготу: передовые, красивые, технологичные, модные товары и вещи. Всё это генерируется не здесь, а там. Поэтому пока у нас здесь всё только на словах и в планах, условно говоря, «на 2055 год», то говорить, собственно, не о чем. Наши люди всегда будут смотреть на Запад, а не на Восток.
Наши чиновники в принципе не могут отыскать в своих странах людей, которые могли бы продвинуть вперёд политику, науку, технику, музыку, моду. Тем более не в состоянии обеспечить им нужные преференции. Всё только на словах. Да, собственно, самим чиновникам ничего и не надо, им и так хорошо. Поэтому приведу ещё одну актуальную поговорку: пришла беда – отворяй ворота.
Лимит времени исчерпан.
Фото из открытых источников