Для начала, наверное, нужно представить нашего «героя», тем более, как выясняется, несмотря на его настойчивость и самолюбие, он остается неизвестным миллионам казахстанцам. Мы бы тоже с удовольствием проигнорировали бы его, но сейчас хотели бы в большей степени остановится на образе Бударова и том, «куда он гнет палку». Итак, Антон уже «большой мальчик», хотя еще не наигрался и вряд ли дорос до того, чтобы нести ответственность за свои слова и поступки – как перед конкретными людьми, так и перед законом.
На сегодня ему 37 лет, родился в Алматы, а скрывается в Санкт-Петербурге. Появился он ниоткуда, но быстро набрал популярность в соцсетях, используя два фактора – платное продвижение контента и поднятие «актуальных тем», причем, через движение «Гражданский патруль», которое он представлял в единственном числе. Потом он развил образ «правдолюбца», для чего специально нарывался на конфликты с полицией, чтобы предстать в виде героя, гонимого режимом.
Надо отдать должное, что одно время у него это получалось – особенно среди простолюдинов и пользователей «ютуба», которые были просто потребителями информации. Плюс, опять-таки, накручивание просмотров и лайков. Здравомыслящие же люди понимали, что Бударов – это «мистер никто», который не стоит потраченных мегабайтов. Хотя бы потому, что он вдруг заделался «политологом», причем, специализирующимся на национал-патриотах, независимых журналистах и больших коррупционерах из старого Казахстана. Реально добытой и правдивой информации в его вбросах было минимальное количество, а остальное – домыслы, построенные в нужном русле.
Впрочем, что-то мы слишком углубились в его портрет, хотя он будет неполный, если в него добавить тот факт, что на сайте «Миротворец» Бударов назван агентом ФСБ, который специализируется на антиукраинской и антиказахской тематике. Очень похоже, хотя он делает вид, что и кремлевским режимом тоже недоволен (аха, как будто это можно делать, проживая в России). Свою казахофобию он открыто демонстрировал тем, что называл национальных героев фашистами, а нынешних нацпатов (как бы мы к ним не относились) – более обидными словами. Против него в Казахстане с подачи одной из героинь его «расследований» даже было заведено уголовное дело.
Безусловно, желчи в парне предостаточно и слог (манера) подачи материала у него вполне съедобный (для простолюдинов) – как видео-контент, так и посты в телеграм-канале. Как говорится, голос хороший, а слова – плохие. Можно решить, что таковых немало в соцсетях, и реагировать на каждого – себя не уважать. Но в последнее время Антон стал не просто блогером, а неким «экспертом» по разным казахстанским делам. Более того, его мнение начали представлять, как какую-то тенденцию. Делают это, понятное дело, не отечественные, а российские СМИ – и, естественно, те, которые считаются пропагандистскими и прокремлевскими (а чаще, и теми, и другими).
Если коротко, подобная пресса с многомиллионными подписчиками заявляет, что в Казахстане бытует мнение, противное официальному или «русофобскому», говоря об этом во множественном лице. Но как факт приводит только публикации Бударова, никогда не упоминая, что он живет в Питере (сам утверждает, что в Москве). Он вдруг оказывается осведомленным о тайной поездке экс-президента Назарбаева к Путину, через свои источники знает, о чем Токаев просил Папу Римского и прочую чушь.
С недавних пор он выбрал для себя новые цели. Как-то, например, он назвал госсекретаря Карина, министра культуры и информации Балаеву, спикера сената Ашимбаева и бывшего посла РК в Украине причастными к развитию… русофобии в Казахстане. Они, оказывается, также имеют отношение к протестам в Мангыстау. Полная глупость, конечно, в которую не поверит даже латентный представитель «пятой колонны» в нашей стране или какой-то ярый оппозиционер. Но дело-то в том, что эти глупости рассчитаны не на местного пользователя, а именно на российского. Более того, есть немалая вероятность того, что некоторые публикации создаются именно для того, чтобы его процитировали пропагандисты из РФ, которые, как замечено, в последнее время вновь стали заниматься провокационными выпадками в сторону казахов и Казахстана.
Можно также проследить, что ему платят (а то, что платят – это аксиома, хотя бы исходя из того, что жизнь в Санкт-Петербурге и Москве недешева) не за качество, а за количество публикаций. Любой СММ-щик или имиджмейкер это подтвердит, если минут пять уделит любому из его блогов в соцсетях. Поэтому часто у Бударова появляются целые сериалы – про Тогжан Кожалиеву и Армана Шураева, Баян Есентаева и Мустафа Шокай, Туркестанский легион и Алаш-Орда.
Что касается Аиды Балаевой, то на Бударова она действует, как красная тряпка на быка. Хотя, нет – сравнение не очень. Бык из него никакой, а вспоминает всуе он ее постоянно по поводу из без оного. В этом плане больше подходит латинская поговорка «Ceterum censeo Carthaginem delendam esse», что означает «А Карфаген должен быть разрушен». Как вы знаете, эта крылатая фраза вошла в жизнь после того, как римский политик Марк Поций Катон, какую бы речь не произносил и какие бы темы не поднимал, всегда заканчивал этими словами. Мы, конечно, не собираемся сравнивать Антона с цензором Катоном, но смысл, наверное, вы поняли.
Но у этой фразы есть и другая расшифровка – она, согласно толковому словарю, означает «настойчивый призыв к борьбе с врагом или препятствием». Если учитывать вышесказанное, и он получает гонорар за любое упоминание Балаевой (Бударов даже умудрился связать ее с последним землетрясением), то явно, что и на нее получен заказ. От кого и почему – сказать трудно, но можно предположить, что сейчас вверенное ей министерство всерьез занялось развитием, а по некоторым направлениям и реанимацией национальной культуры. И кому-то, кто привык быть «старшим братом» и начинает просто завидовать нашей истории, это начинает не нравится. Такое, между прочим, в середине «нулевых» наблюдалось по отношению к Украине, а в начале 2010-х – развилось в полномасштабную идеологическую войну.
Об этом, наверное, стоит подробнее рассказать отдельно и более конкретно, но пока отметим, что Бударов может быть одним из исполнителей чужой воли. Впрочем, судя по его энергичности и красноречию, для него это воля не такая уж и чужая. За языком он, конечно, не следит, считая себя недосягаемым. Хотя, как нам кажется, Балаева, если и знает о его существовании, то просто потешается над ним. А он просто так, без каких-либо оснований может назвать ее «министром пропаганды». Хотя бы подучил систему власти на родине или воспользовался своим «инсайдом», чтобы узнать о некоторых ее тайнах.
В любом случае, каким бы независимым себя Антон Бударов не считал, как-то не верится, что он с такой же готовностью и смелостью может назвать «министром пропаганды» главу Министерства цифрового развития, связи и средств массовых коммуникаций Максута Шадаева. Хотя тот, кстати, как раз и занимался идеологией (не путать с делами Мининформа). Впрочем, мы не о нем. А вот самым известным министром пропаганды (у него должность так и называлась, с добавлением просвещения) был упомянутый в самом начале Йозеф Геббельс. Его правилом по подаче лжи (чудовищной, глупой, фантастической и любой другой) на потеху обществу Антон Бударов пользуется практически постоянно. Только сам он на министра никак не тянет. Даже завотделом его никто не взял бы – в том числе пропагандистка Тина Канделаки, за которую он встал грудью (правда, виртуально и за тысячи километров). А вот на должность ефрейтора пропаганды на побегушках, Антон вполне тянет. Но при этом мы просим прощения у всех других ефрейторов в мире за такое сравнение.
Фото из открытых источников