Вообще, складывается впечатление, что Кыргызстаном в последнее время правит К. Ташиев. То он заключает соглашения по делимитации границы с Таджикистаном и Узбекистаном, то он ликвидирует К. Кольбаева, и начинает разрушать «империю» Р. Матраимова. Короче, он везде и всюду в Кыргызстане, словно, как самый всевластный человек и компетентный политик республики. Ко всему прочему, некоторые эксперты полагают, что С. Жапапов обязан К. Ташиеву в своем освобождении из тюрьмы, поскольку последний несколько лет об этом хлопотал. В конце концов, в середине октября известный российский эксперт, близкий к Кремлю, руководитель Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович в своем Telegram-канале предположил, что К. Ташиев может стать следующим президентом Кыргызстана.
К слову, Н. Мендкович был в составе российской делегации, которая была при В. Путине во время его недавнего визита в Бишкек. В этом плане размышления Мендковича о властном потенциале К. Ташиева могут быть знаковыми. Мендкович полагает, что после убийства К. Кольбаева С. Жапаров начал быстро терять своё политическое влияние, и может досрочно покинуть пост президента. Мендкович считает, что Камчыбек Ташиев, напротив, усиливается (на волне ликвидации вора в законе К. Кольбаева), и имеет хорошие шансы стать следующим президентом Кыргызстана. По мнению Мендковича, если С. Жапаров не восстановит контроль над ситуацией, и не обрастет поддержкой, то тогда будущее Кыргызстана будет определять уже К. Ташиев. Нельзя исключать, что прогноз Мендковича может совпадать с планами Кремля насчет политического будущего Кыргызстана.
Ведь сам приход к власти С. Жапарова в ходе октябрьского госпереворота 2020 года, скорее всего, происходил не без поддержки Кремля. По меньшей мере, политической – в виде давления на С. Жээнбекова, чтобы тот «добровольно» оставил пост. Есть основания полагать, что октябрьские «революционные события» в Кыргызстане трехлетней давности готовились загодя. Тогда С. Жапаров оказался готовым из всех удобных политиков, тем более что ему обеспечили хорошую логистику. (Как я писал ранее, несколько лет назад Кремль, вероятно, полностью взял под контроль транзит власти в странах Центральной Азии.) Если ранее С. Жапаров устраивал Кремль, то сегодня, может быть, он уже не подходит для будущих планов Москвы – в сравнении, допустим, с К. Ташиевым.
Собственно, как отмечали разные представители кыргызстанского истеблишмента, у К. Ташиева есть президентские амбиции. Как признают некоторые кыргызские политики: «Ташиев говорит то, что хочет слышать большая часть населения Кыргызстана, и очень хорошо чувствует себя перед толпой народа. Он чувствует своих избирателей. Он говорит то, что хотят слышать его избиратели - не те люди, которые живут в Бишкеке, пользуются интернетом и пьют кофе, а то население, которое проживает в регионах страны». Думается, что есть какая-то связь между ростом популярности Ташиева и его возможных властных амбиций и участившимися в кыргызстанских СМИ пиар публикациями в поддержку деятельности главы ГКНБ, впрочем, как и материалов черного пиара против него.
Одним словом, политическое поле Кыргызстана начинает потихоньку «кипеть» в сторону новой борьбы за верховную власть. К примеру, в кыргызстанских СМИ можно встретить публикации о том, как клан К. Ташиева обрастает активами по переработке нефти, транспортировке и продаже нефтепродуктов. Появились и такие материалы: «Благодаря генералу Ташиеву наметились подвижки в решении извечного вопроса границ не только с Узбекистаном, но и с Таджикистаном. Его предшественников эта проблема, видимо, особо не тревожила. Как и многие другие проблемы». Буквально несколько дней назад всплыла и такая публикация: «Зеленскому нужен Ташиев в качестве советника по борьбе с коррупцией», ибо «беспощадную войну с коррупцией генерал Ташиев развернул по всем фронтам».
В целом, в кыргызстанском обществе почти с самого начала правления С. Жапарова о К. Ташиеве говорили, как о сером кардинале Кыргызстана. В одном кыргызстанском издании в конце прошлой недели сравнили что говорил Ташиев о Матраимове 4 года назад, и что говорит сейчас. Сначала Ташиев призывал не очернять Р. Матраимова, не выставлять его монстром, а теперь он требует, чтобы Райым-миллион передвигался только «на маленьком Matiz», а «его накопленные богатства не должны мешать развитию страны или влиять на внутренние политические процессы».
Да, периодически К. Ташиев и С. Жапаров совместно что-то делают, запускают, как недавно в родовом селе президента Кыргызстана они открыли мечеть, названную в честь отца Садыра Нургожаевича. Так они, возможно, хотят показать обществу свое нерушимое единство. Но одно дело – пиар мероприятия, другое – власть и другие большие дивиденды, которые не всегда могут быть общими. В Азии в борьбе за власть и ресурсы нередко не щадят друг друга даже близкие родственники. Собственно, сам Жапаров приложил руку к тому, что в стране функционирует абсолютно непрозрачная политика, а на властном олимпе в основном собрались люди с примитивной жизненной философией и довольно сомнительными моральными, духовными ценностями.
Как видим, в Кыргызстане развивается конкуренция между С. Жапаровым и К. Ташиевым за власть. Есть некоторая вероятность возникновения на этой почве конфликта между С. Жапаровым и К. Ташиевым. Конфликт Жапарова и Ташиева может направляться заинтересованными политическими игроками. Как бы то ни было, позиции С. Жапарова начинают слабеть. Президентские выборы 2021 года показали, что у Жапарова на самом деле нет той широкой поддержки, о которой говорили. Учитывая то, какая явка была на тех выборах, всего треть избирателей отдала за Жапарова голоса. Также следует понимать, что в последнее время основным объектом негативных высказываний кыргызстанцев является С. Жапаров. В котором многие разочаровались, поскольку «он не оправдал возлагавшихся на него надежд» по улучшению жизни кыргызстанцев.
В Кыргызстане на фоне сегодняшних геоэкономических проблем растет бедность. В частности, в Бишкеке «выросла бедность, и она остается устойчиво высокой — это 35,7 процента, что на 3 процента выше республиканского уровня». Сотни тысяч кыргызстанцев сегодня с трудом выживают в России на заработках, а некоторые из них и вовсе – невольно попадают на войну в Украине, становясь потенциальным пушечным мясом. Всё это, конечно, способствует развитию социальной напряженности в Кыргызстане. Возможно, поэтому сегодня К. Ташиев затеял «непримиримую» борьбу с коррупцией, чтобы так задобрить народ, и у него это получается. В настоящее время самым популярным политиком Кыргызстана наверняка является именно К. Ташиев. Среди всего прочего Ташиев, видимо, может получить поддержку Кремля.
Разные источники указывают, что Жапаров - жесткий прагматик, преследующий прежде всего экономические дивиденды от политической деятельности. Но Ташиев – романтик, отчасти идеалист, «что может стать причиной конфликта в тандеме». О Ташиеве говорят, что он - яркий представитель советской шпаны, которая мечтала стать Героем Советского Союза. В то время как Жапаров был воспитан беженцами-кыргызами из Китая. Он вырос в семье тех, кто бежал в Китай в 1916 году и снова вернулся в 1960-е годы. В виду такого бэкграунда Жапарова для «совкового» Кремля, наверное, более подходит К. Ташиев. Однако сам К. Ташиев серьезно замарался в сотрудничестве с Р. Матраимовым, поскольку благодаря нему тот в свое время выплатил «отступные» 25 млн долларов государству. Теперь, похоже, Ташиев начал готовиться к непосредственной борьбе за верховную власть в Кыргызстане, раз он устранил Кольбаева и Матраимова…
Фото из открытых источников