Политика

Свобода – атрибут казахской нации

Талгат Мамырайымов

29.08.2023

Сегодня в условиях столкновения мировых цивилизаций независимость Казахстана проходит через различные испытания на прочность. Некоторые эксперты считают, что настоящее время можно назвать вслед за известной казахской «исторической» философской концепцией – Зар заманның жақындауы (приближение лихолетья, скорбных времен), Жаһандық сын-қатер (глобальные вызовы, время угрожающих вызовов). Поэтому особую значимость для независимого Казахстана имеет наша Конституция, ибо она у нас позиционируется как главный программный документ жизнедеятельности всей страны. В этой связи день Конституции, который мы празднуем в эти дни, является главным символом независимой казахской государственности, поскольку управление с помощью биев, адата (все вместе - билік), по-видимому, была для казахов – сущностью политической власти. При этом главным атрибутом казахской государственности, на основе которой объединились разные рода и племена в одну нацию қазақ, стала идея Свободы.

Согласно мнению большинства историков, Казахское ханство образовалось в августе месяце, либо 1465, либо 1466 года. Таким образом, день Конституции современного независимого Казахстана приходится на месяц создания первой казахской государственности, что, на наш взгляд, весьма символично и значимо. То есть сама идея свободы, как атрибута казахской нации, в некотором смысле может быть путеводной звездой для нового независимого Казахстана в современном бушующем мире! Кто-то может возразить, что, мол, нет единой казахской нации, уже не говоря об исторической практике наличия собственной казахской государственности. На это ответим так: во-первых, несмотря на сильные позиции родовой идентификации, национальная идентификация казахов является более общей и превалирующей. Тем самым абсолютно беспочвенны разговоры о том, что не существует единой казахской нации. Таковая образовалась уже при появлении первого казахского ханства, когда ряд родов и племен объединились в одну политическую нацию на основе политической идеи степной свободы.

В этом и заложен смысл слова – қазақ. Во-вторых, следуя концепции «нация-государство», у казахов государство, как комплекс соответствующих институтов, появилось сразу же с появлением нации «қазақ». С другой стороны, таким путем реализовался и продемократический способ функционирования Казахского ханства – без жесткой централизации и тотальности присутствия госаппарата в жизни общества. Так, идея Свободы стала органичной частью первой казахской государственности, носившей, образно говоря, мобильный характер. В общем, для кочевого общества свобода - это аксиома, ибо без нее невозможно выжить в процессе длительных кочеваний, смены места кочевок.

Как известно, казахские ханы избирались на курултаях, на которых авторитетные батыры, бии, вопреки султанам, могли решить, кто станет ханом. А высшей законодательной властью Казахского ханства был маслихат, состоящий из представителей всех казахских общин и наиболее влиятельных султанов. Алихан Букейханов писал, что казахи «относились свободно к своим султанам и ханам, признавая их власть, пока их интересы совпадали с видами самоуправляющихся родов». Он также сообщал, что казахи никогда не имели «верховной власти, которую немыслимо было создать в вольной степи, где искони традиционная форма власти сосредотачивалась в руках самоуправляющегося рода и его вожаков». Переводчик Отдельного Сибирского Корпуса Ф. Назаров в начале 19-го века писал про казахов: «Они не платят никакой дани; кочующая жизнь избавляет их от большой подчиненности, и право сильного господствует там во всей силе».

Кутлу-Мухаммед Тевкелев сообщает, что в казахской степи «ханы несамовластные» и казахи «издревле самовольные и необузданные люди…ханов и султанов, и знатных старшин не слушают, когда вознамерятся на худые дела» и повинуются только под страхом наказаний, разорения. А.И. Левшин отмечает: «Непрочность властей, у киргизов существующих, неопределительность оных, слабость, свобода переходить из-под одной к другой, отсутствие законов, ненаказанность преступлений очень близки к тому понятию, которое обыкновенно разумеется под словом "анархия"». Авторитетные казахстанские историки показали, что у казахов старшими ханами обычно становились те «правители, которые были старше по возрасту современных им ханов, превосходили их сроком давности поднятия на «белой кошме», имели большой опыт управления казахским народом и пользовались значительным личным влиянием и авторитетом у большинства степняков».

Одним из проявлений действенности в Казахском ханстве принципа меритократии был тот факт, что, например, отдельные бии, батыры по своему авторитету иногда превосходили правивших ханов и султанов. Это, скажем так, проявление продемократического самоуправления и компетентности на практике. Да, в Казахском ханстве не было целого ряда постоянных государственных (общественных) чиновников с соответствующими госорганами, также как института легитимного насилия, что, согласно мировой (западной) науке, является главными атрибутами государства. Но это не делало Казахское ханство недееспособным государством. Отсутствие данных атрибутов «западного» типа государства компенсировалось самоуправлением (избираемыми управляющими аулов (аулбасы), нескольких казахских аулов (ақсақал - старейшина)) и биями – это некая форма «добровольной», продемократической самоорганизации. Следовательно, можно подытожить, свобода является атрибутом казахской нации.

В то же время свобода – это ответственность, осознанная и познанная необходимость. Нельзя быть просто стихийно свободным, не прилагая определенных усилий, решений для того, чтобы укрепить свою свободу, закрепить ее существование в форме демократических социальных и политических институтов. При этом нужно постоянно совершенствоваться в деле участия в работе политических институтов, в деле обеспечения и защиты суверенитета свободы при принятии государственных решений. Одним словом, свобода - это не подарок, это достижение, порой, тяжелая работа, в том числе вопреки своим привычкам, прежним ценностям и нормам. Мировая история показала, что лишь благодаря определенным усилиям люди достигали всего спектра свобод. И на достигнутом нельзя успокаиваться. Чтобы быть полноценно свободным нужно постоянно работать над совершенствованием в первую очередь социальных институтов.

Другими словами, свобода является осознанным, познанным, целенаправленным процессом. Не получится просто так сидеть или лежать, и получить параллельно свободу. Впрочем, казахи в предыдущие эпохи приложили немало усилий, чтобы сегодня Казахстан был независимым государством. Казахский народ десятки раз восставал против произвола и диктата российской имперской машины, советской власти. Теперь настал черёд приложить максимальные интеллектуальные усилия, чтобы достичь демократии, процветающей рыночной экономики. Всё это, разумеется, должно найти отражение в модернизации и Конституции. И в данном процессе самое главное и трудное - это переоценка прежних ценностей и норм, их кардинальное обновление. Для этого нужно обладать способностью стать выше себя, преодолеть свои слабости и пороки.

Назрела необходимость кардинальной модернизации казахской культуры. В современную информационную эпоху некоторые нормы и ценности культуры наших предков ограничивают наши творческие возможности. Иначе говоря, нам необходимо отказаться от безудержного внедрения элементов традиционной культуры в современное настоящее. Но это не значит, что мы должны полностью отказаться от культурного наследия прошлого. Нам нужно заимствовать только лучшие образцы культуры минувших веков. Так, на основе синтеза лучших культурных достижений прошлого и настоящего, мы сможем создать в будущем культуру мирового уровня. Особое место при этом должно отводиться гармоничному заимствованию лучших образцов мировой культуры, в особенности ведущих цивилизаций мира.

Тем более, что казахская нация сегодня находится в эпохе стремительных культурных, геоэкономических и геополитических изменений. К слову, казахские мыслители прошлого всегда надеялись на лучшее будущее, возникающее в ходе преодоления эпохи Зар заман. На долю казахского народа выпало немало испытаний. От голодомора, репрессий в сталинскую эпоху, в различных войнах, вооруженных столкновениях наш народ понес большие невосполнимые потери. Возможно, поэтому казахи, закаленные в тяжелых испытаниях, всегда находили в себе силы возрождаться для больших дел. Таким образом, есть больше факторов в пользу того, что в скором будущем казахи найдут достойное место в мировом сообществе.

Фото из открытых источников


Талгат Мамырайымов

Публикации автора

Новое мировоззрение для выживания человечества

Шаманы и недоповорот на Восток

Подготовка к большой войне

Самоубийство как ответ проблемной реальности

Counter-Strike как метод управления

От Дурова до Кима

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 21.11.2024

350 млрд тенге заработали производители РК на госзакупках

НОВОСТИ | 21.11.2024

Сенат вернул в мажилис проект бюджета

НОВОСТИ | 21.11.2024

Улицу именем бывшего премьер-министра РК назвали в Астане

НОВОСТИ | 21.11.2024

Львенка пытались продать в Шымкенте

НОВОСТИ | 21.11.2024

Экстрадированному из РФ казахстанцу грозит пожизненное

ГЕОПОЛИТИКА | 21.11.2024

Санкционные противоречия и Казахстан