В ходе IDEF 2023 был показан и первый турецкий истребитель 5-го поколения Kaan (рабочее название TF-X), который по тактико-техническим характеристикам, после доработок в течение 2-3 лет, может достигнуть уровня американского истребителя F-35. В таком случае Турция станет пятой страной в мире, способной производить истребители пятого поколения. TF-X Kaan оснащен управляемыми ракетами «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», американскими авиационными бомбами Mark с турецкими системами наведения Roketsan. Самолет TF-X Kaan также вооружен бетонобойными бомбами SARB-83 и NEB-84. Кроме того, на IDEF 2023 прошло ознакомление с первым турецким сверхзвуковым учебно-боевым самолетом дальностью полета более 2200 км HÜRJET. На выставке среди прочего рассказывалось про первый в мире корабль, носитель ударных БПЛА, под названием TCG, недавно принятый в Турции на вооружение.
В апреле месяце в ВМС Турции поступил на вооружение первый турецкий десантный корабль «Анадолу». В текущем году в Турции на воду будет спущена подлодка Hızırreis с турецкими торпедами Akya. Готовятся к серийному выпуску ракеты малого и среднего радиуса действия с радиолокационным самонаведением Gökdoğan и Bozdoğan. Турки начали выпускать беспилотный катер SANCAR и многие другие виды новейшего вооружения. В мае этого года турки впервые в мире начали испытания реактивного стелс-беспилотника, то есть невидимого для радаров. С 27 апреля по 1 мая в Турции прошла масштабная выставка военных новинок Teknofest 2023, где презентовали новые БПЛА большой продолжительности полета Bayraktar TB3 и Akinci Taarruzi (TIHA), тяжелый реактивный БПЛА Kizilеlma и дрон-камикадзе Bayraktar Kemankes. На Teknofest 2023 впервые показали возможности тяжелого ударного вертолета ATAK 2 и легкого транспортного вертолета Gokbey.
В мае провели первые испытания БПЛА с низкой радиолокационной заметностью Anka-3, предназначенного для нанесения ударов ракетами, ведения разведки и радиоэлектронной борьбы. БПЛА Anka-3 может вести радиоэлектронную борьбу, подавляя радары и системы ПВО противника. В это же время презентован зенитно-ракетный комплекс средней дальности Gokdemir, использующий ракеты класса «воздух-воздух» Gokdogan с радиусом поражения 30–35 км. На упомянутой стамбульской Международной выставке оборонной промышленности была представлена первая в мире умная подводная мина большого радиуса действия, которую можно сбрасывать с большой высоты с истребителей F-16 и БПЛА Akinci и Aksungur. Суть умной подводной мины в том, что бомба общего назначения MK-84 становится наступательной морской миной.
Таким образом, турецкий ВПК в настоящее время создает и готовится выпускать оружие самого продвинутого уровня, которое является будущим мировой военно-технической мысли. Сам Р. Эрдоган в апреле указал на то, что Турция готовит и оснащает свою армию для возможной войны будущего. Реджеп Эрдоган часто заявляет, что Турция для обеспечения своих национальных интересов намерена войти в число ведущих производителей вооружений в мире. Весной сообщалось, что бюджет ВПК Турции планируют увеличить с 60 до 75 млрд долларов. В то время как в 2002 году турецкий ВПК реализовывал проектов всего лишь на 5,5 млрд долларов. С каждым годом Турция становится видным игроком на мировом рынке вооружений. Только за прошлый год экспорт продукции военно-промышленного комплекса Турции возрос на 37,5%, составив 4,4 млрд долларов (3,2 млрд в 2021 году).
В целом, общий доход турецкого ВПК в 2022 году достиг 12,2 млрд долларов (рост на 20%), обеспечивая страну в своих национальных вооружениях на 80%. Причем по отдельным видам оружия турки на сегодня стали одними из законодателей мод в мире. В частности, Турция входит в число мировых лидеров по производству беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Так в прошлом году своих беспилотников турки продали на более чем 1,1 млрд долларов. Прогнозируется, что рост экспортных продаж турецкого ВПК вскоре начнет расти в геометрической прогрессии, как только ранее запущенные военно-технические программы выйдут на стадию серийного производства. В этом году ожидается рост экспорта турецкого оружия на сумму до 6 млрд долларов.
К примеру, 18 июля минобороны Саудовской Аравии заключило 2 больших соглашения с турецкой компанией Baykar, производителем БПЛА Bayraktar. Катар, кроме уже импортируемых из Турции БПЛА, высокоточных боеприпасов, бронетехники, кораблей и скоростных катеров, намерен купить турецкие корветы MILGEM, и, возможно, новый танк Altay, который только в конце апреля начали выпускать. Катар аккумулирует 20% турецкого экспорта вооружений, ОАЭ и Оман - по 17% и 13% соответственно. Компания Turkish Aerospace в предыдущие годы поставила ВВС Филиппин 77 вертолетов T129 Atak стоимостью более 50 млн долл. за штуку. Турки заключили выгодные оружейные контракты с рядом африканских стран. Например, Алжир собирается приобрести 10 ударных беспилотников Anka-S, Марокко купил 13 Bayraktar TB2.
По данным шведского SIPRI за март текущего года, доля Турции на мировом рынке вооружений в 2018–2022 годы увеличилась на 1,1%. Тем самым Турция стала 12-м крупнейшим экспортером вооружений в мире. Тогда же агентство Bloomberg сообщила, что Турция, по всей видимости, уже не нуждается в российских ЗРК С-400, поскольку турки, повторимся, недавно запустили и совершенствуют свою систему ПВО Siper. Кстати, весной Р. Эрдоган заявил: «Сотрудничество внутри НАТО включает в себя военную солидарность. Мы с Германией - два партнера по НАТО, мы две важные страны НАТО. В нынешних условиях говорить о закупке вооружений у России было бы преждевременно». В скором времени Турция получит от американской Lockheed Martin несколько десятков модернизированных истребителей F-16 на 20 миллиардов долларов. И на этот шаг администрация Байдена пошла после согласия Турции на вступление Швеции в ряды НАТО.
К слову, в начале июля стало известно, что Украина получит турецкие самоходные артиллерийские установки (САУ) T155 Firtina. Дальность стрельбы САУ Firtina снарядами 155 мм достигает 40 км. Вдобавок Турция еще в ноябре прошлого года отправила Украине кассетные артиллерийские боеприпасы, которые тогда США не решались поставлять украинцам. Турция в июле начала возводить завод в Украине по производству БПЛА Bayraktar TB2 и Bayraktar Akinci. Между прочим, турецкие БПЛА ANKA-S, превосходящие Bayraktar TB2, начали производиться и в Казахстане. При этом Казахстан стал первой страной в мире, которая производит турецкие ударные беспилотники ANKA за пределами Турции. То есть военно-техническое сотрудничество Казахстана с Турцией выходит на новый уровень, позволяющий в будущем существенно модернизировать казахстанскую армию, да и другие армии Центральной Азии. Примечательно, что Кыргызстан стал второй страной после Турции, использующей четыре БПЛА Bayraktar TB2, Aksungur, Akıncı и ANKA, произведенных турецким ВПК.
Таким образом, развитие своего национального военно-промышленного комплекса выступает составной частью геополитических амбиций Турции. В этой связи показательно, что Турция практически полностью обеспечивает себя легкой бронетехникой, самоходной артиллерией, зенитной артиллерией, многими видами высокотехнологичного вооружения. Отметим, что Турция – единственная в мире страна, успешно применявшая в бою лазерное оружие для уничтожения БПЛА. Турция является второй страной в мире, после России, принявшей на вооружение боевые антиторпеды. Турция опережает многие державы в производстве высокоточных малогабаритных крылатых ракет для авиации. Турция обладает большим потенциалом в военной электронике, морском подводном оружии, ракетостроении, лазерах и др.
Турки поэтапно реализуют свою космическую программу, когда в ближайшие годы у Турции появятся свои полноценные космические войска. Еще в конце 2012 года с китайского космодрома Цзюцюань был запущен первый «военный» турецкий спутник Гёктюрк-2 наблюдения и разведки. Спутник создан с использованием 80% турецких технологий и 100% турецкого программного обеспечения. В этом году Турция намеревалась отправить на Луну автоматический аппарат с помощью ракеты-носителя национальной разработки. В турецком ВПК создали свои зенитно-ракетные комплексы двух видов, способные, как говорится, защитить Турцию и её войска от угроз с неба.
Турецкий ВПК в состоянии обеспечивать и техническое обслуживание, ремонт, модернизацию всего оружия, которое страна закупает и производит. Так, в Турции налажено сборочное производство и модернизация американских самолётов F-16. У Турции значительный опыт в авиастроении, ведь турки участвовали в программе F-35, научились делать сборку F-16. Сегодня Турция входит в число 10 стран, которые проектируют, строят и обслуживают собственные военные корабли. Турция также входит в число трех-четырех ведущих стран по производству БПЛА. Разработка собственных эффективных БПЛА, ЗРК, военных кораблей, космических спутников и ракетоносителей однозначно говорит о высоком уровне развития всего турецкого ВПК, поскольку производство данных видов вооружения доступно лишь мощным военным державам.
Фото из открытых источников