Сталин создал Оренбургскую область в 1930-х годах именно для того, чтобы не дать народам Идель-Урала - татарам, башкирам, чувашам, мордвинам, марийцам и удмуртам - стать союзными республиками и таким образом восстановить свою независимость, когда СССР распадется, продолжает он.
То, что Сталин задумал как стену, на самом деле можно рассматривать как коридор, на тюркских языках известный как Оренбургский или Кувандыкский; и он может быть восстановлен для всех народов Идель-Урала, если башкиры и татары будут работать вместе, продолжает башкирский лидер эмигрантов.
«Этот термин был введен» автором этих строк в 2013 году, когда я утверждал, что «появление общей башкирско-казахской границы разделит Москву и Сибирь и создаст предпосылки для возможного признания Башкортостана, а затем и других республик Идель-Урала», - говорит Габбасов.
На самом деле, башкирский писатель делает мне слишком много чести. Термин уже давно распространен, хотя некоторые русские писатели подхватили аргументы, которые я приводил в то время, и приписали их мне.
Но в то же время, что объясняет обращение Габбасова, за прошедшие годы произошло пять событий, которые повысили значимость Оренбургского коридора не только среди народов Идель-Урала, но и на международном уровне как проблемы для Москвы и как средства давления на Российскую Федерацию со стороны Казахстана и Украины.
Во-первых, население Оренбургской области, которое до сих пор преимущественно этнически русское, сокращается, что делает ее население менее русским, а потенциальный перенос коридора в Башкортостан или Казахстан менее проблематичным, чем это было бы ранее.
Во-вторых, новые исследования показали, что Оренбург имеет гораздо более древнее тюркское прошлое, чем хотели признать российские ученые, и что он связан с Татарстаном гораздо теснее, чем предполагали даже большинство татарских историков.
В-третьих, казахские националисты проявили интерес к возвращению себе Оренбургского коридора, чтобы проецировать тюркское влияние на среднюю часть России, интерес, которым правительство Казахстана было достаточно обеспокоено, чтобы отрицать.
В-четвертых, украинское правительство включило Оренбургский коридор в список нероссийских территорий в составе Российской Федерации, которые оно надеется привлечь в качестве союзников против Москвы и ее вторжения в Украину.
И в-пятых, разговоры Москвы об объединении регионов заставили некоторых в Среднем Поволжье утверждать, что одним из лучших мест для начала этого процесса будет Оренбургский коридор - еще один случай, когда российская политика имеет непредвиденные последствия, когда ею пользуются другие.
Насколько далеко это зайдет, конечно, пока неясно; и что Москва предпримет в Оренбурге, чтобы попытаться предотвратить это, тоже неясно. Но одно можно сказать наверняка: Оренбургский или Кувандыкский коридор представляет реальную опасность для выживания Российской Федерации в ее нынешних границах.
О том, что некоторые в Москве так считают, говорит тот факт, что в русской версии Википедии теперь есть страница, посвященная этому вопросу.
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников