Геополитика

Как восстания и перевороты чуть было не обратили вспять развитие Южной Кореи

Антон Бугаенко

21.12.2022

В последние годы в Казахстане активизировались политические процессы: перестраивается госаппарат и вся политическая система, которая сопровождается активными дискуссиями о моделях развития страны. В среде казахстанских интеллектуалов довольно популярна идея модернизации по восточноазиатскому пути. И особенную популярность снискала Южная Корея. Действительно, Южная Корея выглядит практически эталоном для подражания среди национально ориентированной интеллигенции, потому что является демократией с развитой экономикой и сильным национальным самосознанием. Однако за фасадом современной Кореи скрывается ее история, порой кровавая и жестокая, которую наши интеллектуалы предпочитают не вспоминать. Существующее сейчас демократическое устройство возникло не вдруг, а стало возможным благодаря длительной трансформации этой нации на пути к текущей относительной стабильности.

И что особенно занимательно в свете нашей истории, корейское государство пережило ряд жестких потрясений и кровавых событий, которые в разных частях общества попеременно называют то революциями, то переворотами. В корейской истории как нигде более видна ангажированность в восприятии событий в зависимости от своих идеологических пристрастий, с равной степенью нападающих на одних политиков и защищающих других. Мифологизация событий порой не просто искажает события, но даже противоречит тому, что произошло в реальности. И если посмотреть на историю поближе, то все эти "революции" выглядят уже отнюдь не геройской борьбой за справедливость, а самыми обычными переворотами, сопровождавшимися десятками тысяч жертв в стране провозглашенной и признаваемой таковой Западом демократией.

Построение вертикали власти

Радикально жесткие отношения между властью и оппозицией в Южной Корее начались еще до образования Корейской республики - сразу после освобождения полуострова от японской оккупации. Начались они с подавления американской военной администрацией любых зачатков независимого от них руководства. Были запрещены провозглашенные ранее Корейская Народная республика и Временное правительство. Среди населения страны были популярны левые идеи, и США никоим образом не хотели допустить сползания всего Корейского полуострова в сторону Советского Союза.

Здесь необходимо отметить, что коммунизм и капитализм как политические концепции во всем регионе Восточной Азии резко отличались от своих европейских прародителей. В основе обеих концепций лежал в первую очередь национализм и ускоренная экономическая модернизация. И отличия заключались лишь в том, каким способом будет достигнут экономический прогресс. Это важное свойство идеологии определило впоследствии поведение всех политических режимов региона, благодаря чему стали возможными диктатура под видом демократии в Южной Корее, Южном Вьетнаме и на Тайване, и капитализм под главенством коммунистической партии в Китае и объединенном Вьетнаме.

США, однако, мало занимали такие тонкости, поэтому они предпочли не работать с симпатизирующими коммунизму местными лидерами, а воспитать свои элиты. При этом в 1945 году в стране единственной организованной силой было коммунистическое антияпонское подполье, а корейская интеллигенция запятнала себя сотрудничеством с Японией. В таких условиях южнокорейскую элиту нужно было создавать практически с нуля. С этой задачей справился Ли Сын Ман, сумевший за 12 лет своего правления (1948-1960) организовать систему управления, продержавшуюся до 1987 года. Систему, которая несмотря на свою жесткость, позволила вывести страну на устойчивую траекторию развития.

Первостепенной задачей Ли Сын Мана стало построение вертикали власти и ее легитимизация в глазах населения. Для этого ему пришлось пойти на жесткие шаги. Например, подавление восстания Чеджудо (1948-1949) и резня в Тэджоне (1950). Ли Сын Ман вынужден был лавировать между корейским населением и американскими властями, и когда под давлением США было объявлено о проведении выборов только в южной части полуострова, это вызвало недовольство людей, справедливо посчитавших это закреплением разделения страны. В результате разразившегося восстания населения острова Чеджудо было вырезано около 30 тысяч человек - 10% населения острова. Эти жесткие меры, однако, помогли удержать население в повиновении и стабилизировали нарождающееся государство. Альтернативой стала бы масштабная партизанская война, которая привела бы к еще более кровавой войне между Севером и Югом по вьетнамскому сценарию. Жесткость в наведении порядка фактически удержала страну на грани от полного коллапса еще не отлаженных тогда рычагов управления страной.

«Резня в Корее», Пабло Пикасо, 1951

Две революции за два года

Жесткие меры Ли Сын Мана позволили стабилизировать страну, и в первую очередь экономику. После Второй мировой войны и войны между Югом и Севером весь полуостров пребывал в плачевном состоянии. Однако положение Южной Кореи было более тяжелым — это была отсталая аграрная страна в отличие от Севера, где имелась развитая промышленность, бывшая одной из опор ВПК Японской империи. То есть Ли Сын Ману приходилось формировать государство в условиях конкуренции с экономически более сильным соседом, еще и претендующим на всю территорию страны в условиях скептически настроенного населения страны.

Большую неприятность в этом представляла интеллигенция Южной Кореи. В своей массе она всегда больше симпатизировала левым идеям и в своих симпатиях она находила и поддержку из Пхеньяна, в то время как на Западе это воспринималось как часть начавшейся несколькими десятилетиями раньше глобальной "левой волны" в университетских и прочих интеллектуальных кругах.

Все это вылилось в 1960 году в переворот, названный потом «Апрельской» или «Студенческой» революцией. Протесты начались после очередных выборов, на которых в очередной раз победил Ли Сын Ман. В самый ответственный момент военные отказались выступить против протестующих, что привело к падению Ли Сын Мана.

Казалось бы, наконец восторжествовала демократия, но новое либеральное правительство продержалось 8 месяцев. Пришедшие к власти люди на поверку оказались неспособными к госуправлению - менее чем за год они смогли лишь расшатать шаткую структуру, сформированную их предшественником. Главное отличие пришедших к власти "либералов" от Ли Сын Мана, заключалось в том, что последний участвовал в антияпонском подполье, то есть был знаком с реалиями страны и принципами организации людей. От теоретиков "за все хорошее против всего плохого" его отличал практический опыт.

Оказавшийся кризис в 1961 году был разрешен с помощью нового переворота, на этот раз организованный военными. Если за год до этого они бездействовали, то в течение последующих 8 месяцев они убедились в ошибочности допущения либералов к власти. То, что началось как движение за демократию в 1960 году закончилось установлением еще более жесткой военной диктатуры всего через год.

Диктатура развития

Военные под руководством Пак Чон Хи взяли власть в свои руки. При этом в своей политике они стремились учитывать ошибки своих предшественников. Пак Чон Хи был убежденным сторонником авторитарной модернизации, того, что позже назовут "диктатурой развития". Не считаясь с активно противостоящей ему левой интеллигенцией, он жестко давил ее, при этом проводя активную модернизацию сверху. Он фактически создал современную корейскую экономику. Выдвигая вперед предприимчивых бизнесменов, им были созданы знаменитые корейские «чеболи» - многофункциональные огромные компании, производящие всю номенклатуру товаров.

Пак Чон Хи

Южная Корея под руководством Пак Чон Хи активно развивалась. Вместе с тем это закладывало бомбу под режим военных. Экономическое развитие приводило к увеличению достатка населения. А вместе с достатком приходила уверенность в завтрашнем дне, забывались прошлые времена нестабильности. Это проводило с одной стороны к потере страха к переменам, с другой стороны к увеличению протестных настроений - люди хотели большего.

Кроме того, существовавшая политическая система была нестабильной: приход к власти в результате переворота мог закончиться тем же самым - другим переворотом. Для решения этой проблемы Пак Чон Хи решил укрепить свою власть, введя новую конституцию, усилившую его личную власть. Это, однако, вызвало обратную реакцию - еще большему усилению нестабильности. В конце концов Пак Чон Хи был убит военными в 1979 году. Его период у власти закончился также, как и начался - военным переворотом.

Наконец-то демократия?

Убийство Пак Чон Хи подстегнуло политические процессы в стране. Последовавший сразу после этого "Переворот 12-12" привел к власти Чон Ду Хвана, однако сопровождался ростом общественного недовольства, которое вылилось в кровавое восстание в Кванджу (1980), в котором погибло больше 200 человек.

Солдаты грузят в грузовики погибших в бойне в Кванджу (1980)

Жестокость подавления восстания в Кванджу резко контрастировала с официальным позиционирование себя как демократического государства. После подавления восстания власти тем стали постепенно переходить к более демократическому стилю правления.

Во-первых, за 40 лет страна пережила два больших восстания, четыре переворота. Необходимо было вывести политическую борьбу в цивилизованное русло, иначе это грозило полной потерей управляемости страной.

Во-вторых, к этому времени население страны уже было готово к участию в политических процессах. Был сформирован крепкий средний класс, желающий принимать большее участие в политических процессах.

В-третьих, созданный к этому времени класс богатых собственников, владельцев чеболей, хотел меньше неопределенности в политической жизни и большей защиты своих капиталов стабильной правовой системой.

И здесь необходимо отметить ту большую работу, проведенную "диктатурой развития" в деле государственного строительства. Несмотря на постоянные скачки в политической жизни, в стране была сформирована правовая система, обеспечившая успешный переход от диктатуры к демократии. Были созданы институты, которые на первых порах были имитационными, но фактически представляли собой готовую систему, основанную на избирательном праве. Нужно было лишь запустить ее, когда к этому будет готова страна: власти, олигархи и народ. Собственно, это и произошло в 1987 году, когда были проведены первые свободные выборы.

Уроки для Казахстана

Весь путь к демократии в Южной Корее занял более 40 лет. И путь этот был жестоким и кровавым. Из-за недостигнутого вначале консенсуса о необходимости поступательного развития страна пережила восстания и перевороты. Ни один приход к власти силовым путем не закончился хорошо - за переворотом шел переворот. Уже после, в современной Корее пресса обоих лагерей сделает из этих переворотов героическую борьбу за справедливость, а их участников назовет "революционерами". В итоге все смогло закончиться лишь после достижения консенсуса - решать проблемы в рамках существующих политических институтов, и считаться с интересами различных групп.

Однако нельзя сказать, что десятилетия жесткой борьбы не оставили свой след. Непримиримость двух основных лагерей - правых "консерваторов" и левых "революционеров" стала родовой травмой уже новой политической системы. Практически ни один из президентов современной Кореи (Шестая республика) не избежал судебного преследования со стороны победивших из оппонентов. Придя к власти, каждый новый президент и его команда считают своим долгом отомстить своему предшественнику. Фактически жестокость борьбы XX века перешла и в XXI век, пусть и воплощается теперь в более правовых рамках. Конечно, это более мягкая борьба, чем перевороты прошлого века, но это все та же непримиримая борьба, тормозящая развитие страны.

Как видно история Южной Кореи намного сложнее чем представляемый нашей интеллигенцией образ страны, поступательно следующей демократическим путем. Эта страна стала демократией не в одночасье. Более того, существующая сейчас политическая модель может быть ориентиром для Казахстана лишь отчасти, и не в той о которой любят рассуждать казахстанские либералы. Речь идет прежде всего о поступательном развитии институтов, об участии в избирательных процессах, даже если они проходят по условиям властей. Как видно из корейского примера — это все же лучше непримиримой борьбы, в том числе и силовым путем.

Корейская история учит нас, что за насилием последует новое насилие. Какими бы благими, по их мнению, намерениями не руководствовались что, левые, что правые "революционеры" - все их действия в итоге лишь приводили к ухудшению политической ситуации. В этом смысле важнейший урок корейского государства для нас - необходимость договариваться в рамках существующих правил и проводить эволюционную модернизацию.

Пример Южной Кореи хорошо показывает и мнимость разницы между демократиями и диктатурами. Как хорошо видно из корейской истории, названная демократия способна на такие ужасы, которые многим диктатурам и не снились. Особенно остро эти подробности выглядят на фоне восторженности части казахстанской интеллигенции перед южнокорейской моделью развития. Легко восхищаться текущим результатом, забывая при этом тот сложный путь, который прошло это государство, и упуская из поля зрения шрамы от многочисленных гражданских конфликтов. Так недалеко и до повторения тех же ошибок.

Фото автора


Антон Бугаенко

Публикации автора

Как восстания и перевороты чуть было не обратили вспять развитие Южной Кореи

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 14.11.2024

Политолог рассказал о целях визита Токаева во Францию

НОВОСТИ | 21.11.2024

Цифровой коридор построят Азербайджан, Грузия и Казахстан

НОВОСТИ | 21.11.2024

Инфляция ускорилась до 8,5% — Нацбанк РК

НОВОСТИ | 21.11.2024

350 млрд тенге заработали производители РК на госзакупках

НОВОСТИ | 21.11.2024

Сенат вернул в мажилис проект бюджета

НОВОСТИ | 21.11.2024

Улицу именем бывшего премьер-министра РК назвали в Астане