Также имел место исход лиц, пытающихся уклониться от призыва, в республики Центральной Азии, за исключением Туркменистана, который не предоставляет безвизовый доступ гражданам России. Примечательно, что Казахстан и отчасти Киргизия приветствовали приток русских, в то время как Таджикистан и Узбекистан сохраняли молчание. Этот приток россиян не только вызвал резонанс внутри этих стран, но и повлиял на рабочую силу мигрантов из Центральной Азии, базирующуюся в России.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Ссора набирает обороты на заднем дворе России
Позиция России в Центральной Азии продолжает ухудшаться
Казахстан - Россия. Соседей не выбирают?
Мигранты из Центральной Азии в России
В России проживает около четырех миллионов мигрантов из Центральной Азии. Среди них два миллиона узбеков, один миллион таджиков, 200 000 казахов и чуть меньшее количество кыргызов. Эти мигранты работают в основном в строительном и сельскохозяйственном секторах России. В условиях экономического кризиса в России эти мигранты из Центральной Азии сталкиваются с пугающим будущим. Резкий рост цен на авиабилеты из-за массового оттока российских граждан лишь ограничил их возможности покинуть российские берега.
Между тем, предлагаемый призыв мигрантов из Центральной Азии в российские вооруженные силы, осуществляемый при содействии Миграционного центра имени Сахарова, представляет собой ситуацию «Уловка-22». Привлекательность финансовой помощи и сокращение периода ожидания для получения российского гражданства компенсируется неопределенностью отправки на опасную линию фронта. Это затруднение усугубляется тем, что Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан предупредили своих граждан об уголовном преследовании, вплоть до тюремного заключения, в случае их призыва в российские вооруженные силы. Примечательно, что около 40 % мигрантов из Центральной Азии выразили желание вернуться домой.
Внутренняя динамика
По некоторым данным, не менее 700 000 русских, стремясь избежать призыва в армию, нашли убежище в соседних республиках Центральной Азии. Предпочтительным местом их пребывания является Казахстан, из-за его географической близости к России, за ним следуют Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан. Этот приток, неизбежно, влияет на Центральную Азию. Приток русских усугубил региональный экономический спад. Растущая инфляция и нехватка продовольствия ухудшили ситуацию, что привело к массовому недовольству. Многие также рассматривают прибывающих русских как возможность для бизнеса. В некоторых случаях владельцы домов, особенно в городских центрах, подняли арендную плату в три раза, выселяя при этом местные семьи с низкими доходами и студентов.
Приток русских также может дестабилизировать внутренние финансовые рынки на фоне большой пропасти в качестве рабочей силы между местными жителями и более квалифицированными русскими - последние могут монополизировать рынки труда в Центральной Азии. Эти события могут возродить историческую память о репрессивном царском и советском правлении, которое в ряде случаев подорвало коренную культуру Центральной Азии. Возможно, под угрозу поставлен существующий социальный договор между государством и народом.
Более того, поляризация и формирование лагеря «мы против них», основанного на русофобии, может подорвать внутреннюю архитектуру Центральной Азии. В частности, в Кыргызстане и Казахстане националистические группы и отдельные лица - движение «Баштан Башта» и Куат Ахматов соответственно - могут использовать приток как возможность разжечь русофобию для своих политических выгод. Ранее «Баштан Башта» поднимала вопрос о деколонизации под предлогом Украины. Они выступали против России и таких региональных организаций, как Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которых доминирует Россия.
В том же ключе Куат Ахматов и его группа проводили языковые патрули, включая один в 2021 году, и размещали видео на своем канале YouTube-Til Maydani Online Party, направленные против русского языка. Несмотря на то, что ему удалось избежать ареста и сбежать в Украину, он продолжает пользоваться поддержкой в Казахстане.
Растущее внимание к казахскому национализму происходит в то время, когда отношения между Россией и Казахстаном переживают турбулентность. Комментарии и реакция казахского руководства по поводу войны в Украине и проведенных референдумов, предположительно вызванные страхом столкнуться с подобной военной агрессией, вызвали раздражение Кремля. Примечательно, что значительное присутствие этнических русских, особенно в Северном Казахстане, неизбежно усилило бы нервозность казахского руководства на фоне продолжающегося ирредентизма в Украине.
Заключение
Частичная мобилизация России повлияла на региональную внутреннюю динамику, особенно в Центральной Азии. В долгосрочной перспективе это может способствовать усилению русофобии, в том числе в отношении русского меньшинства, проживающего в данном регионе. В то же время в Евразии могут произойти новые перегруппировки на фоне акцента центральноазиатских стран на многовекторную внешнюю политику - эвфемизм для диверсификации отношений за пределами России. И это несмотря на то, что большинство стран Центральной Азии продолжают рассматривать Россию как важного партнера, что отражается в том, что большинство стран Центральной Азии воздержались от голосования по резолюциям ООН, касающимся Украины.
Высказанные мнения принадлежат автору и не обязательно отражают точку зрения IDSA Манохара Паррикара или правительства Индии.
*Об авторе: Доктор Джейсон Вахланг - аналитик-исследователь Центра Европы и Евразии при MP-IDSA, Нью-Дели.
Источник: Russia’s ‘Partial Mobilization’ And Central Asia – Analysis – Eurasia Review
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников.