Министр иностранных дел Ирана Аббас Аракчи заявил, что Каспийское море имеет для Ирана такое же стратегическое значение, как и Персидский залив, подчеркнув, что страна глубоко привержена развитию сотрудничества со своими северными соседями.
Выступая во вторник на первом международном саммите губернаторов прикаспийских провинций в Раште, Аракчи поставил политику добрососедства Ирана в центр своих дипломатических усилий.
«Наши соседи являются абсолютным приоритетом во внешней политике Исламской Республики Иран», — заявил Аракчи собравшимся делегатам. Он подчеркнул, что Иран граничит с пятнадцатью странами и поддерживает особенно прочные связи со странами как Персидского залива, так и Каспийского региона.
Министр указал на «отличные» отношения Ирана со всеми прикаспийскими государствами, отметив, что некоторые из них переросли в стратегическое партнерство. «Отношения Исламской Республики Иран с Российской Федерацией являются стратегическим партнерством, — заявил Аракчи. — В прошлом году президенты наших стран подписали соглашение о долгосрочном сотрудничестве сроком на 20 лет. Между Ираном и Россией налажены тесные политические, экономические и международные связи».
Помимо политики, на конференции была подчеркнута важнейшая роль Каспия в сфере энергетики, торговли и транзита. Аракчи назвал эти области «чрезвычайно важными» для всех пяти прибрежных государств — Ирана, России, Казахстана, Азербайджана и Туркменистана.
Туризм также был отмечен как ключевое направление будущего сотрудничества. Аракчи предположил, что северные прибрежные провинции Ирана Гилан, Мазендеран и Голестан, наряду с такими центрами паломничества, как Мешхед, могут стать основными достопримечательностями для туристов со всего Каспия.
Само мероприятие стало важным шагом в том, что официальные лица называют «провинциальной дипломатией», то есть попыткой более непосредственно вовлечь местные органы власти Ирана в международные отношения.
«Это первая конференция по провинциальной дипломатии, которую мы проводим совместно с провинциями соседних стран, — сказал Аракчи. — Я считаю, что это будет ценный опыт, который можно будет распространить на [других] соседей Ирана».
Поддерживая мнение министра иностранных дел, заместитель министра иностранных дел Ирана по правовым и международным вопросам Казем Гарибабади выступил на встрече, заявив, что будущее Каспия должно строиться на основе «мира, сотрудничества, процветания и взаимовыгодного партнерства».
Гарибабади подробно рассказал об огромных ресурсах, поставленных на карту, — от жизненно важных энергетических запасов до рыбных ресурсов Каспия, которые имеют основополагающее значение для региональной продовольственной безопасности.
«Как крупнейший в мире источник осетра, рыбные хозяйства Каспия требуют научного управления, согласованных усилий по борьбе с незаконным рыболовством и совместных программ по восстановлению запасов, и ни одно из этих мероприятий невозможно без полной координации между прибрежными провинциями», — предупредил он.
Он призвал к созданию совместных механизмов для решения таких насущных проблем, как загрязнение морской среды и изменение климата, и к реализации совместных проектов по превращению Каспия из региона с большим потенциалом в регион реального и всеобщего процветания.
Инициированный Ираном двухдневный саммит, прошедший под лозунгом «Каспий — мост дружбы и регионального развития», собрал делегации из России, Казахстана, Азербайджана и Туркменистана, а также губернаторов из разных регионов Ирана.
Источник: Araghchi: Caspian Sea as vital as Persian Gulf
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников