Общество

Когда вихри враждебные развеяли судьбы и границы

Константин Козлов

09.11.2022

В эти дни отмечается 105-я годовщина Октябрьской революции. Для многих людей старшего поколения в течение долгих лет 7 ноября был «красным днем календаря». А сама фраза Великая Октябрьская социалистическая революция ассоциировалась с легендарным выстрелом крейсера «Аврора», штурмом Зимнего дворца, фразой Владимира Ленина о свершившейся революции. Вспомним, как советская власть установилась в нашем городе.

1917 году политический расклад в Туркестане и в Семиречье был крайне сложен. В начале года в крае бушевали отголоски восстания 1916 года, и в целом население переживало посттравматический шок. Волны насилия как повстанцев, так и карателей за вторую половину 1916 года несколько раз прокатились по Семиречью, и большая часть первой половины 1917 года прошла в атмосфере настороженности.

Все политические силы, кроме монархистов, с надеждой встретили Февральскую революцию. Казахи надеялись наконец решить болезненный земельный вопрос и вернуть отобранные у них для переселенцев пастбищные участки. Русское крестьянское население ждало, когда же прекратятся отъем излишков зерна. Ведь продразверстка стартовала не в гражданскую войну, вопреки распространенному мифу, а именно в 1916-м. И восстанию казахов против призыва на тыловые работы в Семиречье предшествовали хлебные волнения, когда из-за хлебных реквизиций на нужды фронта у крестьян отнимали излишки продовольствия, лишая их тем самым заработка.

В отличие от царских чиновников деятели Временного правительства несколько лучше понимали ситуацию на национальных окраинах.

В Казахстане они решили опереться на национальную интеллигенцию. К весне 1917 года большая ее часть уже объединилась в партию «Алаш». Ее руководители – Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов, Алимхан Ермеков, Жанкожа Досмухамедов и другие имели крепкие связи с видными русскими либеральными общественными деятелями, впоследствии вошедшими во Временное правительство. Букейханов был близко знаком с министром иностранных дел Временного правительства Павлом Милюковым еще со времен I Госдумы. А министр юстиции (с июля – глава Временного правительства) Александр Керенский даже приезжал в Ташкент в разгар восстания 1916 года и в ноябре того же года с трибуны Государственной Думы рассказал о трагедии в Степном крае. При том, что в Петербурге те грозные события остались фактически незамеченными. Тогда столица Российской империи переживала провал Брусиловского прорыва и политические интриги, связанные с возросшим влиянием Григория Распутина на царскую семью и в целом на внутреннюю политику.

Опершись на алашцев, Временное правительство назначило их на ключевые должности в Казахстане. Комиссаром Временного правительства в Тургайской области назначили Букейханова, в Туркестане уполномоченными назначили Мустафу Шокая, Мухамеджана Тынышпаева и Ореста Шкапского (земского статистика и исследователя Средней Азии). Летом 1917 года в Оренбурге и Верном прошли Всеказахские съезды, которые приняли судьбоносное решение по вопросам, волновавшим казахов:

земли Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской и Семиреченской областей именовать впредь Казахстаном и закрыть область для переселения. Касательно земли было принято Соломоново решение — казахам возвращались участки де-юре отчужденные, но де-факто не перешедшие во владение переселенцам. Земли, уже обжитые переселенцами, оставили за ними. Решение о национальной автономии откладывалось до созыва Всероссийского Учредительного собрания. Казахам возвращались избирательные права, отнятые у них после Третьеиюньского переворота 1907 года. Также решено было образовать Духовное управление, которое решало бы религиозные вопросы. Предполагалось, в частности, в будущем парламенте Алашской автономии закрепить квоту для русского православного населения в 10 мест из 25.

Казалось бы, политический консенсус найден. Но политическая повестка диктовала новые правила. Настроения населения радикализировались. Особенно этот процесс усилился после возврата с фронта солдат и призванных на тыловые работы казахов. К тому времени большевистская пропаганда на фронте была поставлена очень хорошо и многие возвращались с фронта по домам, настропаленные большевистским максимализмом и требованиями простых ответов на сложные вопросы. То есть идея «отнять и поделить» завладевала умами все большего количества людей. Плюс ко всему, большевики гарантировали право наций на самоопределение, чем привлекали на свою сторону часть национально мыслящих казахов. Принятая весной 1917 года амнистия участников восстания 1916 года также пополнила ряды радикально настроенных жителей, готовых принять решения большевиков. Они организационно оформлялись в пресловутые советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Далеко не все из них разделяли большевистскую программу, но видели в них силу, способную взять власть и навести порядок. Кроме того, у многих из них на руках было оружие.

Все это помножилось на провалы Временного правительства - экономика погружалась в хаос, Первая мировая война продолжалась, население стремительно нищало.

Период с марта до октября 1917 года прошел в условиях двоевластия – Временного правительства с одной стороны, и Советов – с другой. Советы все более укреплялись, а правительство все более слабело. В результате 25 октября (по старому стилю) 1917 года в Петербурге Временное правительство было свергнуто – контролировавшие Петросовет большевики совершили вооруженное восстание и взяли власть. Большевики на местах решили не медлить и действовать по похожей схеме – пользоваться хаосом на местах, агитировать городскую бедноту и склонять людей с оружием на свою сторону. В Ташкенте такой сценарий прошел – там советская власть установилась уже 1 (14 по новому стилю) ноября 1917 года. Именно оттуда в Верный переместились уполномоченные Временного правительства по Туркестану, потому как были объявлены вне закона в первых большевистских декретах. Ташкент к тому времени был крупным промышленным и логистическим центром. Здесь было много пролетарского населения, среди которого большевики пользовались популярностью. Иначе дело обстояло в аграрном Семиречье, где большая часть населения было крестьянами-шаруа и казаками, а пролетариат представлял собой лишь прослойку рабочих мелких фабрик, небольших заводов и мануфактур.

Местное казахское население поддерживало Алаш, а русское крестьянское – эсеров и меньшевиков. Со временем алашординцы и семиреченские казаки вступили в союз, что для многих было немыслимо. Еще вчера две эти силы были смертельными врагами, и летом-осенью 1916 года во время восстания вели войну на уничтожение. Теперь Тынышпаев и Шкапский решили объединить эти две силы для борьбы с большевиками и создали объединенное Войсковое правительство. Порядок в городе поддерживали Алашская конская сотня и алашская милиция. А угроза от большевиков все более возрастала. Революционные настроения и влияние большевиков в крае усилились, когда летом 1917 года начали возвращаться солдаты-фронтовики и казахи, мобилизованные на военно-тыловые работы. При Верненском Совете солдатских и рабочих депутатов в некоторых воинских частях, при типографии и почтово-телеграфной конторе были созданы большевистские партийные ячейки. Но в казачьих станицах их влияние было слабым по сравнению с атаманской верхушкой.

Однако и действующей на тот момент власти единства в рядах казаков достигнуть не удалось. Часть оказалась верными Войсковому правительству, часть действовала самостоятельно, часть начала переговоры с местными Советами.

Ситуация в Верном накалялась. Большевики усиливали агитацию, призывали к вооруженному восстанию. Их противники тоже перешли к решительным действиям. В декабре 1917 года были убиты верненские большевики Карп Овчаров и Александр Березовский. Убийство это и по сей день не раскрыто – в суматохе зимы 1917-1918 года расследованием некому было заниматься. В советское время говорили о том, что их убили казаки. Но никакой конкретики до сих пор так и не выяснено. Это еще больше обострило ситуацию. Пробольшевистские силы использовали Второй крестьянский съезд Семиречья для своих выступлений, в частности, потребовали расследования убийств Овчарова и Березовского. А в большевистских листовках, расклеенных в ночь с 14 на 15 февраля на улицах Верного, содержались призывы собраться на общегородской митинг. Он состоялся на Старо-Кладбищенской площади у Покровского собора (сейчас на этом месте памятник Амангельды Иманову). Кроме рабочих и городской бедноты, на нем присутствовало много казаков 2-го Семиреченского казачьего полка. Митинг принял резолюцию об аресте Шкапского и Иванова и об установлении советской власти. Однако Войсковому правительству удалось разогнать митинги, арестовать часть организаторов.

Но это было лишь временной тактической победой. Большевики усилили работу с казачьими полками в станицах и в результате распропагандировали 2-й Семиреченский казачий полк. Там просоветские настроения были более всего распространены, и большевикам нужно было лишь дожать.

Историк Татьяна Миропольская, так описывает события в Верном 2 марта 1918 года:

- Утром второй полк получил от Круга приказ о построении без оружия (то была последняя попытка действующих властей нейтрализовать просоветские силы). Заподозрив ловушку, полк взбурлил. Выслали в Круг депутацию и разведку. Вскоре разведка явилась с известием, что все посланцы полка арестованы. Сомнений больше не оставалось. Полк двинулся на выручку. 631 казак из этого полка встали под красные знамена.

По сей день историки спорят – действительно ли казаки так прониклись большевистскими идеями или просто решили выбрать более сильную сторону. Но факт остается фактом. 2 марта началось формирование красногвардейских отрядов. В ночь с 2 на 3 марта эти отряды разоружили команды юнкеров и прапорщиков, алашординскую сотню, взяли почту, телеграф, здания ряда учреждений и, без единого выстрела, крепость со складами оружия.

Как пишет историк Татьяна Митропольская, обязанности красногвардейских отрядов вечером 2 марта распределяли поручик Павел Береснев и урядник Трофим Ерискин. Причем делали это весьма продуманно. Так, алашскую милицию поручили разоружить казахскому отряду рабочих и фронтовиков. Казакам поручили взять крепость и школу прапорщиков. Власть Войскового правительства была низложена. К 4 марта власть в городе полностью перешла к ВРК – Военно-революционному комитету.

Мухамеджан Тынышпаев к тому времени уехал в Коканд, где Мустафа Шокай предложил ему должность министра путей сообщения в Туркестанской автономии. Затем он войдет в правительство Алашорды, а после перейдет на сторону советской власти. В 1920-30-е годы он будет одним из виднейших транспортных инженеров республики, сыграет важную роль в строительстве Турксиба. Но в 1937 году его постигнет судьба почти всех алашордынцев – его арестуют и расстреляют. Судьба Ореста Шкапского сложится трагически почти сразу. После падения власти Войскового правительства он попытается уйти в Кульджу, будет схвачен на границе, помещен в Верненскую тюрьму, где и будет расстрелян без суда и следствия в 1918 году.

Со временем в рядах ВРК начались чистки. Из разномастного органа, где собрались крайне разные силы от казаков до миролюбов-толстовцев и (как тот же Ерискин) казахов-пролетариев, ВРК превратился в сугубо большевистскую силу. Уже осенью 1918 года большевики прибегли к «Красному террору» и начали уничтожать всех, кто представлял хоть какую-то опасность для них. Жертвой этого террора в Верном, в частности, стал епископ Верненский и Семиреченский Пимен (Белоликов) – большевики убили его в сентябре 1918 года в роще Баума. Начались времена религиозных гонений, подверглись преследованиям представители дворянства, купечества, интеллигенции. В 1920 году свергнутые силы попытались вернуть власть в ходе Верненского мятежа, но это стало последней отчаянной попыткой. Большевистская власть утвердилась в городе, республике и во всей стране на 70 с лишним лет.

Архивные фото из открытых источников


Константин Козлов

Публикации автора

И нужен нам берег турецкий!

Читаем сами. В Казахстане бум формата театральных ридингов

Алматы, который мы не знали

Тектурмас. Хадж по-советски

Верненские магнаты: жизнь и судьба

Что ты вьешься над моею головою?

Топ-тема

Другие темы

ПОЛИТИКА | 19.04.2024

Аргументов становится всё меньше

АНАЛИТИКА | 19.04.2024

В этот день. Независимость, «Копейка» и Симпсоны

ГЕОПОЛИТИКА | 18.04.2024

Наводнения между Россией и Казахстаном

ПОЛИТИКА | 17.04.2024

«Закон Салтанат». Точки над «Ё»

ОБЩЕСТВО | 17.04.2024

Паводки и мажилисмены: депутаты выехали в пострадавшие регионы

ОБЩЕСТВО | 17.04.2024

Как Казахстан продвигает права человека через обязательства перед ООН