Чувствуя, что Россия ослаблена войной в Украине, некоторые из ее ближайших союзников в Центральной Азии проявляют новую напористость.
Пять бывших советских республик региона все активнее противостоят Москве, осознавая свое вновь обретенное влияние, поскольку Россия присматривается к их рынкам и торговым путям в попытке обойти западные санкции.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Китай получает голоса Центральной Азии, Россия - молчание
Новая динамика стала яркой иллюстрацией, когда на прошлой неделе на саммите в Казахстане президент России Владимир Путин разразился семиминутной тирадой в адрес лидера Таджикистана, одной из самых маленьких и бедных стран региона.
«Мы хотим уважения. Ничего другого. Уважения», - заявил Эмомали Рахмон, президент Таджикистана с 1994 года, посетовав, что отношение Москвы не улучшилось со времен Советского Союза.
Путин неловко слушал. Видеозапись этой злобной речи появилась в выходные и не вошла в официальное освещение саммита 14 октября, во время которого он призвал своих южных соседей выстраивать новые логистические цепочки после того, как западные санкции из-за Украины нарушили большую часть российской торговли.
Данные показывают, что страны Центральной Азии, включая Таджикистан, уже резко увеличили внешнеторговый оборот, вероятно, за счет ре-экспорта товаров в Россию, которые она не могла купить напрямую из-за санкций и оттока иностранного бизнеса.
Но правительства стран региона, похоже, не хотят идти дальше этого, по крайней мере, до тех пор, пока Россия не придет к ним с серьезными инвестициями. Рахмон дал понять, что он разочарован тем, что Москва прислала только заместителя министра на инвестиционную конференцию в Душанбе в прошлом месяце.
В частном порядке таджикские чиновники говорят, что Рахмон был оскорблен тем, что Россия на протяжении десятилетий относилась к Таджикистану как к своему заднему двору и обратилась к Душанбе только после того, как оказалась в изоляции.
«Страны Центральной Азии, отмечая растущий интерес России к региону и возникновение определенной зависимости от нее, воспользовались ситуацией, чтобы высказать свои претензии и установить более равноправные отношения, в которых Россия хотя бы частично отказалась бы от роли «старшего брата», - говорит казахстанский политолог Рустам Бурнашев.
Напряженная дипломатия
Поскольку Путин сталкивается с углубляющимися проблемами в Украине, его способность обеспечить выполнение традиционной роли Москвы в качестве полицейского в других постсоветских конфликтах подвергается испытанию, как никогда ранее.
Во время своей поездки он провел отдельную трехстороннюю встречу с Рахмоном и президентом Кыргызстана Садыром Джапаровым, чтобы обсудить пограничный спор, который едва не привел к тотальной войне между двумя странами в сентябре.
Встреча, которая началась с того, что Рахмон и Джапаров отказались пожать друг другу руки, не привела к прорыву, хотя Путин пообещал им найти советские карты, которые могут прояснить, где должна была проходить граница.
Конфликт заставил Джапарова пропустить неформальную встречу бывших советских лидеров в Москве в день рождения Путина, 7 октября. Кыргызстан также отложил запланированные военные учения возглавляемого Россией военного блока ОДКБ на своей территории и отказался участвовать в аналогичных учениях в Таджикистане.
Наблюдатели отметили, что хозяин саммита, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, не провел двусторонней встречи с Путиным, пока тот находился в Астане, несмотря на встречи с турецкими, катарскими, азербайджанскими и другими лидерами один на один.
Токаев также пожаловался на личные нападки на национальных лидеров, которые «отравляют атмосферу сотрудничества» на постсоветском пространстве, что, вероятно, является ссылкой на частую критику казахского руководства в российских СМИ. Казахское государственное телевидение показало подборку уличных интервью, в которых респонденты говорили, что война в Украине ставит под сомнение существование какого-либо постсоветского единства.
В отчете также подчеркивается так называемое провокационное поведение белорусского лидера Александра Лукашенко, которого многие считают доверенным лицом Путина. В докладе показано, как Лукашенко прервал одно из выступлений Токаева, на что казахстанкий лидер ответил снисходительной улыбкой.
Тем не менее, Казахстан и Узбекистан, крупнейшие страны Центральной Азии, стараются не враждовать с Москвой, потому что они по-прежнему считают Россию региональным полицейским, помощь которого им может понадобиться в кризисной ситуации, говорит Алишер Ильхамов, консультант по Центральной Азии, работающий в Великобритании.
Однако в долгосрочной перспективе, по его словам, влияние Китая как регионального «старшего брата» будет расти за счет влияния России, если война и дальше будет идти неудачно для Путина.
«На данный момент мы видим, что Россия уступает Китаю роль главного покровителя государств Центральной Азии. Вакуум не останется незаполненным - его шаг за шагом заполнит Китай».
Источник: https://www.aljazeera.com/news/2022/10/18/we-want-respect-putins-authority-tested-in-central
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников