Геополитика

Дипломатия Ватикана в Центральной Азии

Редакция

04.10.2022

Недавняя поездка Папы Франциска в Центральную Азию подтвердила важность азиатских стран в глобальной стратегии Ватикана - и готовность Папы участвовать в решении политических вопросов.

В середине сентября Папа Франциск посетил Казахстан, чтобы принять участие в Съезде лидеров мировых и традиционных религий. Хотя основное внимание международной общественности было приковано к саммиту Шанхайской организации сотрудничества, который проходил почти в то же время в соседнем Узбекистане (15-16 сентября), папский визит был не менее геополитическим и значимым.

МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ:

Цитируя Абая. Гости Астаны посетили святыни столицы

Поездка Папы Франциска была частью более широких и долгосрочных дипломатических усилий Ватикана в отношении Центральной Азии и за ее пределами. В самый день своего прибытия в столицу Казахстана и незадолго до того, как премьер-министр Индии Нарендра Моди, президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин встретились в Самарканде в поисках нового мирового порядка, аргентинский Папа решительно призвал лидеров возобновить дух Хельсинки и избегать логики блоков.

Помимо решительного осуждения войны в Украине и неудачной попытки встретиться с китайским лидером, Верховный понтифик также выступил перед лидерами Казахстана с мощной речью о политических реформах и надлежащем управлении. Возможно, это выступление не повлияет на происходящие политические преобразования в Казахстане, но оно иллюстрирует, как епископ Рима без колебаний вступает в политические отношения и оказывает своевременную поддержку.

Укрепление межрелигиозного диалога

Тем не менее, мы должны сначала рассмотреть главную цель папской поездки. Папа Франциск прибыл в Казахстан, чтобы принять участие в межрелигиозном собрании, организованном казахстанским государством. Такое папское позиционирование действительно является достаточно новым. Конечно, начиная со второго Ватиканского собора (1962-1965), Католическая церковь подчеркивает ценность других религиозных традиций, которые все отражают луч Истины Божьей. Будь то на местном или глобальном уровне, католики призваны развивать межрелигиозный диалог и гармонию. Ватикан сам активно работает в этом направлении, организуя такие крупные мероприятия, как межрелигиозная встреча за мир в Ассизи с Папой Иоанном-Павлом II в 1986 году.

Но до недавнего времени папы созывали межрелигиозные мероприятия, не принимая участия в мероприятиях, организованных другими. Однако Папа Франциск становится одним из немногих Суверенных Понтификов, которые поступают иначе. Как показывает его предстоящий визит в Бахрейн, Папа Франциск готов быть гостем, присоединившимся к усилиям других религиозных лидеров. В 2019 году он посетил Абу-Даби и вместе с Великим имамом Аль-Азхара Ахмедом эль-Тайебом подписал Документ о человеческом братстве во имя мира во всем мире и совместной жизни.

В этой трансформации католической церкви Азия приобретает особое значение. В отличие от других регионов, отмеченных религиозным бинаризмом - ислам против христианства, католицизм против протестантизма, христианство против секуляризма - большинство азиатских обществ укоренены в различных религиозных традициях.

В Казахстане исповедуют множество религий, хотя 70 процентов населения идентифицируют себя как мусульмане, в основном суннитского толка. Православие, в основном русское православие, является религией 26 процентов населения, а католики немецкого, литовского и польского происхождения составляют 1,5 процента. Буддийские, бахаистские и еврейские общины также присутствуют в стране. Тем не менее, Казахстан глубоко отмечен разнообразием исконных верований и ритуалов, выходящих за рамки официальных религий.

В свете этого азиатского разнообразия Ватикан подчеркивает важность этого континента для межрелигиозных отношений. Многие азиатские общества имеют опыт и ресурсы для содействия межрелигиозному сосуществованию и диалогу. И чтобы помочь Католической церкви извлечь из этого пользу, Франциск недавно создал больше азиатских кардиналов. Теперь Азия чрезмерно представлена в коллегии кардиналов, и высшее руководство глобального католицизма, скорее всего, будет уделять еще больше внимания межрелигиозным вопросам.

 Поддержка казахского государства

Тем не менее, Папа Франциск специально посетил Казахстан - страну, которая сама по себе заслуживает внимания. В течение последнего столетия Центральная Азия часто подвергалась маргинализации - этот вопрос особенно важен для Папы Франциска. Входивший в состав Советского Союза, Казахстан стал независимым в 1991 году. С тех пор он постепенно перерабатывал свою политическую культуру авторитаризма и коррупции, одновременно умножая международные партнерства для укрепления своей автономии.

В январе этого года были подняты бурные протесты против политического непотизма и подавлены с помощью российских солдат. По меньшей мере 250 человек были убиты и 10 000 арестованы. Однако, вопреки мнению многих наблюдателей, страна не является марионеточным государством своих могущественных соседей.

Однако в условиях нынешней войны в Восточной Европе Казахстан страдает. Поскольку многие трудовые мигранты Казахстана находятся в России, их способность отправлять денежные переводы резко снизилась. Война также ставит под вопрос мирное сосуществование этнических русских и украинцев, которые составляют 22 процента населения Казахстана. Кроме того, Москва недавно поставила под сомнение суверенитет страны, в результате чего многие считают, что Казахстан может стать новой Украиной.

Хотя Святой Престол прекрасно осведомлен об этих событиях, его взаимодействие с регионом также уходит корнями в давнюю историю. Церковь присутствует здесь с IV века н.э., а папские посланники посещают регион с XIII века. Когда Советский Союз распался, Святой Престол проявил инициативу, признав независимость и суверенитет республик Центральной Азии. И для этих новых государств такой глобальный игрок, как Ватикан, является надежным партнером, который не только курирует 1,3 миллиарда верующих, но и выступает по различным каналам в поддержку вопросов, непосредственно касающихся Центральной Азии.

Чтобы выразить эту поддержку, Иоанн Павел II посетил Казахстан в 2001 году. Через десять лет после обретения независимости польский понтифик, который ускорил конец коммунистического блока, приехал отпраздновать возрождение казахского государства и религиозное возрождение региона. В стране, где католики составляют незначительное меньшинство, папский визит также помог придать им известность, уверенность и юридическое признание.

В этом долгом дипломатическом путешествии Папа Франциск оставит свой собственный след. С самого начала своего папства аргентинский Папа осуждал то, как некоторые места и люди маргинализированы существующим экономическим и политическим порядком в мире. И его поездка в Центральную Азию следует за длинным списком посещений таких маргинальных мест: Лампедуза (итальянский «остров мигрантов»), Палестина, Албания, Куба, Бангладеш и т.д. Его визит в Казахстан был заявлением о братской сплоченности. Для него этот регион не является маргинальным. Напротив, он находится в центре религиозных, культурных, политических и экономических потоков и заслуживает большего внимания.

По прибытии Франциск обратился к местной элите с весьма политизированной речью, призвав ее продолжать политические реформы, начатые ранее в этом году. Он решительно высказался за лучшее распределение власти, усиление борьбы с коррупцией, а также за свободу слова и сознания.

Хотя некоторые западные наблюдатели интерпретировали это как выступление в поддержку демократии, на самом деле это было публичное поощрение политических реформ и надлежащего управления. Католическая церковь уже давно продемонстрировала свою способность работать с различными формами правления, не пропагандируя какой-либо конкретный политический режим.

Война в Украине

Однако во время своего визита в Нур-Султан епископ Рима также затронул тему войны в Украине. Святой Престол давно осудил это вторжение как «морально несправедливое, неприемлемое, варварское, бессмысленное, отвратительное и святотатственное». В то же время Ватикан неоднократно, но безуспешно предлагал диалог с Путиным и патриархом Кириллом, архиепископом Русской православной церкви.

Хотя Россия остается закрытой страной, папский визит в Казахстан стал подтверждением того, что католическая церковь выступает против «бессмысленной и трагической войны». После отправки специальных посланников в Украину Франциск представил свою поездку в Центральную Азию как «паломничество диалога и мира».

Во время подготовки к визиту Ватикан выступил с инициативой объявить о возможной встрече Папы Франциска и Патриарха Кирилла. Однако эти двое имеют совершенно противоположные взгляды на войну и надлежащий христианский ответ. После того, как Папа Франциск предупредил лидера Русской православной церкви не быть «прислужником Путина», Патриарх Кирилл окончательно отказался от приглашения.

Вопрос о Китае

Наблюдатели также заметили, что 14 сентября Папа Франциск и Си Цзиньпин оба находились в столице Казахстана. Китайский президент находился там с коротким государственным визитом перед тем, как отправиться в Узбекистан. О встрече двух лидеров объявлено не было. После восьми веков трудного диалога между Поднебесной и папством такая встреча стала бы исторической.

Тем не менее, наблюдатели заметили, что повестка дня Папы Франциска в конце дня оставалась пустой. Несколько дней спустя анонимный источник из Ватикана подтвердил, что Святой Престол сообщил Китаю, что Франциск готов встретиться с Си. Китайские власти ответили, что ценят этот жест, но в расписании Си нет свободного времени для встречи с Папой Франциском.

Действительно, Китай и Ватикан ведут переговоры о возобновлении исторического, но временного соглашения, подписанного в сентябре 2018 года. Это соглашение обеспечивает обеим сторонам подходящий способ выбора католических епископов в коммунистическом Китае. Хотя точный текст соглашения остается конфиденциальным, оно четко определяет рамки, в которых Папа имеет право утверждать - или не утверждать - китайских кандидатов на епископское рукоположение. Такое признание - пусть и формальное - представляет собой серьезный сдвиг в религиозной политике китайской коммунистической партии, которая долгое время очень ревностно относилась к своим прерогативам.

Но этот прорыв произошел во время растущего соперничества между Соединенными Штатами и Китаем. И в своих усилиях по сдерживанию подъема Китая сменяющие друг друга американские администрации давили на Святой Престол, чтобы он не вел дальнейших переговоров с Китаем. Для Запада любой китайско-ватиканский прогресс дает дополнительную заслугу бросающему вызов коммунистическому режиму.

Тем не менее, в интервью, данном агентству Reuters в июле прошлого года, Папа Франциск ясно сказал, что он надеется на возобновление соглашения. Вскоре после этого официальные лица Ватикана сообщили, что переговоры между Римом и Пекином практически прекратились на два года. Китай якобы отказался участвовать в любой форме обсуждения. Независимо от того, было ли это публичное разоблачение причиной такого шага или нет, в конце августа Пекин разрешил папской делегации ненадолго вернуться в Китай для проведения дополнительных переговоров.

Несмотря на то, что Папе Франциску не удалось встретиться с Си, он, очевидно, по-прежнему привержен Китаю - вопрос, особенно важный для такого иезуита, как он. Находясь в центре Азии, епископ Рима стремится перекинуть дипломатические мосты во всех направлениях. Аргентинский Папа не боится быть униженным отказавшейся протянутой рукой и демонстрирует свою способность действовать как Суверенный Понтифик, готовый выйти за рамки любой политической анафемы.

Из Монголии в мир

Но эта одиночная папская поездка не должна затмевать более широкие дипломатические усилия Ватикана. В конце августа Джорджио Маренго, 48-летний итальянский миссионер, который провел последние 20 лет в Монголии, был назначен кардиналом - первым представителем Монголии.

Церковные обозреватели широко комментировали возраст нового прелата, но меньше - его духовность. В научной книге, которую он недавно опубликовал, Маренго представляет миссионерскую работу как шепот Евангелия. Евангелизация — это не обращение всех в веру, а раскрытие мягкости Бога. Вовлеченный в диалог с буддийскими монахами и представителями шаманских традиций, молодой кардинал иллюстрирует стратегическую трансформацию Католической церкви. Теперь, будучи высшим католическим авторитетом в регионе, Маренго, скорее всего, поможет местным сообществам поддержать межрелигиозный диалог.

Один дополнительный аспект, который не был прокомментирован, — это национальность нового монгольского прелата, что обеспокоило некоторые канцелярии. Маренго родом из Италии. Точно так же и в Центральной Азии большинство представителей духовенства являются иностранцами. Однако за последнее столетие Ватикан, как правило, учитывал национальные чувства и назначал на местные должности только граждан страны. Архиепископ Парижа - гражданин Франции; архиепископ Вашингтона - гражданин США. Но христианское послание остается универсальным, а Католическая церковь — это международная структура, которая должна работать с местными ресурсами, выражая при этом всемирное братство христианства.

Поэтому, когда Святой Престол назначает европейца на высший пост монгольской церкви - и при этом дарит ему красную шапочку, которая усиливает его власть — это может вызвать неудобные национальные мнения в Азии и за ее пределами.

Неудивительно, что в интервью, данном в начале сентября, государственный секретарь кардинала Пьетро Паролин счел необходимым уточнить, что китайско-ватиканское соглашение "направлено на то, чтобы все епископы в стране находились в общении с Папой, были полностью китайскими и полностью католическими".

Поддержка местных католиков

Последнее событие, которое заслуживает внимания, — это создание Конференции епископов Центральной Азии. Учрежденная Святым Престолом 8 сентября 2021 года, эта платформа призвана способствовать координации и взаимной поддержке между католическими лидерами и институтами Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана, Таджикистана и Узбекистана. В регионе, где католики встречаются редко, создание институтов для помощи разрозненным общинам имеет большое значение.

Однако в регионе также проживает растущее мусульманское большинство, обеспокоенное - не без оснований - христианским прозелитизмом. Чтобы предотвратить непонимание, местные католики уже давно стараются подчеркнуть долгую христианскую историю региона, а также свое этническое происхождение. Многие приехали в регион из-за сталинских репрессий. И несмотря на нынешнее сокращение численности католического населения - в основном из-за миграции - католицизм категорически не приемлет антагонистического прозелитизма.

Вместо этого католическая церковь работает над установлением доверительных отношений с местными властями и населением, оказывая пастырскую поддержку местным прихожанам. Парадокс заключается в том, что хотя Святой Престол активно устанавливал дипломатические отношения с различными государствами региона, он также проявлял осторожность при создании местных приходов, епархий и других административных структур, типичных для глобального католицизма.

Очень скромное число католиков не всегда позволяет обеспечить жизнеспособность этих основных церковных структур. Но продолжающаяся реконструкция национальной и религиозной идентичности требует такта. Эти этнически разнообразные общества и их недавно созданные государства все еще определяют свои пути к сплоченности. В их поисках национального единства и идентичности религия может быть чувствительной. Поэтому, вместо того чтобы спешно создавать церковные структуры, Святой Престол подождал более 30 лет, прежде чем создать региональную конференцию епископов.

Источник: The Vatican’s Diplomacy in Central Asia – The Diplomat

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников


Редакция

Публикации автора

Наводнения между Россией и Казахстаном

Как Казахстан продвигает права человека через обязательства перед ООН

«Киелі мекен» акциясына алакөлдіктер де атсалысуда

Жетісай ауданында экоакция аясында 300 түп ағаш әктелді

Казахстан и Азербайджан: преодоление водного разрыва

Как Александр Солженицын стал духовным гуру Путина

Топ-тема

Другие темы

КУЛЬТУРА | 23.04.2024

Сказ о Самсон-батыре. Как губернатор Туркестана выручил Париж

ОБЩЕСТВО | 23.04.2024

Своевременно и необходимо

ГЕОПОЛИТИКА | 23.04.2024

Песах – основа культа знаний у евреев

АНАЛИТИКА | 22.04.2024

О проблемах декоммунизации

ПОЛИТИКА | 19.04.2024

Аргументов становится всё меньше

АНАЛИТИКА | 19.04.2024

В этот день. Независимость, «Копейка» и Симпсоны