Сегодняшняя значительная часть управленческой элиты в нашей стране во главе с главой государства – бывшие кадровые дипломаты, всю жизнь защищающие интересы страны за рубежом. Поэтому для них вопрос помощи попавшим в неприятности соотечественникам – дело профессиональной чести и важнейшая составляющая внешней политики и международного авторитета страны.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Олжас Сулейменов: «Живем, опустошая недра»
Мурат Ауэзов: «Нам нужна искренняя центрально-азиатская солидаризация»
Это не осанны власти, а непреложный факт, который подтверждается конкретными и очень показательными примерами. Ярким свидетельством перемен по отношению к нашим, попавшим в беду за границей гражданам, служат кейсы последнего времени: дело Томирис Байсафы, судьба Акжаркын Турлыбай и эвакуация казахстанцев из Сирии и Украины. В обоих последних случаях были проведены спецоперации, причем украинскую организовали сотрудники посольства с внезапно примкнувшим к ним Питером Фостером, президентом национального авиаперевозчика Air Astana.
21-летняя Томирис Байсафа «выпала» из окна четвертого этажа учебного корпуса МГИМО 13 апреля 2018 года. Девушка была госпитализирована с серьезными травмами, однако выжить ей не удалось: 3 мая Томирис скончалась.
Трагедия почти сразу стала резонансной в Казахстане. Мать погибшей Жанна Ахметова и другие родственники Томирис сразу заявили, что не считают ее смерть трагической случайностью — в помещении с девушкой в момент ее падения находился еще кто-то.
Следствие, между тем, начало затягиваться и волокититься. Тем временем в соцсетях стали появляться подробности трагедии.
Томирис Байсафа, по словам очевидцев, 13 апреля разговаривала со студентом другого учебного заведения, уроженцем Дагестана, с которым, по некоторым данным, ее связывали романтические отношения. По одной из версий, беседа шла на повышенных тонах, когда внезапно юноша распахнул створку окна и вытолкнул из него девушку. Скорая помощь госпитализировала пострадавшую, которая получила многочисленные переломы и травму головы. Позднее уроженец Дагестана начал давать противоречивые показания и отрицал причастность к ЧП со студенткой из Казахстана.
Посольство Казахстана в России взяло тогда расследование на контроль, однако дело не двигалось, более того, сменился следователь и близкие Томирис попали в «следственное болото».
«Маршрут Астана – Москва – Астана постоянный и нервный. Дело передали в главное следственное управление Следственного комитета России по г. Москва из следственного управления Западного округа… В настоящее время новым следователем назначены дополнительные новые экспертизы, подняты вопросы, о которых мы говорили с самого начала следствия», — пишет в одном из постов в Instagram Жанна Ахметова. В те страшные дни мама, потерявшая дочь, билась как птица в закрытое окно.
Как рассказала женщина, новый следователь считает, что «упущено время», так как следственные мероприятия не были проведены в полном объеме.
«Не взяты нужные материалы, не проведены нужные экспертизы. Работали идиоты-следователи или следователи, которым так нужно было, или адвокаты…», — констатировала разбитая горем мать.
Тем временем стало известно имя подозреваемого в доведении девушки до самоубийства (первоначально завели дело с таким обвинительным уклоном) — им оказался сын экс-премьера Дагестана Муртузали Меджидов. Судя по тому, как началось это следствие, разыгрывался сценарий, что мажор отделается легким испугом. И потому поначалу расследование волокитилось, невзирая на «контроль посольства Казахстана».
Но в марте 2019 года в Казахстане произошли политические изменения — президентом стал опытный дипломат Касым-Жомарт Токаев. В октябре того же года глава государства принял мать Томирис Байсафы. Об этом в своем Instagram написала Жанна Ахметова. Женщина поблагодарила главу государства и раскрыла подробности продвижения следствия.
«Спасибо за внимание к моей беде. За то, что приняли меня, за ваше поручение изучить, рассмотреть, вникнуть, разобраться, за чуткость и человечность. И за данное мужское слово. За слаженную работу Администрации президента», — написала Ахметова в соцсетях.
Она констатировала, что следствие по делу гибели ее дочери продвигается сложно. С ее слов, свидетели, улики и видео с камер «исчезают», не проводятся нужные экспертизы.
«Благодаря вмешательству президента в настоящее время делу придан особый статус и импульс, оно передано в главное следственное управление Следственного комитета России, создана следственная группа, назначен новый следователь», — сообщила Жанна Ахметова и выразила надежду на то, что дело будет рассмотрено объективно.
Меджидова задержали летом 2020 года. Суд состоялся в 2021 году, и в ходе него присяжные оправдали обвиняемого. Причем российские СМИ назвали вердикт «странным».
Так, российское издание «Московский Комсомолец» прокомментировало вердикт следующим образом: «Присяжные странно оправдали обвиняемого в убийстве студентки МГИМО. Они решили, что сын экс-премьера Дагестана совершил некие действия, но при этом не виноват».
Журналисты подчеркнули, что 21-летняя Томирис выпала из окна аудитории МГИМО на 4-м этаже при странных обстоятельствах.
«В тот момент она разговаривала за закрытыми дверями со своим бойфрендом - сыном бывшего премьера Дагестана Муртузали Меджидовым. Позже парень уверял, что произошел несчастный случай. Во время следствия он неоднократно менял свои показания, но в одном был непреклонен: в смерти бывшей подружки не виноват. По делу были проведены многочисленные экспертизы. Во время одной из них провели эксперимент с манекеном. Бросали его с 4-го этажа при тех обстоятельствах, на которые указывал Меджидов. Манекен падал либо на ноги, либо на лицо, но передом. Однако в реальности девушка падала спиной и упала на спину, поэтому получила тяжелые травмы. Родственники погибшей уверены, что девушку вытолкнули: тело было в нескольких метрах от окна, то есть все говорило в пользу этого. В конечном счете следователи СК переквалифицировали уголовное дело со статьи «Доведение до самоубийства» на статью «Убийство», - подчеркнул MK.
Коллегия присяжных из шести человек огласила свой вердикт после трехчасового совещания.
«На первый вопрос: «Было ли падение девушки из окна аудитории МГИМО» присяжные единогласно ответили: «Да». На второй вопрос: «Доказано ли, что эти действия совершил Меджидов в ходе ссоры с Байсафой?» ответ был единодушен: «Да». На третий вопрос: «Виновен ли Меджидов в совершении этих действий» пять присяжных ответили отрицательно, один: «Да». Четвертый вопрос из вопросного листа, который вопрошал, заслуживает ли Меджидов снисхождения, судья не дал зачитать, сразу отпустил обвиняемого», - уточнило СМИ.
Однако в октябре 2021 года Московский городской суд отменил оправдательный вердикт первой инстанции. А 24 июня этого года судья Измайловского районного суда Москвы признал виновным Муртузали Меджидова в убийстве Томирис Байсафы и приговорил к 13 годам тюрьмы. Жанна Ахметова сообщила, что довольна приговором.
А казахстанцы убедились, что на внешних периметрах они могут рассчитывать на поддержку родного государства.
И это очень важно для еще одной молодой казахстанки. В 2014 году наша студентка Акжаркын Турлыбай отправилась в Китай из Алматы, поддавшись уговорам своих знакомых. В их числе были граждане Нигерии. Они обещали ей заплатить за перевозку брендовой одежды из Гуанчжоу в Малайзию. При вылете из Гуанчжоу девушка была задержана. В ее сумке обнаружили наркотики.
В июне 2015 года гуандунский суд приговорил Турлыбай к пожизненному заключению по обвинению в контрабанде наркотических средств. В 2018 году суд отправил дело на пересмотр. Однако позже приговор суда о пожизненном лишении свободы оставили без изменения. Апелляционная инстанция в августе 2020 года также оставила приговор казахстанке Акжаркын Турлыбай без изменения.
Тем не менее, надежды на вызволение соотечественницы у наших дипломатов и правоохранительных органов еще есть. И ради этого вызволения дипломатическая команда готова делать все возможное и дойти до любого уголка света.
«20 июня в Нигерии по запросу Национального центрального бюро Интерпола МВД Республики Казахстан задержан Адиндо Нонсо Фортуне, находящийся в международном розыске за совершение преступления, предусмотренного статьей 259, частью 2 (в старой редакции) Уголовного кодекса («Незаконное изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ»)», - сообщили на днях в Министерстве внутренних дел Казахстана.
Отмечается, что необходимые материалы были направлены в Национальное центральное бюро Интерпола Нигерии для принятия дальнейшего процессуального решения о его содержании под стражей и дальнейшей экстрадиции в Казахстан. Логика проста и потому гениальна: гражданин Нигерии сознается, что подставил нашу соотечественницу и отправится вместо нее гнить в китайской тюрьме, а Акжаркын вернется к семье.
Так же, как уже вернулись на родину женщины и дети из Сирии в рамках операции «Жусан».
Как вернулись наши соотечественники, внезапно попавшие в самое горнило войны в Украине.
Казахстанцы должны знать: случись что – и государство позаботится о них. Это – главный камень в основании Нового Казахстана.
Фото из открытых источников