Аналитика

Большая четверка борется за инвестиции в Центральную Азию

23.04.2025

Исторически сложилось так, что этот регион является конечным перекрестком между Европой, Ближним Востоком, Южной и Восточной Азией и центральной составляющей большей части Шелкового пути.

После распада СССР Центральная Азия — регион, включающий Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан, — превратилась в важнейшее поле экономической борьбы. Страны этого региона проводят многовекторную внешнюю политику, пытаясь сбалансировать свои отношения с конкурирующими глобальными сторонами, чтобы получить максимальную экономическую выгоду. Это видно по многочисленным схемам и организациям со всего мира, которые активно действуют в регионе. За первое место борются конкурирующие инфраструктурные и инвестиционные инициативы, в частности, поддерживаемый Западом Ближний коридор и китайская инициатива «Пояс и путь» (BRI), а также международный торговый коридор «Север-Юг» России, Ирана и Индии.

Как сухопутные торговые пути через Центральную Азию, так и ресурсные богатства региона становятся все более желанными для глобальных игроков. Наряду с Западом и Китаем, Россия, Южная Корея и другие игроки, такие как страны Персидского залива, Индия и Иран, вливают значительный капитал в этот богатый ресурсами, но испытывающий нехватку капитала регион.

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) — полезный показатель, позволяющий сравнить объемы инвестиций, которые были и остаются в регионе, и влияние, которое они могут оказывать. Разные источники сообщают о разных результатах. ЕС утверждает, что в 2022 году на его долю приходилось больше всего ПИИ в Центральную Азию — 42% всех инвестиций в регион, 14,2% — на США, 6% — на Россию, 3,7% — на Китай, а на все остальные страны приходилось 34,1%. По другим данным, Китай занимает первое место, учитывая непрозрачную природу финансирования BRI.

ПИИ — не единственный компонент иностранных инвестиций, значительную долю составляют косвенные и портфельные инвестиции, особенно для незападных инвесторов, которые имеют более локальное и рассредоточенное экономическое присутствие по сравнению с Западом. В целом инвестиции, как правило, направлены на развитие инфраструктуры и добычу ресурсов, причем последние обычно связаны с металлами или углеводородами.

Торговля аналогичным образом разделена между всеми заинтересованными сторонами: Китай, ЕС и Россия являются крупнейшими торговыми партнерами Центральной Азии с приблизительными объемами торговли в 70–100 млрд долларов, 50–60 млрд долларов и 44 млрд долларов в 2023 году. Помимо экспорта ресурсов, регион зависит от импорта потребительских товаров, капитальных товаров и потоков капитала в целом, учитывая слабость региональных экономик.

Наконец, важна и роль денежных переводов, поскольку одним из основных видов экспорта региона является рабочая сила, миллионы граждан которой эмигрируют из страны. В этой статье мы рассмотрим ключевые институты, действия и планы «большой четверки» игроков в регионе — и то, как они взаимодействуют и конкурируют.

Европа

ЕС является крупнейшим инвестором в Центральной Азии, объем ПИИ в которую с 1991 года оценивается в 270–280 млрд долларов, что превосходит показатели других игроков. В 2024 году ЕС пообещал выделить 10 млрд евро на развитие транспортного сообщения, сосредоточившись на железнодорожной, автомобильной и портовой инфраструктуре Среднего коридора.

За последние несколько лет Польша и Великобритания также начали принимать большое количество узбекских мигрантов для пополнения своего естественно сокращающегося трудоспособного населения. В этих странах более высокие зарплаты и более дружелюбное отношение к мигрантам, чем в России, и, если они полностью примут на себя обязательства по использованию Центральной Азии в качестве источника рабочей силы, у них появится возможность заменить культурную и экономическую зависимость Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана от России своим собственным влиянием.

Наконец, Европа инвестирует в Центральную Азию и оказывает на нее влияние как через общеевропейские организации, так и через банки развития и правительства отдельных стран.

Общеевропейские организации

Европейский банк реконструкции и развития

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) работает как в странах ЕС, так и за его пределами. В Центральной Азии он финансирует транспортные проекты и играет ключевую роль в посредничестве при разрешении коммерческих споров.

Европейский инвестиционный банк

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), принадлежащий ЕС, работает в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане, уделяя первоочередное внимание транспортировке нефти и газа, добыче нефти и газа, электростанциям и линиям электропередач, а также модернизации устаревшей и загрязняющей инфраструктуры.

Национальные инвесторы

Французское агентство развития (FDA)

Евразийский филиал FDA в Стамбуле финансирует проекты в Казахстане и Узбекистане, в основном за счет займов. В 2019–2022 годах оно инвестировало в эти две страны 4 млрд евро.

KfW (Германия)

Немецкий банк развития выделил 200 млн евро на Центральную Азию и Кавказ, хотя половина средств была потрачена на Афганистан, а приоритетными стали проекты в сфере социальных услуг (31%) и охраны окружающей среды (14%). Ключевой инициативой стала гидроэлектростанция (ГЭС) Ак-Суу в Таджикистане.

SECO (Швейцария)

Программа Швейцарии на 2022–2025 годы предусматривает выделение по 40 млн швейцарских франков Кыргызстану и Таджикистану, а также 15 млн швейцарских франков Узбекистану, наряду с поддержкой региональных банков развития.

Международное развитие Великобритании

С 2016 года Великобритания инвестировала более 78 млн фунтов стерлингов в Центральную Азию, включая 31 млн фунтов стерлингов в энергетический проект CASA 1000.

Глобальный шлюз

Глобальный шлюз ЕС — это инициатива по развитию устойчивой инфраструктуры и коммуникаций по всему миру как прямой аналог и противодействие китайской программе «Пояс и путь». Она сосредоточена на цифровых, энергетических и транспортных проектах в странах с развивающейся экономикой, с приоритетом инвестиций в климатически безопасные и прозрачные проекты.

Региональная транспортная программа, финансируемая ЕС, будет реализована в 2025 году. В рамках этой новой программы ЕС будет оказывать техническую помощь существующим и будущим транспортным проектам на региональном уровне. Это дополнение к 1,5 млрд евро, выделенных Европейской комиссией и Европейским инвестиционным банком на развитие транспорта в Центральной Азии. Формирование Координационной платформы для мониторинга прогресса, улучшения сотрудничества и обеспечения своевременного развития Среднего коридора.

В последующие месяцы начнется координация и организация конкретных встреч по мягкой связи. В настоящее время в Таджикистане реализуется один из крупнейших проектов по строительству Рогунской плотины. Проект стоимостью более $6 млрд, способный удовлетворить почти все потребности страны в электроэнергии, реализует итальянская компания WeBuild. Помимо ЕС, средства на реализацию проекта выделили Евразийский банк развития Казахстана, Саудовская Аравия и Китай, что еще раз демонстрирует, что эти разные страны иногда сотрудничают друг с другом.

Средний коридор

Средний коридор, или Транскаспийский международный транспортный маршрут, является ключевым торговым звеном между ЕС, Центральной Азией и Китаем, минуя Россию и Иран. Он проходит через Турцию, Грузию, Азербайджан и Казахстан по Каспийскому морю, предлагая более быструю альтернативу (15–20 дней) традиционным морским маршрутам (35–40 дней), избегая при этом Суэцкого канала. Энергетические ресурсы Центральной Азии и промышленные товары Европы зависят от этого маршрута, который в настоящее время обрабатывает 33 тысячи контейнеров ДФЭ, но в перспективе может обеспечить 5–15 % межконтинентальной железнодорожной торговли при улучшении инфраструктуры.

Среди проблем — неадекватная инфраструктура, ограниченное количество контейнеровозов в каспийских портах и бюрократические препоны, возникающие в многочисленных странах. Последнюю проблему Средний коридор призван решить путем упрощения логистики за счет координации и стандартизации транспортных и таможенных систем, а также оптимизации тарифов.

Значение коридора как связующего звена между Китаем и Европой также привело к повышению интереса к нему, а финансирование и поддержка со стороны США, Турции и Китая дополнили европейское финансирование среднего коридора. Помимо содействия экспорту из Центральной Азии и импорту из Европы, маршрут позиционирует Центральную Азию как логистический хаб между Китаем и Европой.

С другой стороны, поддержка гипотетического транскаспийского газопровода, который позволил бы напрямую импортировать среднеазиатский газ в Европу, продолжается уже много лет, но, похоже, что из-за планов ЕС по переходу на углеводороды этот проект не будет реализован.

Соединенные Штаты Америки

США несколько отстранились от Центральной Азии, поскольку в 2000-х годах Центральная Азия занимала центральное место в американской деятельности в Афганистане и на Ближнем Востоке в целом, а с тех пор приоритеты сместились в сторону Восточной Европы и Тихоокеанского региона. Несмотря на это, Америка по-прежнему является крупным инвестором в регионе, основным торговым партнером и оказывает поддержку как Среднему коридору, так и другим усилиям ЕС в регионе.

В целом, однако, создается впечатление, что США довольны тем, что играют важную вспомогательную роль в основных усилиях Европы в регионе, поскольку они принимают в них значительно меньшее участие, чем их европейские союзники, и отдают предпочтение продвижению схем ЕС.

USAID

США также используют свои программы помощи зарубежному развитию, такие как Агентство США по международному развитию, или USAID, для распространения западного культурного, политического и экономического влияния в странах Центральной Азии. С 1991 года USAID реализует большое количество программ, направленных на укрепление гражданского общества и приведение региона в соответствие с западными нормами, однако будущее этих программ может оказаться под вопросом, учитывая враждебное отношение Трампа к USAID и зарубежному развитию в целом.

Всемирный банк

США также играют важную роль благодаря тому, что они являются родиной Всемирного банка, который активно работает в Центральной Азии. В общей сложности Всемирный банк реализует в Центральной Азии 83 кредитных проекта на сумму 12,2 млрд долларов, а также 130 проектов по оказанию аналитических и консультационных услуг. Из них 4,8 млрд долларов непосредственно связаны с климатом, и все они должны соответствовать Парижскому соглашению.

Азиатский банк развития

Азиатский банк развития (АБР) — это региональный банк развития, ориентированный на Азию, со штаб-квартирой в Маниле на Филиппинах. Япония и США являются крупнейшими акционерами АБР с долями в 15,571 % каждая, хотя и другие страны имеют значительные доли: Китай владеет 6,429%, а Индия — 6,317%.

Центральноазиатское региональное экономическое сотрудничество, или ЦАРЭС, — это региональная программа АБР, направленная на экономическое развитие и устойчивость в регионе. Важно отметить, что, несмотря на название, некоторые члены ЦАРЭС не являются странами Центральной Азии/Каспийского региона. К таким странам относятся: Афганистан, Азербайджан, Китайская Народная Республика, Казахстан, Кыргызстан, Монголия, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В то время как АБР является крупнейшим индивидуальным вкладчиком в ЦАРЭС, другие институты также играют важную роль в ЦАРЭС в качестве инвесторов и партнеров.

В общей сложности только ЦАРЭС инвестировало в Центральную Азию более 31 млрд долларов до конца 2023 года.

Китай

Китай сегодня является одним из главных игроков в экономике Центральной Азии, и его влияние продолжает расширяться. На него приходится 34% торговли Кыргызстана и 20% торговли Казахстана. Торговая зависимость носит однобокий характер: на Центральную Азию приходится всего 1,1% мировой торговли Китая. Китай также служит источником многих промышленных товаров, которые импортируют слаборазвитые страны региона.

Интерес Китая к Центральной Азии многогранен. С экономической точки зрения регион служит важнейшим транзитным узлом для товаров, перемещаемых между Китаем и Европой, что позволяет снизить зависимость от морских маршрутов, уязвимых для западного преследования. Обширные энергетические ресурсы Центральной Азии, включая нефть и природный газ, жизненно важны для энергетической безопасности Китая, особенно для его западных провинций, таких как Синьцзян.

Регион экспортирует сырье, а Китай поставляет машины и электронику, хотя по мере дальнейшего развития экономики страны регион становится перспективным объектом для китайского аутсорсинга. Китай уже начал строительство предприятий тяжелой промышленности, в частности, в Казахстане, что знаменует собой зарождение в регионе промышленности с высокой добавленной стоимостью и позволяет богатым ресурсами странам использовать свои ресурсы с пользой, перерабатывая их в промежуточную и готовую продукцию.

Пояс и путь

Запущенная в 2013 году Си Цзиньпином инициатива «Пояс и путь», или BRI, является одним из самых амбициозных проектов в области инфраструктуры и экономического развития в современной истории. Инвестиции в БРИ оцениваются более чем в 1 триллион долларов и направлены на соединение Азии, Европы, Африки и других регионов через сеть из шести экономических коридоров, включая коридор Китай – Центральная Азия – Западная Азия, охватывающий государства Центральной Азии. Помимо инфраструктурных проектов, BRI включает в себя координацию политики, содействие торговле и инвестициям, инфраструктурное взаимодействие, финансовую интеграцию и культурный обмен.

Для Центральной Азии BRI представляет собой трансформационную возможность модернизировать инфраструктуру, стимулировать внутрирегиональную и внерегиональную торговлю и интегрироваться в мировые рынки.

Такие проекты, как железная дорога Китай – Кыргызстан – Узбекистан и сухопутный порт Хоргос, крупный железнодорожный перевалочный пункт на китайско-казахстанской границе, уже принесли свои плоды.

В целом неизвестно, сколько именно Китай потратил на центральноазиатскую часть BRI. Регион имеет ключевое значение для общих планов Китая, поскольку это один из двух сухопутных путей из Китая (второй — через Россию), но точные цифры трудно найти, учитывая размытость понятия «проекты BRI», а также тот факт, что многие проекты BRI непрозрачны в отношении финансирования или даже являются секретными. В заявлении Министерства коммерции Китая от 2017 года отмечается, что в период с 2013 по 2017 год со странами, расположенными вдоль сухопутной оси BRI, включая Центральную Азию, было подписано контрактов на сумму 304,9 млрд долларов. Хотя в последние годы темпы роста дополнительных расходов замедлились, очевидно, что цифра расходов на BRI в Центральной Азии может составлять максимум сотни миллиардов.

Азиатский банк инфраструктурных инвестиций

Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (AIIB) со штаб-квартирой в Пекине — это возглавляемый Китаем банк развития, деятельность которого направлена на финансирование инфраструктуры и оказание помощи в реализации инициативы BRI.

AIIB сотрудничает с другими институтами в регионе, в частности с Исламским банком развития, а также предоставляет консультационные, информационные и технические услуги странам Центральной Азии.

AIIB уделяет большое внимание физической инфраструктуре и развитию. В общей сложности на проекты в Центральной Азии было выделено 4,6 млрд долларов, причем в среднем проекты были необычайно крупными.

Россия

Россия, безусловно, является наиболее влиятельным иностранным государством в политической сфере в Центральной Азии. Влияние России во многом зависит от межэлитных отношений и мер безопасности, о чем свидетельствует членство всех государств, кроме Туркменистана, в СНГ — межправительственной организации, которая выступает в качестве регулярной встречи глав соответствующих государств на высшем уровне. Многие центральноазиатские деятели поддерживают тесные связи с Москвой как благодаря советским связям, так и нынешним личным отношениям со своими российскими коллегами.

Примером российских связей в сфере безопасности является Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Вмешательство России в 2022 году в Казахстане для подавления беспорядков подчеркнуло ее роль как регионального стабилизатора. В прошлом она также активно выступала посредником между Кыргызстаном и Таджикистаном, хотя эта роль, похоже, ослабла после участия Узбекистана в заключении мирного договора в 2025 году. Москва также оказывает «мягкую силу» через СМИ и культурные связи, а также благодаря большому количеству этнических русских, проживающих в регионе, особенно в Казахстане. Хотя низкая рождаемость и эмиграция привели к сокращению численности этнических русских в регионе с 1991 года, после начала войны в Украине эта тенденция изменилась на противоположную, что привело к миграции большого числа русских в Центральную Азию.

В целом, однако, популярность русского языка может столкнуться с неопределенным будущим в связи с распространением движений за культурное и языковое возрождение, например, в Казахстане, которые вызывают у этих стран желание как культурной независимости, так и, в меньшей степени, более тесных связей с другими тюркскими странами.

Россия является основным торговым партнером региона. Начало войны на Украине оказало противоречивое влияние на отношения с Россией: Казахстан и Кыргызстан сократили банковские услуги России из-за угрозы введения дополнительных санкций со стороны США, но при этом получили значительные выгоды от того, что являются перевалочными пунктами российского рынка для западных и других товаров, в результате чего наблюдается быстрый экономический рост. Страны Центральной Азии также участвуют в ценовом арбитраже российского газа, покупая дешевый российский газ и экспортируя его или поставляя в Китай по более высоким ценам. Это привело к тому, что все страны региона переживают бурный рост: в Казахстане темпы роста самые низкие, но в 2024 году они составят 4,8%, а в Кыргызстане, наиболее зависимой от Москвы и лояльной к ней стране Центральной Азии, рост составит 9,6%.

Международный транспортный коридор Север-Юг

Международный транспортный коридор Север-Юг — это 7200-километровый мультимодальный торговый маршрут, связывающий Россию, Центральную Азию, Иран и Индию посредством морских, железнодорожных и автомобильных перевозок. Инициированный в 2000 году Россией, Ираном и Индией, в настоящее время он включает 13 стран-участниц, в том числе Казахстан и Узбекистан, но инфраструктура также, несомненно, будет использоваться тремя другими странами региона через существующие и будущие транспортные связи.

После вторжения России в Украину в 2022 году этот коридор стал жизненно важным для обхода санкционных маршрутов, способствуя развитию торговли между Россией, Центральной Азией и Азией. В 2024 году Россия и Иран пообещали выделить 25 млрд долларов на его развитие, чтобы к 2030 году обеспечить ежегодную перевозку 15 млн тонн грузов.

Евразийский экономический союз

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) был создан в 2015 году и возглавляется Россией. Во многих отношениях он аналогичен ЕС. Как и ЕС, ЕАЭС представляет собой региональный экономический и таможенный союз с некоторыми политическими элементами и придерживается схожих принципов свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, общих внешних тарифов, скоординированной макроэкономической политики, цифровой и транспортной интеграции. Единый рынок стал одной из движущих сил быстрого роста торговли между странами ЕАЭС в последние годы, которая продолжает стремительно расти после того, как в 2022 году Россия была отрезана от Запада.

В ЕАЭС входят Казахстан и Кыргызстан как центральноазиатские члены. Беларусь, Армения и Россия также являются полноправными членами, а еще одна страна Центральной Азии, Узбекистан, имеет статус наблюдателя.

Денежные переводы трудовых мигрантов из Центральной Азии в Россию, число которых в 2022 году превысит 10 млн человек, имеют решающее значение. Доля денежных переводов по отношению к ВВП была исключительно высока в Таджикистане — 45,4%, Кыргызстане — 23,7% и Узбекистане — 16,9%, и подавляющее большинство денежных переводов отправляется из России. ЕАЭС способствует свободному перемещению граждан Кыргызстана и Казахстана в Россию, но ограничения для трех других стран Центральной Азии более жесткие.

Сдвиг XXI века

По мере того, как мы вступаем во вторую четверть XXI века, этот суп начинает закипать, а принятие решений отдельными государствами становится все более многовекторным и самоопределяющимся. Тенденции, наблюдавшиеся с начала века, изменятся, и центры торговли и инвестиций в Центральной Азии станут более многочисленными и более разбросанными - но при этом более евразийскими. Силы соседей со всех сторон уравниваются, и решения для каждого государства становятся все более сложными.

Авторы: Джон Алам из Urus Advisory, Александр Тедди, управляющий директор Urus Advisory

Источник: URUS-ClearPic: The Big Four of US, China, Russia and Europe vie for investment in Central Asia

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников


Публикации автора

Топ-тема