Политика

Вода заканчивается — и Казахстан действует первым

16.04.2025

Вода вполне может стать определяющим вопросом XXI века — не нефть, не газ и не технологии. В Центральной Азии это уже так. 9 апреля 2025 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал новый Водный кодекс и три подзаконных акта. Впервые в законодательной истории Казахстана понятие «водная безопасность» получило официальное определение. Это далеко не просто семантика — это сигнал о комплексной национальной стратегии, направленной на защиту населения и экономики от дефицита и загрязнения воды, а также на защиту прав и интересов Казахстана в управлении трансграничными водными ресурсами.

Законодательство также ужесточает государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных ресурсов, что еще раз свидетельствует о серьезности проблемы. Это знаменует собой важный момент не только для Казахстана, но и для всей Центральной Азии, где общие реки, быстрое изменение климата и неустойчивое водопользование грозят обернуться будущими кризисами. Токаев сам поднял эту проблему на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2023 году, подчеркнув, что «нехватка воды создает серьезные экономические и другие проблемы в бассейнах трансграничных рек Центральной Азии».

В том же году в Казахстане было создано министерство водных ресурсов и ирригации — шаг, который сейчас, оглядываясь назад, кажется прозорливым. Контекст суров: только 2,8% территории Казахстана покрыто водой. Две трети территории страны занимают засушливые земли, где доступ к воде крайне ограничен. И менее 15% орошаемых земель используют современные водосберегающие технологии. Это делает Казахстан сильно зависимым от притока воды из соседних стран.

Такая уязвимость побудила правительство начать «национальную кампанию по развитию культуры водопотребления», признавая, что долгосрочное развитие агропромышленного сектора — одной из основ экономики Казахстана — напрямую зависит от наличия воды.

Во время обсуждения проекта Водного кодекса в парламенте депутат Павел Казанцев дал резкую оценку. По его словам, на сельское хозяйство приходится 60% всего водопотребления, и, согласно данным спутникового мониторинга, в некоторых районах до 80% воды теряется из-за воровства или торговли на черном рынке. В Кызылординской области обширные заболоченные участки вблизи оросительных каналов указывают на утечки, продолжавшиеся десятилетиями. По сообщениям, местные жители с помощью бульдозеров отводят малые реки на свои земли, оставляя общины и экосистемы ниже по течению сухими. «Это уже не просто расточительство или неэффективность, — предупреждает Казанцев, — это саботаж национальных интересов».

Казахстан не одинок в своих проблемах. Недавний международный климатический форум, проведенный в рамках саммита «Центральная Азия – ЕС» с участием глав государств региона и высокопоставленных европейских чиновников, подчеркнул, насколько глубок водный кризис в регионе. Министр водных ресурсов и ирригации Казахстана Нуржан Нуржигитов сообщил, что с октября 2024 года по 1 апреля 2025 года в Шардаринское водохранилище Казахстана из Узбекистана поступило более 12,6 млрд кубометров воды — на 1,7 млрд кубометров больше, чем прогнозировалось. Аналогичные излишки были зафиксированы и в Северном Арале. Нуржигитов подчеркнул важность совместных усилий по управлению трансграничными водными потоками и внедрению передовых технологий для обеспечения долгосрочной региональной водной безопасности.

Еще одним шагом на пути к модернизации стало присоединение Казахстана к коалиции One Water Vision в конце 2024 года — международному альянсу, направленному на решение глобального водного кризиса путем интегрированного управления водными ресурсами. Этот шаг соответствует призыву Казахстана к технологическим инновациям и более строгому регулированию для защиты источников воды от промышленного, химического, сельскохозяйственного и бытового загрязнения.

Параллельно с этим правительство Казахстана совместно с Исламским банком развития работает над реализацией новой масштабной инициативы — Проекта развития климатоустойчивых водных ресурсов. Этот проект предусматривает строительство четырех новых водохранилищ, восстановление четырех существующих, а также капитальный ремонт 115 каналов, включая меры по укреплению Астанинского водохранилища. Кроме того, Исламский банк развития профинансирует грант для Казахского научно-исследовательского института водного хозяйства на изучение речных и бассейновых систем страны — шаг, который может стать основой для будущей политики во всем регионе.

Это не маленькие усилия. Они являются частью более широкой стратегии по преодолению кризиса, который грозит дестабилизировать не только Казахстан, но и весь регион. По данным Всемирного банка, в настоящее время более 37 миллионов человек в Центральной Азии живут в районах с дефицитом воды, и ситуация только ухудшается. Аналитики предупреждают, что дефицит воды усиливается год от года.

Но нехватка воды — это не просто проблема развития. Она также становится угрозой национальной безопасности. В 2024 году Айдос Сарым, секретарь комитета по международным делам, обороне и безопасности мажилиса парламента Казахстана, выступил с суровым предупреждением: «Впервые мы осознали, что угроза внешней агрессии больше не является гипотетической». Сарым добавил: «Она может исходить даже не из имперских амбиций. Многие сообщения говорят о том, что будущие конфликты в нашем регионе будут происходить из-за воды».

Действительно, логика очевидна. Там, где доступ к воде становится оружием или монополизируется, следует конфликт. Именно поэтому законодательные и политические изменения Казахстана следует рассматривать не только как реакцию, но и как проактивный план для всего региона.

Обнадеживает то, что правительства стран Центральной Азии, похоже, приходят к такому же выводу. За последние три года пять стран региона подписали четыре новых двусторонних соглашения по управлению речными водами. Такой уровень сотрудничества беспрецедентен — и крайне необходим.

Урок прост: ни одна страна не сможет в одиночку решить водный кризис в регионе. Только настоящие коллективные действия — основанные на науке, дипломатии и долгосрочных инвестициях — позволят Центральной Азии преодолеть то, что может стать самой дестабилизирующей силой этого века.

Казахстан сделал первый шаг. Остальные страны региона должны последовать за ним — пока колодцы не иссякли.

Автор: Теймур Атаев — азербайджанский публицист, историк, политолог, ведущий программы «Аспекты внешней политики» на азербайджанском телеканале CBC (вещает на русском языке). Статья выражает личное мнение автора и может не совпадать с точкой зрения News.Az.

Источник: Water is running out — and Kazakhstan is the first to act

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников


Публикации автора

Топ-тема