Аналитика

Итоги недели. Мировая торговая война стартовала

Владислав Юрицын

07.04.2025

На Западе развернулась междоусобица между неоимпериалистами Трампа и старыми глобалистами коллективного Сороса

Не стоит прогибаться под экономический мир, лучше обложить его пошлинами. Эту доктрину Дональд Трамп пытался реализовать на прошедшей неделе. 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Итоги недели. Перемирия не будет…

Итоги недели. Год Рыси, протесты в Турции, смерть олигарха

Итоги недели. Переговорная перепасовка и конец вещания

ОпошлИно

Наблюдатели пытаются разобраться, чего добивается команда Дональда Трампа: увеличения таможенных сборов или развала международной торговли? 

Если нужны уступки от торговых партнеров, то луче делать в режиме «один на один», как с Канадой или Мексикой. А когда гегемон атакует сразу почти весь мир, то и в ответ можно получить тоже сразу от всех. 

Китай в ответ на 34%-е американские пошлины ввел такие же на весь ассортимент товаров из США. Фактически это заградительные пошлины в обе стороны. За 2024 год объем взаимной торговли Вашингтона и Пекина составил 688 млрд долларов. Теперь можно гадать, на какую величину он упадет в 2025-м. А упадет неизбежно. 

А вот когда стоит задача обрушить мировую торговлю и устоявшийся экономический порядок, тогда действия Трампа от 2 апреля и «День освобождения Америки» от старых глобалистов укладываются в логическую картину. 

Хозяин Овального кабинета пытается оживить в Штатах национальный производственный капитал и сделать из страны что-то наподобие Великобритании XIX века – владычицы морей и мастерской мира. Это невероятно трудно по целому ряду причин. 

С одной стороны в схватку вступили деньги, заработанные потом против денег, полученных с помощью финансовых операций. С другой американцы, в отличие от годов после Великой депрессии, не признают формулу «тяжелый труд за честную оплату» — общество качественно стало другим. А еще с торговых войн часто начинаются настоящие. 

На Западе развернулась междоусобица между неоимпериалистами Трампа и старыми глобалистами коллективного Сороса. 47-ой президент США считает, что мировая торговая система обслуживает интересы глобалистов и снабжает их ресурсами, а потому удар по ней укладывается в логику проводимой в жизнь стратегии. Правда, сама стратегия высокорисковая. 

Проскок Казахстана

Товары из Казахстана, импортируемые в США, подлежат обложению по ставке 27%. Это больше, чем для Бразилии (10%) или Европейского союза (20%), но меньше Швейцарии (31%) или Вьетнама (46%).

Правда, в случае с экспортом из Республики Казахстан есть масса специфики. Новые пошлины затронут только 4,8% поставок в стоимостном выражении. В 2024 году экспорт на американский рынок составил 1,97 млрд долларов или 2,4% в общем объеме РК. 

Такая продукция, как нефть, уран, серебро, ферросплавы, тантал, титан, подпадает под исключения, поскольку считается стратегически важной и необходимой для американской экономики. Если Вашингтон намерен возрождать индустриальную мощь, то для промышленности нужны сырьевые ресурсы и полуфабрикаты, чтобы производить из них готовые изделия с высокой добавленной стоимостью. 

Среди новооблагаемых товаров фосфор (в 2024 году экспорт в США составил 15,9 млн долларов); ферросилиций (12,7 млн долларов); линзы (4,1 млн долларов); пшеничная клейковина (4 млн долларов); нитрат аммония (2,4 млн долларов).

Но если развязываемая Дональдом Трампом торговая война получит эффект цепной реакции, то это может угрожать экспорту Казахстана в перспективе. При сценарии, где таможенные пошлины резко поднимут Евросоюз или Китай (а тем более вместе) — экономика республики объективно «ляжет». Ну а время сейчас такое, что уже ни за что нельзя поручиться.

Россию мы пока в расклад не берем, поскольку РК находится с нею в едином таможенном пространстве Евразийского экономического союза.      

Игра на понижение

После объявления о новых пошлинах Дональда Трампа мировые биржи стали падать отвесно. Только за один день 3 апреля общая капитализация фондового рынка США сократилась на 2,5 трлн долларов.

Значительный ущерб понесли компании, чьи цепочки поставок в наибольшей степени зависят от зарубежного производства. Среди наиболее пострадавших на американском рынке — акции технологических компаний Apple, Nvidia, Tesla. Эти корпорации могут серьезно пострадать от пошлин, так как их бизнес в значительной степени зависит от Китая.

Кроме собственно пошлин от Трампа и объявленных 4 апреля ответных пошлин Пекина в размере 34% на импорт из США (начнут действовать 10 апреля), давление на рынок оказали комментарии Джерома Пауэлла, главы ФРС. Он считает, что последствия пошлин будут включать более высокую инфляцию и более медленный рост экономики на длительный период. 

Европейские и азиатские рынки тоже в большом минусе, поскольку традиционно чутко реагируют на биржевые новости из Соединенных Штатов. Опять же действия администрации Белого дома нанесли тяжелый удар сразу по многим секторам экономики. 

Настоящие войны, в том числе торговые, начинаются вдруг. Обескураженные инвесторы еще больше побежали в золото, которое взяло отметку в 3100 долларов за унцию (примерно 31,1 г). С начала года золото подорожало на 19%, а в 2024 году оно уже выросло в цене на 39%. Драгоценный металл по-прежнему востребован как актив-убежище в условиях нестабильности и непредсказуемости. 

Китайский ответ

Вводя пошлины против 185 стран, президент Трамп одновременно предложил переговоры, пообещав снисхождение тем, кто пойдет на «феноменальные» уступки. Однако Китай не стал заморачиваться игрой в одни ворота и ввел зеркальные 34%-е пошлины. По экономическим критериям они фактически запретительные. 

По идее, после обмена такими мощными экономическими ударами, Вашингтон и Пекин должны сесть за стол переговоров и прийти к компромиссам. Однако на сегодняшний момент имеем то, что имеем. 

В первую каденцию Дональда Трампа Поднебесная таких резких ответных действий не предпринимала и старалась сгладить остроту противостояния с Соединенными Штатами. Все указывает на то, что Китай стал еще крепче в экономическом плане, адаптировался к американскому давлению и принял решение о полноценной торговой войне. 

После того, как США ввели высокие таможенные тарифы для стран Азии — Малайзия 24%; Пакистан 29%; Индонезия 32%; Лаос 48% — вполне естественно, что те станут больше ориентироваться на китайский рынок. Теоретически, торговые связи между КНР и Европейским союзом тоже должны получить новый импульс. 

Китайские власти сообщили об усилении режима экспортного контроля в отношении семи китайских редкоземельных элементов (самарий, гадолиний, тербий, диспрозий, лютеций, скандий, иттрий), которые почти монопольно добываются и обрабатываются в Поднебесной. Раньше Пекин фактически запретил экспорт галлия и германия – очень важных компонентов при производстве военных радаров и средств связи. 

Еще Пекин объявил о добавлении 27 американских компаний в список организаций, подлежащих торговым санкциям или контролю за поставками в их адрес.       

Нефтяной шторм

На прошлой неделе нефть марки Брент упала более чем на 10% — ниже 66 долларов за баррель. Вообще на глобальный рынок «черного золота» обрушилось что-то вроде идеального шторма. 

Во-первых, развернулась торговая война между двумя самыми крупными экономиками планеты — американской и китайской, а это объективно приведет к снижению спроса на углеводороды. Потом ОПЕК+ подтвердил планы по наращиванию нефтедобычи, из чего следует расширение предложения на рынке. 

Третьим фактором стало увеличение нефти из Гайаны. Американские компании стремительно увеличивают нефтедобычу на шельфе этой страны. В 2020 году Гайана добывала 66 тысяч баррелей в сутки, в 2023-м — 383 тысячи баррелей, а прогноз к 2027 году — 1,2 млн.   

В свете новых санкций Дональда Трампа против Москвы потребителям российской нефти могут запретить ведение бизнеса в США. По экономической логике это подразумевает новые дисконты для покупателей нефти из Российской Федерации. Чтобы Кремлю компенсировать денежные потери, нужно будет увеличивать объемы продаж, а это опять удар по ценам. 

В любом случае никто не будет торговать нефтью себе в убыток. Но пока новости для продавцов «черного золота» печальные. В полной мере это касается и Казахстана. 

Бедная Африка

До пошлин Трампа у Черного континента было три главных шока: арабская работорговля, европейская колонизация и европейская деколонизация. 

После того, как Дональд Трамп ввел 10%-е пошлины на весь африканский импорт и еще большие для «стран-нарушителей» вроде Нигерии и ЮАР, фактически умерло соглашение 2000 года «Об обеспечении роста и возможностей в Африке».

По этому соглашению, формально действующему до сентября 2025 года, 1800 товаров африканского производства из 32 стран имели беспошлинный доступ на рынок США.

Эксперты ожидают, что наиболее сильно пострадают сельское хозяйство и добыча сырья, так как они наиболее зависимы от экспорта. Все страны континента ждут неблагоприятные социальные последствия, особенно по линии роста безработицы. 

Специалисты полагают, что из-за проблем доступа на американский рынок, африканские игроки станут активнее переориентироваться на Китай. Попутно ожидается активизация внутриафриканской торговли. 

***

В видеоформате можно посмотреть здесь

Фото из открытых источников


Владислав Юрицын

Топ-тема