В прокат выходит «Кожа. Новое путешествие» — это новая киноверсия приключений непоседливого пионера Кожабергена Кадырова. И хотя это новая экранизация произведения Бердыбека Сокпакбаева, его можно рассматривать и как ремейк фильма Абдуллы Карсакбаева «Меня зовут Кожа». И это хороший повод поговорить об отечественных фильмах, идеи которых были явно «подсмотрены».
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Территория Хауса. Жанру медицинских сериалов в РК — 15 лет
«Малай»: көптен күткен отбасылық комедия 13 наурыздан бастап кинотеатрларда
Напомним, «Меня зовут Кожа» повествует о 12-летнем казахском мальчике, любознательном и добром, с открытым и решительным характером, постоянно попадающим в разные, то невинные, а порой и скверные истории. Фильм Абдуллы Карсакбаева считается классикой детского кино Казахстана и одним из важнейшим достижений нашего кинематографа на мировой арене: в свое время он получил приз как «Лучший детский фильм на иностранном языке» на Каннском кинофестивале. Теперь же настало время новой экранизации этой истории. К слову, фильм уже успел вызвать разного рода кривотолки — в соцсетях посчитали, что это будет сделано в духе «прославления советского прошлого». Впрочем, такого добра в соцсетях нынче немало. Не обращать же внимание на каждого городского (точнее, фейсбучного) сумасшедшего.
Один из самых успешных примеров — российский фильм «Холоп». Ремейки по истории перевоспитания зажравшегося мажора сняли во Франции и Турции. В Казахстане же в прокате идет фильм «Малай» по тому же сюжету. Этот пример, при всех оговорках, можно считать вполне успешным.
Не так давно также была предпринята попытка снять ремейк популярного казахского советского кинофильма. Речь о фильме «Нам нужен доктор», что, судя по названию, является ремейком классической киноленты Шакена Айманова «Наш милый доктор». В целом, структура старого фильма повторяется и в новом.
В центре сюжета — врач Николай Анатольевич Грачев, который празднует свой 70-летний юбилей. Его коллеги, пациенты и руководство больницы готовят ему теплый и искренний праздник. Второй главный герой истории — молодой парень, который хочет быть доктором, но отец настаивает на том, чтобы он продолжал бизнес-династию. Плюс история первой любви и все это под ремейки песен из оригинального фильма и казахстанских шлягеров 1970-х, 1990-х, 2000-х.
Реакция зрителей на фильм, к слову, была довольно прохладной. Тут мало того, что ремейк, так вдобавок и в жанре мюзикла — еще одного бедового направления нашего кино. Достаточно вспомнить лишь недавний пример со «Стоп-ночью» (или «Солдатом любви»), когда стало ясно — даже очень хитовых песен в основе мюзикла мало для успеха.
Если брать примеры, когда идеи заимствовались из-за рубежа, то здесь можно вспомнить фильм «Он и Она». Странное и нелепое знакомство молодых парня и девчонки и их приключения вплоть до неожиданного исчезновения девушки стали в свое время очень популярным кинохитом в Казахстане, фильм принес славу исполнителям главных ролей — Жандосу Айбасову и Динаре Бактыбаевой. Режиссер Сакен Жолдас особо не скрывал, что брал за основу в качестве референса именно южнокорейскую мелодраму «Дрянная девчонка». И хотя зрители тоже довольно быстро это «раскусили», казахстанский аналог этой картины тоже был воспринят публикой довольно доброжелательно.
Бывшая весьма популярной в 2010-е годы певица и актриса Сиви Махмуди в то время едва ли ни ежегодно «радовала» публику мелодраматическими картинами со своим участием. В 2017 году она в качестве продюсера и исполнительницы главной роли представила фильм «Слепая любовь». По сюжету спортсмен Арлан ступил на скользкую дорожку. Он надеялся заработать легких денег. Однажды судьба дарит ему встречу с девушкой Анель. Красавица стала жертвой жуткой автокатастрофы, в результате которой ее родители погибли, а сама она потеряла возможность видеть. Сейчас жизнь Анель — сплошные грезы, мечты и надежды на то, что вскоре все изменится в лучшую сторону. Была ли ее встреча с Арланом знаком свыше? Удастся ли построить настоящее счастье на развалинах судеб других людей? Спасет ли искупление перед лицом той, которая в короткий срок сумела стать дороже всей жизни?..
Фильм был принят, мягко говоря, скромно в сравнении с «Он и Она» и меньшее количество людей поняли, что он стал, по сути, парафразом южнокорейского фильма «Всегда» 2011 года. Собственно, не только отсутствие фантазии поставило крест на кинокарьере Сиви Махмуди. Убогая режиссура и, мягко говоря, своеобразная актерская игра быстро убрали Сиви с пьедестала отечественного кино.
Трудно в полной мере оценить, что является ремейком, а что — банальным воровством. Но явлений, когда заимствуются вполне определенные замыслы, не так уж и мало. Можно вспомнить фильм Фархата Кулбаева «Семьянин» 2019 года. Нетрудно догадаться, что «рифмуется» он с одноименным фильмом 2001 года с Николасом Кейджем в главной роли. Однако тут получился своего рода «ремейк наоборот»: если в американской киноленте богач меняет свою жизнь на жизнь простого труженика, но с любимой семьей, то у нас все с ног на голову. Герой Абунасыра Серикова тяготится нужды, жаждет богатства и получает его, но взамен теряет семью (в параллельной жизни она «достается» его лучшему другу). И лишь по ходу фильма осознает ценность любящих родных людей.
Стоит привести еще один пример, но уже обратного эффекта — когда наша оригинальная история стала основной для ремейка в России. История о том, как свекровь и невестка меняются телами, в свое время стала одним из лидеров проката в Казахстане. Речь идет о фильме «Келинка тоже человек». И хотя сюжетный ход с обменом телами далеко не нов, как минимум, с момента выхода фильма «Кара небесная», скрещение его с традиционным казахским фольклорным противостоянием келинки и енешки стало настоящим открытием и породило целую волну в казахстанском комедийном кинематографе.
В конце 2023 года в России вышла сюжетная адаптация этой картины, но с учетом российских реалий. Картина «Теща» с Гариком Харламовым и Ларисой Гузеевой в главных ролях — ремейк «Келинки», но уже в сюжетной переработке с учетом русского семейного фольклора. А там, как известно, противостояние тещи и зятя — главный предмет исследования сотен фольклористов и культурологов. Любопытно, но и «Келинку», и «Тещу» снимал один и тот же режиссер — Аскар Узабаев. И в обоих случаях ему улыбнулась удача — оба фильма неплохо заработали в кинопрокате. Это еще раз говорит о том, что ремейк может быть успешным, если кроме хорошего сюжета в работу добавляется профессионализм сценаристов и съемочной группы. А на просто сворованном материале далеко не уедешь.
Фото из открытых источников